В раскрытии потенциала и развитии надпредметных компетенций одаренных детей и талантливой молодежи важную роль играет поддержка наставника. При этом наставник не навязывает наставляемому свое мнение, а помогает самому выбрать карьерный путь, построить индивидуальный план развития и идти к своей цели. В задачи наставника-фасилитатора входит поддержка инициативы молодых людей и их мотивация на реализацию своих идей. Фасилитация как одна из компетенций наставника является ключом к созданию благоприятной атмосферы, в которой наставляемые не боятся ошибиться, самостоятельно принимать решения и развивать навыки будущего.
13 декабря в Зеленодольске прошел второй модуль курса «Управление продюсированием талантов» (КУПТ) Университета Талантов. 29 учителей и педагогов дополнительного образования Зеленодольского района вместе с координатором КУПТа Екатериной Салиховой и наставником-тренером Университета Талантов Мариной Хуснутдиновой изучили задачи и принципы фасилитации и опробовали полученные знания на практике. На первом модуле, который состоялся 22 ноября, участники подробнее узнали о деятельности Университета Талантов, треке студента и наставника.
В рамках курса участники изучили навыки, которые необходимо развивать наставнику-фасилитатору:
– установление доверительных отношений
– умение наблюдать
– умение слушать
– умение задавать вопросы
– способность бросать вызов
– умение управлять прогрессом
– навык ведения диалога
Участники модуля выполнили ряд упражнений, которые помогли лучше понять, как направить ученика на достижение лучших результатов. В одном из упражнений наставники развивали умение «считывать» невербальное общение. Для этого они взяли на себя одну из предложенных позиций и старались взглядом показать ее оппоненту. Упражнение показало, что многие наставники смогли легко отгадать позицию другого участника, и помогло определить, насколько хорошо коммуникаторы понимают друг друга.
С помощью другого упражнения наставники познакомились с принципами фасилитатора в развивающем диалоге с ребенком по Милтону Эриксону:
- Все люди хороши такими, какие они есть
- Все люди обладают внутренними необходимыми ресурсами
- Все люди осуществляют лучший выбор из возможных
- В основе каждого поступка лежит позитивное намерение
- Изменения неизбежны
Главная цель этого упражнения – показать, с какой позиции необходимо смотреть на ученика. Изучение этих принципов, по признанию многих участников модуля, дало им мотивационный заряд.
Для эффективного сравнения стандартного поведения экспертов и фасилитатора педагоги выполнили упражнение, в котором сначала примерили роль эксперта, а затем роль фасилитатора, используя только определенный набор слов.
Эксперту присущи такие слова, как «проблема», «должен», «оценка», «совет», «контроль», «ответственность за других». А фасилитатор заменяет это словами «возможность», «хочет», «осознанность», «наблюдение», «ответственность за себя». Другими словами, фасилитатор не дает оценку и не выражает конкретное мнение, а задает наводящие вопросы, которые дают ученику подумать и взять ответственность за решение, которое он принял сам, а не то, которое навязал ему учитель. Чтобы выражать мысли, как фасилитатор, в первое время необходимо контролировать себя и повторять эти слова, и со временем данная позиция усваивается и помогает лучше развивать талант ученика.
Наставники отметили, что некоторые техники они давно применяли на практике, но отсутствовала систематизация знаний, которая помогает комплексно подходить к проблеме. Мария Хуснутдинова рассказала, как нужно пользоваться полученными инструментами в наставнической деятельности:
– Во время прохождения КУПТ наставники развивают компетенции, которые помогут им лучше взаимодействовать с наставляемым и узнать, когда лучше сделать паузу в диалоге, а когда – сказать слова поддержки. Мы даем шаблоны, которые наставники будут применять индивидуально. Самое правильное – создать доверительные отношения между наставником и ребенком.
Ирина Агапова, психолог лицея № 14 (г. Зеленодольск), рассказала, что нового она узнала на модуле:
– Теперь я знаю, как называются методы, которые я до этого применяла в общении с учениками, работая не с позиции эксперта, который диктует авторитарный стиль управления, а именно с позиции фасилитатора. На модуле я получила дополнительный стимул идти дальше и положительный эмоциональный подъем. Образовательные модули Университета Талантов помогают мне развиваться личностно и улучшать навыки публичных выступлений.
Светлана Королева, педагог Центра творчества Зеленодольского района Республики Татарстан, рассказала, как знания, полученные на образовательном модуле, помогли ей систематизировать работу с детьми:
– На модуле я получила интересную и доступную информацию, которая позволила выстроить последовательность моих знаний и понять особенности применения этих методов на практике. Если раньше они использовались интуитивно, то сейчас выработалась системность в решении задач в сфере работы с детьми. В дальнейшем я собираюсь применять со своими учениками игры на развитие командности и эффективности сотрудничества.
Третий модуль курса «Управление продюсированием талантов» состоится в Казани в середине января. Чтобы стать слушателем курса и пройти обучение, необходимо написать на почту mentor@utalents.ru
Анастасия Пигунова,
Медиалаборатория Университета Талантов