Современный мир сложно представить без информационных технологий. Трехмерная графика является одним из востребованных направлений в сфере IT. 3D-моделирование – это проектирование трехмерной модели по заранее созданному чертежу. Эта технология позволяет создавать машины, аппараты для разных производств, разрабатывать дизайн помещений, проектировать здания. Многие современные школьники стремятся освоить это перспективное направление.
C 13 по 15 апреля в Международном детском центре «Артек» состоялся финал III Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям. Финал проходил в рамках профильной смены «Инженеры будущего: 3D-технологии в образовании» для победителей региональных отборочных этапов в возрасте от 14 лет. Сборная команда Татарстана достойно показала себя, заняв 2 место в финале Всероссийской олимпиады.
Нашу Республику представляли воспитанники МАУ ДО «Центр технического творчества и профориентации» (детский технопарк «Кванториум») г. Нижнекамска: Анастасия Ежова, ученица 7«Б» класса гимназии № 32, Ирма Хайдарпашич, ученица 8«А» класса школы № 1, а также обучающиеся детского технопарка «Кванториум» г. Набережные Челны: Тимофей Болотов, ученик 8 класса, и Яков Мамин, ученик 8«Б» класса лицея № 78 им. А. С. Пушкина.
Призеры поделились с нами впечатлениями об олимпиаде, смене в «Артеке» и о том, с какими сложностями им пришлось столкнуться на соревнованиях.
На пути к олимпиаде
Анастасия: Весной 2017 года я первый раз пошла в «Кванториум», тогда он только открывался в Нижнекамске. Я прошла тест на профориентацию, и выяснилось, что подходящие для меня сферы – это промышленный дизайн и геоквантум. Я выбрала промышленный дизайн и стала заниматься.
Зимой нам с Ирмой Хайдарпашич предложили принять участие в Республиканских соревнованиях по 3D-моделированию, проходивших в Набережных Челнах. Мы заняли второе место с моделью марсохода. На этих соревнованиях присутствовал представитель Ассоциации 3D-образования, ему понравилась наша работа. Позже нам сообщили, что мы едем в «Артек» на Всероссийский этап олимпиады по 3D-моделированию.
Тимофей: Я хожу на занятия по 3D-моделированию почти 2 года, в «Кванториуме» занимаюсь по направлениям «Робототехника», «3D-моделирование», «Программирование», «Нейропилотирование», «Электроника».
Мы с другом, Яковом Маминым, выиграли региональный этап олимпиады в Набережных Челнах, так и прошли на Всероссийский этап.
О наставниках
Анастасия: При подготовке к олимпиаде нам помогал Дмитрий Валерьевич Репетей, педагог кванториума по Hi-Tech. Мы занимались с ним каждый день: по 3 часа во время учебы в школе, и по 10 часов на зимних и весенних каникулах. Дмитрий Валерьевич поддерживал нас в наших начинаниях и не давал опустить голову. Он великолепный! Думаю, наставники очень важны, ведь всегда нужна поддержка и вера другого человека в твою идею.
Ирма: К олимпиаде мне помогали готовиться Дмитрий Валерьевич Репетей и Алмаз Якупович Биряльцев, педагоги «Кванториума». Считаю, что наставники помогают нам стать увереннее, многому научить: в нашем случае, навыкам работы в различных программах, 3D-принтерах.
Тимофей: Я уже почти 2 года занимаюсь с Александром Сергеевичем Лысенковым – моим преподавателем по 3D-моделированию. Нас с Яковом Маминым готовил к олимпиаде именно он.
О Всероссийском этапе III олимпиады по 3D-моделированию
Ирма: На олимпиаде мы работали в программе « Blender» – моделировали объекты, которые потом распечатывали на принтере «Maker bot». Олимпиада прошла на очень высоком уровне. В решении олимпиады у нас были небольшие трудности с размерами модели, но мы смогли их преодолеть: чтобы правильно соотнести все детали машины, мы переделывали все под один размер по соотношению с корпусом машины.
Яков: На олимпиаде мы работали в большой аудитории, за каждым столом – отдельная команда. Рядом был кабинет, где производилась печать на 3D-принтере. Я занимался чертежом, который мы делали вручную, карандашом. А интереснее всего было моделировать ковш нашей снегодробильной машины.
Сложности возникли в работе с печатью. Из-за больших погрешностей печати пришлось много времени потратить на обработку деталей, мы шлифовали их наждачкой, чтобы все подходило по размеру.
О смене в «Артеке»
Анастасия: В «Артеке» очень классно, каждый день проходят интересные занятия, нет даже свободной минутки. В семь утра мы встаем и идем на зарядку. После нее отправляемся в студию Российской организации изобразительного искусства, потом у нас либо бассейн, либо подготовка к мероприятиям. Также проходят уроки в игровой форме на улице.
Тимофей: Больше всего мне запомнился первый день смены, ее открытие. Особенно танцы наших вожатых! После финала олимпиады у нас проходят различные мероприятия, например, конкурс нарисованных карт «Артека».
О мечтах и планах
Яков: Планирую стать специалистом в области 3D-моделирования и программирования.
Анастасия: Мечтаю окончить Университет «Иннополис» и стать педагогом по промышленному дизайну или Hi-tech.
Ирма: Пока я определяюсь с профессией. Скорее всего, стану детским врачом.
Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов