DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expand-whiteicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fb-lighticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-hyperlinkicon-igicon-liicon-likeicon-line-blueicon-line-yellowicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-logouticon-mailicon-mobileicon-next-solid-orangeicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-pencilicon-personicon-portfolio-birthicon-portfolio-dateicon-portfolio-eduicon-portfolio-photoicon-portfolio-schoolicon-portfolio-sporticon-portfolio-staricon-pptPPTicon-prev-solid-orangeicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-profile-abouticon-profile-bulbicon-profile-defaulticon-profile-eduicon-profile-experticon-profile-find-jobicon-profile-find-mentoricon-profile-find-projecticon-profile-handicon-profile-hipoicon-profile-locationicon-profile-mentoricon-profile-owlicon-profile-posticon-profile-studenticon-scrollicon-searchicon-settingsicon-shareicon-signinicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-you КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка email

История успеха. Директор центра «Достижения молодых» ― о том, как поклейка коробочек может довести до Парижа

История успеха. Директор центра «Достижения молодых» ― о том, как поклейка коробочек может довести до Парижа
Школьные бизнес-компании как дело всей жизни

В рубрике «История успеха» мы рассказываем о талантливых жителях Татарстана, ставшими лучшими в своей сфере в родной республике. Героиня нового выпуска — директор центра «Достижения молодых» Ляля Бикчентаева. Она создает возможности для реализации детских идей и творчества по всей республике и помогает школьникам создавать свои бизнес-компании. Мы поговорили с Лялей о том, как начать свой путь со школьной бизнес-компании, кто такой предприниматель и зачем ему нужен наставник.

— В школе Вы были активисткой?

Да, я уже тогда участвовала в конкурсах и олимпиадах, но не считала себя выдающимся учеником в отдельных дисциплинах. В 10 классе кто-то из учителей предложил нам создать школьную бизнес-компанию. Тогда программа школьных бизнес-компаний только пришла в Казань. В России она работает с 1992 года, а в Татарстане центр «Достижения молодых» появился только в 1999 году.

— Что такое школьная бизнес-компания?

Это программа, суть которой заключается в создании реально действующего бизнес-проекта в образовательном учреждении. В 2000-м состоялся первый Слёт республиканских школьных бизнес-компаний. Тогда был маленький, камерный формат программы: всего 10-15 городов-участников. Мы придумали свой бизнес, и он был очень смешной.

— Что же это было?

Мы делали рамочки для фотографий. Себестоимость их была 5 рублей, а продавали мы их за 7. Нам с ребятами никогда не хватало продукции: ее моментально сметали. Но поднять цену мне и моим одноклассникам и в голову не приходило. Хотя можно было догадаться, что закон спроса и предложения придумали не просто так.

— Кто делал рамочки? У вас в команде было делегирование полномочий?

Как принято в школьных компаниях, мы делали рамки сами и клеили их тоже. С этим проектом мы участвовали в республиканском Слёте школьных бизнес-компаний, а на следующий год сделали компанию сильнее и шли к победе уже увереннее. Тогда я училась в выпускном классе, мы готовились к экзаменам и защищали проект. Этот год мне запомнился - у меня не было ни минуты свободного времени.

— Как родители отнеслись к этой занятости?

Родители не особо поддерживали мои увлечения, потому что в действительности они выглядели достаточно смешно. Мама с папой говорили, что я клею коробочки. Но каково было удивление папы, когда я ему позвонила и сказала: «Мы заняли 2 место на республиканском этапе школьных бизнес-компаний и нас пригласили на соревнования в Париж». Конечно, он был удивлен, как поклейка коробочек могла привести к поездке в Париж. Но факт остается фактом: учась в 11-м классе, я участвовала в международных соревнованиях.

— Как они прошли?

Это непередаваемые впечатления! Ты стоишь на сцене, рассказываешь свою презентацию на английском языке, и тебя слушает почти вся Европа! В зале сидят все: от участников из стран Северной Европы до Испании, а еще представители Африки и Америки! Это была моя точка невозврата: я осознала, что нельзя останавливаться и нужно постоянно развиваться.


— Вы начали работать сразу после школы?

Ждать окончания вуза было бы глупо. Я подрабатывала в школьных компаниях, старалась участвовать в разных проектах в сфере рекламы, образования и консалтинга. Я думала, что могу работать в любой сфере, лишь бы платили деньги, и ушла из центра информационных технологий в строительство — там была возможность заработать больше. Это был еще один поворот в моей жизни. Тогда я поняла, что не могу работать где угодно, потому что для меня важен хороший коллектив. Я хочу иметь общие ценности с тем, с кем работаю.

— И Вы решили вернуться в сферу образования?

Я вернулась в «Достижения молодых» — организацию, цель которой развитие программ обучения школьников основам экономики и предпринимательства. Я продолжила заниматься делом, которое у меня действительно получается. Параллельно с этим приходилось подрабатывать, но это были маленькие проекты.

— Почему Вы продолжили развивать проекты школьных бизнес-компаний и после выпуска из школы?

Я не могла уйти от программ, потому что это синдром учителя. Я вижу, как мои ученики учатся легко презентовать свой проект, как уверенно общаются с прессой, как спокойно стоят на сцене и формулируют свои мысли. Как, в конце концов, они презентуют свои проекты, за которые сами же несут ответственность.

— Какой вклад Вы внесли в развитие проекта «Достижения молодых»?

Я второй директор центра, расту вместе с ним, а он — вместе со мной. Когда я только пришла туда работать, в первую очередь сделала так, чтобы дети начали много общаться с предпринимателями. Мы привлекали спикеров, экспертов, бизнес-консультантов. За время моего руководства мы написали круто построенную методическую программу «Уроки личной эффективности». Это презентации для электронных досок, в которых есть уроки по тайм-менеджменту, работе в команде и участию в конкурсах. Уроки доступны каждому учителю, многие татарстанские специалисты успешно используют этот материал в своей работе. Каждый год несколько наших компаний выезжают на международные соревнования. Мы по-прежнему одна из самых сильных школьных бизнес-компаний в России, потому что мало где сохранилась конкуренция между школьными командами.

— Какая у Вас цель? О чем Вы думаете во время работы?

Моя цель — чтобы в школьных компаниях участвовали все школы, создавая тем самым жесткую конкуренцию. В этом году дети-победители Слёта школьных компаний, в котором участвовали 20 команд из десяти городов Татарстана, плакали на сцене, потому что они долго шли к результату. И я бы хотела, чтобы все дети ощущали мощь той работы, которую они проделывают.

— Каким Вы видите результаты своей работы?

Дети меняются на глазах. Этого не видят спонсоры, этого не видят партнеры «Достижений молодых» и директора школ. Мы собираем этих детей на образовательные курсы, и я считаю, что моя работа за эти годы — это не влияние на экономику республики, а конкретный рост конкретных детей. За 15 лет работы 一 это более 2000 детей, которые прошли всю программу.

— Как работает центр «Достижения молодых»?

Это некоммерческая организация. Мы не бизнес и не государство. Мы не прикреплены к ведомству или министерству, хотя они нас часто поддерживают. Суть программы - в создании реально действующего бизнес-проекта в рамках образовательного учреждения, то есть школьной бизнес-компании. Участники программы проходят все этапы организации бизнеса — от выбора идеи и написания бизнес-плана до организации производства, разработки и реализации маркетинговой стратегии. Мы существуем, чтобы дети играли в школьные компании, у них была мотивация и возможность для личностного роста.

Сентябрь, октябрь и ноябрь посвящены созданию новых школьных компаний и обучению детей. Обычно мы устраиваем выездные семинары и рассказываем, как создавать школьную компанию или превратить бизнес-идею в бизнес-план. Мы учим детей здраво оценивать свои возможности и проводить бизнес-ярмарки.

В декабре у нас проходит благотворительная ярмарка школьных бизнес-компаний. Там компании не соревнуются, а собираются, чтобы продать свои товары. Часть выручки идет на благотворительные цели. В конце учебного года проходит Слёт, где отбираются команды для поездки в Москву и Европу.

-— Участвовать в школьных компаниях может каждый ребенок?

Да, но здесь важно отметить включенность учителей. Я стараюсь вовлекать детей в проекты через них и директоров школ. Для того, чтобы школьная компания состоялась, нужно, чтобы в каждой школе был свой наставник.

— У Вас был наставник?

Да, Татьяна Сергеевна Камалетдинова — первый директор центра «Достижения молодых». Я проработала с ней бок о бок много лет, это была классная точка роста. Смотря на детей, которые занимаются в школьных компаниях, я вижу, что для многих учитель — это не просто наставник, а часть жизни. У нас есть компания «Фортуна» из Нижнекамска, в которой с детьми работает учительница Марина Александровна Жданова, она живет ею. Для нее школьники — это семья. Когда я приезжала к ним, видела, что у каждого есть чашки. Дети тоже живут в этой компании. И у многих из них, может, не самая теплая обстановка дома. Детям хочется найти свою отдушину, поэтому они живут в этих кабинетах, у этих учителей, этим проектом. Понимаете, школьный период — это протест, когда хочется делать не то, что разрешают родители. И в этом плане школьные компании — идеальный формат, потому что дети делают свой проект, за который они сами несут ответственность.


— Вы считаете нынешним школьникам не хватает ответственности и самостоятельности?

Проблема инфантильности стоит очень остро. Родители меньше делятся с детьми домашней работой. Давно изобретены стиральные, посудомоечные машины и роботы-пылесосы. При этом детям жестоко сузили право выбора в образовании. Есть четкий образовательный стандарт, который прописан для всех независимо от того, «тянешь» ты эту программу или нет. Что ребенок может выбрать в этой жизни? На ужин перед ним ставят то, что приготовили, на завтрак тоже. Он идет в школу тогда, когда положено, уходит — когда положено уйти. За него все время решают вопросы — если не учителя, то родители. Выбор он может сделать только в старших классах при сдаче экзаменов. В этом плане школьные программы — идеальная среда, потому ребенок постоянно должен делать выбор сам, принимать решения и учиться это делать. Это очень поможет во взрослой жизни.

— Какие качества, по Вашему мнению, должны быть присущи современному ребенку, чтобы он был на уровень выше своих сверстников?

Современным людям крайне необходимо быть в гармонии с собой. Нужно понимать, какая работа принесет тебе удовольствие, а какая — нет, стоит ли зарабатывать большие деньги или брать меньше ответственности. Говоря о компетенциях в карьере, считаю, что коммуникационные и презентационные навыки, умение работать в команде, готовность находить информацию нужны каждому. Школьные компании формируют эти навыки. Если ребенок в 7 или 8 классе понимает, что устраивать отношения с партнерами — это важная часть процесса в бизнесе, он не будет совершать тех же ошибок в 18-20 лет.

— Что повлияло на формирование Вашей личности?

Если бы я каждый раз не боролась за правду, давно бы стала успешной бизнесвумен, а не общественным деятелем, который сражается за детские судьбы и школьные программы. Конечно, на формирование моей личности повлиял наставник. Наставники — как детская обувь: наступает момент, когда ты их перерастаешь. Когда-то для тебя учитель начальной школы — царь, потому что у него красивый почерк. Потом тебя увлекают «предметники». Затем выясняется, что в рамках школы невозможно вырасти, и ты находишь наставника вне ее. Очень важно, чтобы наставники были. Сейчас сложно найти человека, которому не жалко на тебя времени. Поэтому я очень благодарна учителям и бизнес-тренерам, которые просто приходят в школьные компании и своим взглядом направляют их в правильное русло.

— Есть ли у Вас девиз по жизни?

Мне нравится слоган, который написан у нас на баннерах: «Предпринимать — значит действовать». Это означает не писать проекты и выступать с ними, а брать и воплощать. Если вдуматься в этимологию слова «предприниматель», то, выходит, это человек, который что-то предпринял. Это и есть ключ к тому, что мы пропагандируем.

— Считаете ли Вы себя успешной?

Успех — достигнутая цель. Смешно ставить цели, которых достиг и лег спать. Человек по жизни ставит новые задачи, поэтому сказать о том, что ты был успешен, можно либо родственникам на юбилее у бабушки, либо по итогам всей карьеры. На мой взгляд, работать — значит развиваться. Иногда у меня случаются успехи — побеждают школьные компании, появляются новые партнеры, мы реализуем новые проекты. Все это окрыляет, но многое еще впереди.

— Есть у Вас планы на ближайшее будущее?

Я хочу масштабировать школьные бизнес-компании на Татарстан. Я хочу, чтобы мы стали успешными методистами, которые помогают им развиваться в регионах республики.

— Какие книги Вы посоветуете почитать начинающим предпринимателям?

Очень рекомендую к неоднократному прочтению книгу Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Еще одна книга, которая меня сильно вдохновила — книга нашей землячки Дарии Бикбаевой «Включите сердце и мозги». Автор вложила в произведение весь свой многолетний опыт общения с людьми. Эта книга — вдохновение для создания маленького творческого бизнеса, какими являются наши школьные бизнес-компании. После ее прочтения хочется сразу начать воплощать в жизнь все свои идеи.

Анастасия Иванова,

Медиа лаборатория Университета Талантов

Комментарии

anonymous user
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий