Наставник – это тот человек, который при общении с молодым человеком не станет читать лекции и навязывать свою точку зрения, а сможет вдохновить своим личным примером к саморазвитию и достижению целей.
В рубрике «Лица Университета Талантов» мы расскажем о координаторе сетевого проекта «Тренинг-класс» и наставнике Университета Талантов, кандидате юридических наук Татьяне Юрьевне Зариповой. Она рассказала нам о том, как видит наставничество, что для нее важно в работе с молодыми талантами, как наставник может улучшить систему образования, а также о предстоящей Молодежной школе талантов (МШТ), которая пройдет с 17 по 25 августа.
Я пришла в Университет Талантов после Молодежной школы талантов в 2015 году.
Я понимала, что помимо преподавательской деятельности, мне интересно заниматься еще чем-то. В то время я работала в Казанском инновационном университете им. В. Г. Тимирясова доцентом кафедры предпринимательского права. В студенчестве я старалась занимать активную жизненную позицию, уделяла много времени общественной деятельности. Это придавало мне уверенности, обогащало меня как человека и будущего специалиста. Я была членом студенческого совета, сооснователем Научного студенческого совета в вузе, занималась организацией научных конференций и событий. Я всегда проявляла интерес к тренерским технологиям. В своей преподавательской деятельности я старалась применять и деловые игры, и тренерские инструменты. Поэтому в 2015 году на МШТ, когда появилась возможность разрабатывать технологию работы сетевого проекта «Тренинг-класс» Университета Талантов, я оказалась в этой команде.
Не важно, кто ты по образованию, важно чем ты любишь заниматься.
Я люблю работать с детьми, с одаренной молодежью. Мне нравится раскрывать их потенциал, быть сопричастной к формированию среды наставников, которые вдохновляют и раскрывают человека. Всем этим моим запросам отвечает Университет Талантов.
Важно постоянно улучшать систему образования, модернизировать ее, применять новые инструменты для раскрытия потенциала каждого ребенка с помощью неформальных инструментов. Работая с педагогами, вдохновляя их на работу с детьми так, чтобы каждый привнес частичку нового в эту сферу, я стараюсь внести и свой вклад в совершенствование системы образования.
Талантливым детям в школах нужен особый подход.
Мне радостно наблюдать за тем, как наши тренеры-наставники Университета Талантов вдохновляют молодежь через тренинги на развитие «прорывных» компетенций. Как студенты раскрываются после развития компетенций, которые так необходимы в условиях неопределенности. У них появляется уверенность в том, что в будущем они будут востребованы и успешны. Многие начинают работать над целью в жизни.
Важно учиться у детей. У нас совершенно гениальные дети. Нужно понимать, куда ребенок хочет двигаться, а не навязывать ему свое понимание мира. Не нужно им мешать, нужно просто быть рядом.
Есть несколько правил, которых я придерживаюсь в работе с детьми и наставниками. Первое – быть честным и открытым, потому что такая позиция позволяет выстраивать доверительные отношения с окружающими. Второе – принимать всех людей такими, какие они есть. Все люди разные, интересные и талантливые. Третье – это работа в команде. Для меня важно быть членом команды, быть сопричастной к общей идеологии и разделять общечеловеческие принципы.
Я постараюсь приложить максимальные усилия, чтобы в Университете Талантов заработала система взаимодействия талантливого ребенка с работодателями.
В Университет Талантов мы все привносим что-то свое и усиливаем друг друга.
Возможности, которые представляет Университет Талантов – колоссальные. Образовательные сессии, которые проводили такие эксперты и наставники Университета Талантов, как Сергей Сергеевич Гиль, Светлана Осинцева, Александра Бобрецова, изменили мое мышление, мой кругозор, мой круг друзей и единомышленников.
Меня восхищает то, как мой наставник Сергей Сергеевич Гиль работает с людьми. Он умеет объединять людей совершенно разной формации, увидеть и раскрыть потенциал каждого, и вдохновить его так, чтобы он усиливал команду. Это удивительно, как он чувствует и понимает людей.
Моим наставником в вузе был ректор Казанского инновационного университета (Институт Экономики, управления и права) Виталий Гайнуллович Тимирясов. На первом курсе, когда я предложила создать студенческий научный совет, он поддержал мою идею.
Я участвую в подготовке образовательной программы для участников #МШТ2018.
На школу приедут такие эксперты, как Олег Панин, который будет работать с молодежью по теме «Проектная деятельность», Максим Михайлов – по теме «Дизайн мышления», Евгения Сазонова – по теме «Публичные выступления», Людмила Тобулток – по подготовке успешного резюме и ведению переговоров с работодателем.
На МШТ я буду принимать участие и как организатор, и как эксперт. В частности, буду проводить тренинг по формированию рефлексивной позиции. Участники узнают, что такое рефлексия, какие вопросы полезно себе задавать, какие инструменты помогают перевести отрицательный опыт в положительный, как извлекать уроки из любых жизненных ситуаций.
Лучший способ усвоить знания, которые приобретаешь – начать ими делиться.
Важно научиться «заземлять» все знания, применяя их на практике. Например, сейчас, завершив обучение по коучингу, я каждый день стараюсь проводить по 1–2 коуч-сессии. Кстати, на МШТ планируется организовать лабораторию коучинга для участников.
При этом наставничество – это не про прямую передачу знаний. Информационное поле и без наставника огромное. Наставник должен понимать, что сейчас актуально, какие тренды существуют, и уметь работать совершенно в разных форматах. Сегодня появляется актуальная компетенция – это быть наставником-продюсером. Наставничество – это про вдохновение, про то, чтобы быть рядом с ребенком.
Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов