С 23 по 28 февраля в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) прошел заключительный очный этап Всероссийской инженерной олимпиады Национальной технологической инициативы (НТИ). Ее участниками стали школьники 9–11 классов со всей России, которые в финале работали над решением конкретных технологических задач по 9 профилям. По итогам соревнований были выбраны 11 лучших команд и 18 победителей в индивидуальном зачете. В число призеров олимпиады НТИ вошли четыре школьника из Татарстана. Мы поговорили с победителями из нашей республики о том, как они попали на Всероссийскую олимпиаду, какие научные задачи решали и чем бы хотели заниматься будущем.
Айгуль Насибуллина
ученица 11 класса, гимназия-интернат № 4 (г. Казань), профиль – наносистемы и наноинженерия (нанотехнологии)
Мои подруги из лицея Иннополис в прошлом году рассказали мне про Олимпиаду НТИ. В начале этого года я отправила заявку на участие в этих соревнованиях и прошла отборочные этапы, где были задания по биологии, химии и физике.
Очный этап проходил в «Сириусе» и состоял из двух частей: командной и индивидуальной. Нам всей командой нужно было выделить ДНК бактерии, понять, что это за плазмида, после этого сделать антивирусные транссекции. Индивидуальная часть была похожа на предметную олимпиаду по физике, химии и биологии.
Я никогда раньше не была в «Сириусе», и меня очень удивило, что в этом центре школьники, так же как и ученые, могут спокойно работать на современном оборудовании. На встречу с участниками соревнований приезжали известные российские ученые и преподаватели российских вузов. Нам читал лекцию один из самых известных математиков Андрей Райгородский! И условия проживания, и сама олимпиада были на уровне.
На олимпиаде я выбрала профиль нанотехнологии, потому что было интересно узнать, что это такое. После олимпиады решила, что мне больше интересна молекулярная биология или биохимия. Я бы хотела поступить на биологический факультет одного из московских вузов.
Ренат Валеев
ученик 11 класса, лицей Иннополис (г. Иннополис), профиль – интеллектуальные робототехнические системы
Я принимал участие в олимпиаде НТИ третий раз. Про эту олимпиаду мне рассказали учителя в лицее. В этом году я, Айдар Гариханов и Инсаф Сафин уже на первом этапе объединились в команду и вместе решали задачи. У нашей команды не было наставника, поэтому мы обращались за помощью к учителю физики нашего лицея, если встречались задания не из учебной программы. В итоге мы прошли на три профиля. Соревнования по профилю «Интеллектуальные робототехнические системы» прошли в «Сириусе». С 1 по 6 марта мы участвовали в профиле «Беспилотные авиационные системы» в Московском авиационном институте. 20 марта поедем в Томск, там пройдут соревнования по направлению «Умный дом».
В «Сириусе» мы должны были запрограммировать робота так, чтобы он находил на карте завалы и обходил их. В теории наша команда задачу выполнила, но на практике робот допустил одну ошибку. Мы заняли второе командное место.
Я хочу продолжать заниматься робототехникой, потому что это помогает оттачивать навыки инженера, проектировщика и программиста. Я пока точно не определился, куда буду поступать после лицея. Один из вариантов – университет «Иннополис».
Инсаф Сафин
ученик 11 класса, Лицей Иннополис (г. Иннополис), профиль – интеллектуальные робототехнические системы
Олимпиада НТИ – самое масштабное всероссийское соревнование для школьников. На этой олимпиаде можно увидеть современное оборудование, какое больше ни на одной школьной олимпиаде не встретишь. Соответственно, и задачи сложные. Организация была очень хорошей. Мы жили в трехстах метрах от моря и каждое утро ходили туда гулять.
Я в этой олимпиаде участвовал и в прошлом году. На этот раз мы с несколькими учениками из нашего лицея объединились в команду и отправили заявку вместе. На первом этапе нужно было решить задачи по математике, информатике и физике. Они нам показались простыми. На втором этапе было довольно много задач по робототехническим системам. Благодаря этим задачам мы заранее знали, чем будем заниматься в финале.
В заключительном этапе мы работали на TRIK Studio – это робототехническая платформа отечественного производства. В этой среде еще никто нормально не запрограммировал робота, у нас это вроде получилось. Наш робот хорошо выполнил финальную задачу.
Я начал заниматься робототехникой больше года назад. У нас в лицее летом прошлого года проводились сборы от университета «Иннополис», и на этих сборах я научился некоторым основам, познакомился с TRIKом. Мне было интересно начинать, хочется и дальше развиваться в этом направлении.
Айдар Гариханов
ученик 11 класса, Лицей Иннополис (г. Иннополис), профиль – интеллектуальные робототехнические системы
В прошлом году я участвовал в олимпиаде НТИ в этом же профиле. Тогда нам презентовали платформу TRIK как что-то новое, а в этом году мы решали задачи на нём, и это было непривычно. Примерно за неделю до соревнований университет «Иннополис» проводил Хакатон именно по подготовке к треку ИРС, и там мы решали простые задачи на TRIKе. Нам это помогло на олимпиаде.
У всех команд была одна и та же задача, но все использовали для решения разные подходы. Мы занимались проектом по 5 часов в день. Во время работы были достаточно большие перерывы на отдых, из-за этого оставалось мало времени на выполнение задач, и это сказалось на результате. Задача была объёмной, а времени – мало.
Организация олимпиады мне очень понравилась. Условия проживания и работы были отличные. В «Сириусе» есть необходимое оборудование для работы над современными проектами.
Я начал интересоваться робототехникой 2 года назад на летних сборах Университета Иннополис. Там я впервые познакомился с роботами, с платформой LEGO EV3. За неделю я узнал много нового и начал готовиться ко всероссийской робототехнической олимпиаде. В прошлом году мы с Ренатом Валеевым в одной команде участвовали во всероссийской робототехнической олимпиаде и заняли второе место.
Вполне вероятно, что я продолжу заниматься робототехникой. Было бы неплохо поступить в университет «Иннополис».
Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов