DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Выстраивание партнерских отношений с подростком и постановка целей по SMART: что нужно знать молодому педагогу

Выстраивание партнерских отношений с подростком и постановка целей по SMART: что нужно знать молодому педагогу

Подростковый возраст – непростое время как для самих детей, так и для их родителей. Взрослый человек рядом с подростком способен повлиять на его жизнь и стать проводником в поисках себя и своего пути развития. Это может быть и родитель, и наставник, и школьный учитель. Наставники Университета Талантов создают благоприятную среду и условия для раскрытия потенциала молодых людей, а также выявляют их потребности, помогают ставить правильные цели, обучают планированию и инструментам проектной деятельности.

19 декабря более 20 молодых педагогов – учителей школ Советского района г. Казани на базе школы № 86 (г. Казань) познакомились с деятельностью Университета Талантов, узнали основы и технологии построения партнерских отношений, а также научились ставить цели по системе SMART.

– Подумайте о какой-либо профессиональной или личной проблеме, которая актуальна для вас. Теперь переформулируйте ее в задачу, чтобы она звучала позитивно, без частицы «не». Например, «Мне не хватает времени на отдых и общение с друзьями» замените на «Как мне найти время на отдых и общение с друзьями?», – озвучила первое задание координатор курса «Управление продюсированием талантов» Университета Талантов Екатерина Родионовна Салихова.

Затем участники тренинга разложили на столе 5–7 предметов, из которых случайным образом выбрали 3. Им предстояло подумать и записать, для чего используются эти предметы. Например, батарейка – энергия, флешка – накопитель информации, резинка для волос – способность к изменениям. Далее учителя индивидуально соорудили конструкцию из трех предметов и обозначили взаимосвязь этих элементов. Была поставлена задача: «Какие обучающие курсы пройти, чтобы устроиться на хорошую работу?». Конструкция из батарейки и флешки, обмотанная резинкой, привела к мысли, что уже достаточно знаний и энергии, нужно проявить гибкость и найти возможность устроиться на хорошую работу. Во время выполнения задания участники тренинга познакомились с постановкой задачи и подсознательным поиском способа ее решения.

Татьяна Иванова, учитель математики и английского языка гимназии № 93 (г. Казань), рассказала, к каким выводам она пришла после упражнения:

Мне понравилось задание с сооружением конструкции и постановкой задачи – это актуально для нас каждый день. Изначально я скептически отнеслась к этому, но после выполнения я ответила себе на поставленный вопрос и поняла, что это действенный и не такой сложный метод. Как учителю, мне важно, чтобы я относилась хорошо к ученикам, несмотря на их отношение ко мне и оценки. Каждый ученик имеет определенные способности и может достичь поставленных целей, мне же необходимо направлять его на этом пути. Полученные знания на тренинге я смогу использовать не только в работе, но и в своей жизни.

Далее участники тренинга повторили ранее изученные 5 принципов Милтона Эриксона:

  1. Все люди хороши такими, какие они есть
  2. Все люди обладают внутренними необходимыми ресурсами
  3. Все люди осуществляют лучший выбор из возможных
  4. В основе каждого поступка лежит позитивное намерение
  5. Изменения неизбежны

Учителя обсудили, как связано предыдущее проделанное упражнение и 5 принципов Милтона Эриксона. Они подвели такой итог: каждый из нас при решении задачи использовал свои внутренние ресурсы, и та интерпретация, которая возникла у каждого, есть лучшее решение поставленной задачи, так как оно собственное.

Анна Вахрушева, педагог-психолог школы 156 (г. Казань), рассказала, как она применяла знания о фасилитации, полученные на предыдущем занятии, в своей работе:

– Ко мне обратилась сотрудница школы с личной проблемой, которую она хотела решить. Я ей предложила ответить на «сильные» вопросы, которые мы учились задавать на тренинге Университета Талантов. Через три дня коллега подошла ко мне, поблагодарила и рассказала, что ей удалось разрешить ситуацию. Теперь эти вопросы записаны у меня в блокноте, чтобы пользоваться ими всегда.

Подростковый возраст – это уникальный период развития, когда одновременно происходят процессы поиска, познания, экспериментирования, преодоление препятствий и знакомство с новыми возможностями. Период высокой неопределенности может пугать подростков, и их растерянность, которая часто маскируется агрессией, становится понятной. В этот момент нужно правильно выстраивать партнерские отношения – помочь ему в чем-то важном и актуальном для него:

  • научить определять собственные ценности
  • делать наилучший выбор
  • нести ответственность за свои поступки
  • выстраивать внутренние ресурсы для принятия сознательного решения

Партнерские позиции во взаимоотношениях представляют собой помощь и поддержку. «Ключи» от вопросов общения с подростками всегда в руках у взрослых. Понять, что важно для подростка – это поставить цель и сформулировать шаги к ее достижению. Известно, что навыки постановки и достижения цели приобретаются только с опытом. Чтобы быть подростку партнером, необходимо научить его делать то, что будет для него важно. На тренинге учителя научились правильно формулировать цель и планировать ее достижение, познакомились с известной системой постановки целей SMART:

  • S - specific (конкретная)
  • M - measurable (измеримая)
  • A - attainable (достижимая)
  • R - relevant (актуальная)
  • T - timely (ограничена временем)

Молодые педагоги работали в парах над постановкой целей по SMART: задавали вопросы по каждому критерию. Далее они обсудили 3 мифа о цели – возражения, которые можно услышать от подростка :

  1. У меня без цели все отлично получится
  2. Чтобы поставить цель, нужен повод и подходящее время
  3. Все придется делать самостоятельно

В завершение тренинга учителя подвели итоги и выделили три правды о цели:

  1. Цели имеют значение
  2. Цели есть не у всех
  3. Каждый может стать целеустремленным человеком

Эльмира Джафарова, учитель английского языка школы № 22 (г. Казань), рассказала о важности проведения подобных тренингов:

– Сегодня мы разобрали подробно инструмент SMART, до этого я была знакома с ним поверхностно. Мне интересно общаться со своими коллегами: на тренингах мы учимся и делимся своим опытом друг с другом. Одна из главных задач для нас – мотивация детей к учебе. Мы стараемся придумать для них задания разного формата, используя книги, электронные носители и аудио.

Фоторепортаж

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов