Надпредметные компетенции, или soft skills – навыки, которые применяются вне зависимости от профессии. Это жизненно необходимые навыки личной эффективности, которые надо развивать, чтобы оставаться востребованным специалистом, которого не смогут заменить роботы.
Одной из мер государственной поддержки молодежи с выдающимися способностями является диагностика и оценка потенциала, компетенций. Чтобы помочь молодежи овладеть надпредметными компетенциями, наставники Университета Талантов проводят тренинги на определение уровня их развития и предоставляют рекомендации о сильных сторонах и «зонах роста». В муниципальных районах и городах Татарстана созданы сетевые площадки тренинг-классов Университета Талантов, где наставники проводят для молодежи тренинги на развитие надпредметных компетенций, к которым относятся:
- когнитивность
- открытость, инициативность и предприимчивость
- управление проектом под результат
- командность и эффективность сотрудничества
- видение и лидерство
Каждая компетенция имеет подробное описание, методику замера уровня развития и самодиагностики. В развитии этих компетенций студенту Университета Талантов помогает наставник – тренер надпредметных компетенций, который умеет оценивать уровень их развития у молодого человека и предлагает разные приемы и методы для роста, поддерживает молодых людей в их желании совершенствоваться. В этой роли наставник помогает ускорить процесс развития компетенций, моделируя различные ситуации, в которых молодой человек может их проявить.
6 ноября тренеры надпредметных компетенций Университета Талантов в рамках курса «Управление продюсированием талантов» прошли обучение новым тренингам, которые они в дальнейшем будут проводить для студентов Университета Талантов.
Как показал опыт студенческой образовательной программы, в рамках восьмичасового тренинга дети не могут полностью достичь поставленной цели, несмотря на то, что при многократном повторении человек должен больше развить и закрепить навык. Поэтому было принято решение обновить сценарий проведения тренингов.
Все надпредметные компетенции делятся на нулевой, первый, второй, третий уровни, где нулевой уровень обозначает знакомство с компетенцией, а третий – высший уровень развития компетенции. Наставники «проживали» тренинги для нулевого и первого уровней развития надпредметных компетенций.
Перед наставниками Университета Талантов стояли задачи:
– погрузить своих коллег в тренинг на развитие надпредметной компетенции
– разобрать технологию тренинга, инструменты, игры и упражнения
– на личном примере «проиграть» упражнения, указанные в сценарии
В начале модуля наставники на стикерах написали свои цели в рамках обучающего дня. Они применили на практике инструмент «сбор ожиданий», который используется при работе со студентами. Перед предстоящей работой тренер с помощью этого инструмента спрашивает у студентов, с какими целями и ожиданиями они пришли. Студенты делятся своими идеями: познакомиться с новыми людьми, узнать что-то новое, повысить свой уровень компетенции и т.д. Каждый должен ставить цель для понимания, зачем он здесь находится и что хочет получить. В завершении тренинга студенты подводят итоги и получают ответы на все свои запросы.
Зульфира Кельдиева, наставник Университета Талантов, педагог дополнительного образования объединения молодежных клубов «Исток» (Зеленодольский район, с. Нурлаты), рассказала о том, как проходил обучающий модуль:
– Главная цель – получить новые знания и опыт в проведении тренинга для студентов Университета Талантов. Мы изучили методологию тренингов, узнали инструменты, которые необходимы для его проведения: теоретические знания, игры, упражнения. На тренинге для студентов Университета Талантов работа идет по готовому сценарию, в котором прописаны игры и упражнения на развитие определенной компетенции, поэтому мы проигрываем эти упражнения, определяем риски и понимаем, над чем нужно работать, чтобы улучшить форму проведения тренингов.
В рамках модуля наставники прорабатывали ряд упражнений и игр. Одно из них – квадратура круга, направленное на развитие компетенции «когнитивость». Наставники выстроились в линию и смотрели в одну сторону. Тренер попросила участников вытянуть руки вперед, ладонями вверх. Далее положила один конец веревки на руки первого участника линии и прошла вдоль шеренги до последнего участника. Затем связала концы веревки. У группы была цель: с закрытыми глазами построить квадрат, не меняясь местами и держась за веревку. Если кто-то из участников придет к выводу, что упражнение закончено, он поднимает руку, и тогда тренер просит проголосовать остальных членов команды. После этого все открывали глаза и смотрели на результат. Далее тренер задавала вопросы:
- насколько эффективно удалось наладить обмен информацией?
- какова была общая стратегия?
- была ли стратегия доведена до каждого в команде?
- появился ли лидер в команде?
- как невозможность видеть происходящее повлияла на обмен мнениями?
С точки зрения системного мышления процесс будет более эффективным, если участники будут слушать друг друга и удостоверятся, что поняли все правильно перед началом действий.
Наставники разбирали тренинги, обсуждая и демонстрируя эксперименты – так они называют упражнения и игры. Это необходимо, чтобы студент не думал, что он может проиграть, и не чувствовал, будто он находится в школе. Главная задача тренингов – продумать рефлексирующие вопросы и выстроить логические «мостики» (переходы) между экспериментами. Тренер своими вопросами должен выводить студентов Университета Талантов на ту задачу, которая лежит в данном упражнении.
Римма Ибрагимова, наставник Университета Талантов, учитель биологии и педагог-организатор Апазовской СОШ (Арский район, с. Апазово), рассказала о том, где будет применять полученные знания:
– Я приехала разобраться в содержании тренингов и методике проведения экспериментов (так мы называем упражнения и игры) для студентов Университета Талантов. Мы рассматривали нулевой и первый уровни пяти надпредметных компетенций. Сложные упражнения мы прорабатывали среди наставников. Для меня новые тренинги на развитие когнитивности более сложные, поэтому было важно научиться делать правильные переходы между экспериментами в проведении тренингов. Скоро мы будем проводить обучающие модули для студентов, особенно насыщенный период – зимние каникулы. На мероприятиях Университета Талантов я оказываюсь в кругу единомышленников, обмениваюсь знаниями и получаю положительные эмоции, поддержку и силы для дальнейшей работы.
Также наставникам запомнилась игра «Сеть жизней». Для выполнения упражнения команда обозначила конкретную проблему – нехватку времени на хобби. Каждый участник выбрал для себя параметр: нехватка времени, работа, сон, лень и т.д. После этого каждый участник подумал, как его параметр может быть связан с параметрами остальных участников. Между наставниками в группе передавался клубок ниток со словами: «Работа не оставляет времени ни на что другое». Когда группа крепко оплетала себя сетью, участники возвращались на свои места. Тренер задал вопрос: «Как вы понимаете взаимозависимости, отображенные в виде сети?», а затем выделил высказывания участников, описывающие зависимости между разными параметрами.
Миляуша Гатина, наставник Университета Талантов, специалист по работе с молодежью Молодежного центра «Барс» (г. Елабуга), рассказала о том, что нового узнала на модуле:
– Студент будет ставить для себя ожидания перед тренингом, и наша задача – чтобы молодой человек дошел до того результата, который нужен и важен ему. Для меня сегодня новым был эксперимент «Сеть жизней», который направлен на развитие компетенции «когнитивность». В ходе эксперимента мы выяснили, почему у каждого из нас не хватает времени для хобби. Как показала практика, основная причина – лень. По окончании мы проанализировали ситуацию, и каждый пришел к выводу, как улучшить ситуацию. На модуле мы развивали прежде всего свои компетенции и получали практические знания, которые будем применять и в жизни, и на работе.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов