DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Коучинговые технологии: что такое квадрат ценностей и для чего нужны «Глаза философа»

Коучинговые технологии: что такое квадрат ценностей и для чего нужны «Глаза философа»

Английская поэтесса и романистка Шарлотта Бронте писала: «Мне нужен наставник, который внушал бы мне добрые чувства, делал бы меня лучше». Роль наставника – помочь в создании успешной траектории развития, подсказать, как ставить цели и достигать их, а также научить смотреть на ситуацию с разных сторон. Такие наставники есть в Университете Талантов. В работе с одаренными детьми им помогают коучинговые методы работы, которые они осваивают на обучениях наставников коучингу.

С 30 июня по 1 июля на базе резиденции креативной индустрии «Штаб» состоялся третий образовательный модуль по коучингу «От проблем к решению» для наставников Университета Талантов. Модуль собрал около 20 специалистов по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью и был посвящен работе над сопротивлением и негативными убеждениями. Главная цель обучения – подготовка наставников к индивидуальной работе со студентами Университета Талантов.

Всего программа по развитию коучинговых методов работы у наставников Университета Талантов рассчитана на 4 модуля. Первый модуль образовательной программы по коучингу был посвящен основам диалого-развивающего разговора, где наставники учились задавать открытые вопросы и выстраивать диалоги. На втором модуле наставники узнали некоторые технологии коучинга и отработали их на практике.


Обучение наставников в Университете Талантов идет уже на протяжении трех лет – с 2015 года. О необходимости проведения подобных мероприятий нам рассказала Лилия Орлова, руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников», координатор проекта «Олимпиада наставников».

Для сопровождения молодых талантливых ребят нам нужно соответствовать новым стандартам. В 2015 году образовательных модулей для наставников было не так много. В этом году после интенсивной работы на образовательных модулях со студентами Университета мы поняли, что нужно усиливать подготовку наставников. К основным базовым компетенциям модератора, фасилитатора, наставника-тренера, наставника проектного творчества добавилось еще обучение проведению глубинного интервью и получению обратной связи. Сейчас наставники работают над тем, чтобы овладеть технологиями коуча и научиться задавать правильные наводящие вопросы, чтобы молодой человек сам понимал, куда он движется.

На третьем модуле наставники поделились своими результатами работы после предыдущих модулей. После этого участники познакомились с различными методами, которые помогают человеку вернуть равновесие и не поддаваться стрессовым ситуациям, например, проработали квадрат ценностей и развития, помогающий найти жизненный баланс, испробовали на себе упражнение «Глаза философа», которое помогает настроиться на разговор и снять напряжение, используя общие темы.

Наставников на коуч-сессии обучает сертифицированный профессиональный коуч по стандарту Международной Федерации коучинга ICF и вертикальному лидерству от компании Harthill, сертифицированный нарративный практик Анна Белякова (г. Москва).

Этот модуль объединен одной темой – сопротивление, возражение, неуверенность, убеждения, которые мешают достичь наших целей. Мы изучаем самые разные техники, находим ответы на вопросы: «Как это бывает?», «Почему это мешает?», «Как услышать убеждения, которые мешают нам выполнять то, что может нам помочь?». В основном это работа с убеждениями, иногда – с противоположностями, когда люди застревают на одной части спектра. Нужно всегда сохранять спокойствие, не давая волю своим эмоциям.

Мы берем для работы кейсы и решаем их. Наставники после завершения программы по развитию коучинговых методов работы будут применять полученные знания в работе со школьниками и студентами, поэтому участники модуля сначала сами отрабатывают упражнения в парах и решают кейсы. Это делается для того, чтобы они на личном примере прочувствовали, как это работает. Тогда они знают и понимают, есть эффект от данного упражнения или нет, – поделилась Анна Белякова.

По ее мнению, наставников Университета Талантов нельзя назвать просто учителями. Они активно участвуют в тренингах, программах, у них широкий кругозор, поэтому опыт их работы гораздо больше, они быстрее схватывают материал. Благодаря их умению слышать человека, наставники владеют коучинговыми технологиями даже лучше, чем коучи в бизнесе.

После каждого модуля я спрашиваю у наставников, что из изученного им удалось применить на практике и над чем еще нужно поработать. Возникает много вопросов, связанных с использованием техник при работе с подростками. Конечно, я могу только порадоваться. Если в начале образовательной программы у наставников было меньше вопросов, то сейчас идет применение новых знаний на практике, поэтому они хотят узнать больше, – рассказала тренер.


Миляуша Гатина, наставник Университета Талантов, учитель русского языка и литературы, учитель родного языка и литературы гимназии № 4 (г. Елабуга):

Третий модуль у нас основан на работе с убеждениями. Как правило, убеждения бывают субъективными и неправильными. Они появляются из-за каких-то пороков, неприятных ситуаций, эмоционального стресса. Те инструменты – упражнения, которые дает нам наш коуч, помогают нам рассеивать убеждения, вытаскивать из отрицательного убеждения что-то позитивное и направить на правильное русло.

Наставничество в Университете Талантов помогает мне правильно понять детей. При составлении уроков русского языка я учитываю и эти инструменты. Третий модуль мне поможет рассеять ненужные убеждения у моих школьников.

Альберт Главин, наставник Университета Талантов, педагог-психолог подросткового центра «Герда» (г. Казань):

На третьем модуле я приобрел техники коуча и узнал механизм работы, а также научился видеть ситуацию со стороны школьника и понял, как направлять его на решение задачи, а не решать за него самому. Также мы поработали с внутренними голосами, что было для меня открытием. На работе я уже применяю те практики, которые получил на предыдущих модулях. Знания, полученные на этом модуле, я также буду применять при работе с подростками.

Четвертый модуль по коучинг-образованию пройдет с 28 по 29 июля.

Представители сферы образования, бизнеса, спорта, искусства, информационных технологий и науки старше 25 лет с опытом работы с детьми могут подать заявку на вступление в Открытое сообщество наставников Университета Талантов и пройти обучение. Для этого необходимо оставить заявку на сайте или отправить запрос на почту mentor@utalents.ru

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов