Прогресс касается не только технических и естественно-научных разработок. Методы преподавания, работа с талантливыми детьми и их родителями, подготовка компетентных наставников также требуют развития.
Понимая важность педагогических, психологических и социологических исследований в области развития одаренности, в Университете Талантов существует Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК). Он направлен на решение комплекса научно-исследовательских задач, обеспечения Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива», государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы» и развитие профильной научной школы.
6 июля в Казани в резиденции креативных индустрий «Штаб» прошла конференция ВНИК «Золотой стандарт развития ребенка 2.0». Татарстанские и российские ученые представили исследования, направленные на совершенствование образовательной среды. По словам руководителя направления «Научно-экспертное сопровождение» Университета Талантов и председателя экспертной комиссии конкурса Разины Рамазановны Нигматуллиной, в этом году, по сравнению с прошлым годом, количество заявленных исследований превысило объемы возможного финансирования. Поэтому Университет Талантов решил провести конференцию в формате очного конкурсного отбора.
Из 34 заявок от команд экспертная комиссия отобрала 16 наиболее проработанных исследований, чьи результаты будут иметь практическое значение для помощи талантливой молодежи и среде ее развития. 16 авторских коллективов ученых-исследователей войдут во Временный научно-исследовательский коллектив. За его работой будет следить Проектный офис — совет экспертов в области педагогики и психологии. Ученые ВНИК будут получать гранты: 30% — авансом, остальные 70% — после предоставления Проектному офису всех отчетных материалов.
В состав экспертной комиссии очного этапа конкурсного отбора вошли: доцент кафедры педагогики и психологии Набережночелнинского педагогического университета (НГПУ) Рашад Ахмеров, заведующая кафедрой Теории и технологии преподавания математики и информатики КФУ Лилиана Шакирова, заведующая кафедрой «Теории и методики начального и дошкольного образования» НГПУ Ирина Захарова, руководитель направления «Партнерская сеть и территориальное взаимодействие» Университета Талантов Татьяна Крюкова, координатор направления «Олимпиада наставников» Университета Талантов Лилия Орлова.
Одной из актуальных тем, представленных проектов, стала внедрение в образовательный процесс предпринимательских навыков, с помощью которых можно создать собственное производство или увеличить прибыль существующего предприятия. По словам заведующей кафедры «Инноватика в химической технологии» КНИТУ-КХТИ Дильбар Султановой, к концу обучения в их бакалавриате студенты умеют составлять бизнес-план и проводить swot-анализ. Но даже после магистратуры свое дело открывает только незначительное количество выпускников. Ученый предложила выяснить, какие психологические барьеры мешают этому.
Директор международных программ образования, науки и культуры, профессор венского Института интеллектуальной интеграции Ирина Сибгатуллина рассказала о связи психологической диссинхронии и одаренности:
— Существует стереотип об одаренности — будто талантливый человек проявляет выдающиеся показатели во всех сферах деятельности. Однако на практике психологи сталкиваются с одаренностью вкупе с диссинхронией: одни когнитивные процессы или отдельные способности развиты значительно лучше, чем остальные. Возникает вопрос — правильно ли мы ищем талантливую молодежь среди олимпиадников и участников проектных конкурсов? Вероятно, работая с более «скрытыми» людьми, мы сможем найти выдающиеся способности, которые помогут показать значительный результат в науке или творчестве.
О необходимости развивать наставничество среди опытных специалистов предприятий рассказала проектный менеджер кластера «Иннокам» Александра Карташова:
— Приходя на предприятие, молодые работники сталкиваются с проблемой взаимодействия со старшими коллегами. Новичкам нужно перенимать опыт, однако часто более квалифицированные инженеры не могут выстроить общение с младшими товарищами. Мы предлагаем исследовать существующие практики наставничества на отечественных и зарубежных предприятиях, а затем создать универсальную методику помощи молодым специалистам.
Команды ученых-исследователей, ставшие финалистами по итогам конференции, получат финансовую поддержку своих исследований, возможность внедрить свои разработки в систему работы с талантами в Татарстане и опубликовать результаты в научных периодических изданиях.
Отметим, что из числа участников ВНИК формируется кадровый потенциал преподавателей в совместной магистратуре НГПУ и Университета Талантов «Управление талантами: потенциал и компетенции».
Список победителей конкурсного отбора во ВНИК Университета Талантов
Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов