Комплексная поддержка одаренных детей и талантливой молодежи возможна лишь при полном обхвате территорий. Об этом говорил в своем послании Федеральному собранию Президент России Владимир Владимирович Путин, который призвал создавать в России сеть центров для одаренных детей по примеру Образовательного центра «Сириус» (г.Сочи).
Пример такого центра проектируется сейчас в Татарстане Университетом Талантов, оператором государственной программы «Стратегическое управление талантами на 2015-2020 годы». Для составления дорожной карты Распределенного центра по сопровождению одаренных детей и талантливой молодежи Республики Татарстан 4 апреля в рамках I Международного биеннале «Сэлэт – Университет Талантов» прошла экспертная сессия, на которой встретились представители ведущих школ, лицеев-интернатов для одаренных детей, учреждений дополнительного образования, молодежных организаций, вузов республики.
«Университет Талантов предлагает организациям Татарстана, которые работают с одаренными детьми - лицеям-интернатам, школам, центрам развития, молодежным организациям - вовлечься в работу распределенного центра. Для этого мы представляем инновационную образовательную программу Университета Талантов, а также презентуем модель и дорожную карту подобного центра», - открыл экспертную сессию Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов.
Работа экспертной сессии была направлена на кооперацию Университета Талантов и участников сессии, чтобы объединить имеющиеся практики, запросы и идеи, направленные на работу с молодежью с выдающимися способностями и выработать общие подходы для сквозного сопровождения талантливой молодежи в системе общего, дополнительного образования и профессиональной самореализации.
Создание дорожной карты Центра включает в себя несколько основополагающих шагов:
- Определение ключевого вектора работы конкретного центра: наука, культура, искусство, спорт, и, возможно, выделение одного приоритетного направления;
- Выстраивание работы площадок совместно с педагогическими организациями, их лабораториями, площадками для обеспечения их «открытости» для резидентов Центра;
- Непосредственное вынесение и принятие предложений и решений по ступеням дорожной карты.
К основным ступеням дорожной карты Центра по сопровождению одаренных детей и молодежи Республики Татарстан в распределенном формате участники отнесли:
- Создание института наставничества в каждой практике;
- Вовлечение участников в практику решения нестандартных задач, которые будут предоставляться или специально разрабатываться на базе образовательных организаций;
- Проведение «профессиональных проб» на профильных предприятиях;
- Повышение квалификации педагогов и наставников в Центрах, и, соответственно, создание для этого базы;
- Образовательные смены, стажировки, конференции для резидентов Центров;
- Проведение региональных проектных конкурсов и олимпиад внутри каждого Центра на местах, начиная со Всероссийского конкурса проектных работ «Сириуса», заканчивая совершенно новыми, разработанными в районах республики проектными олимпиадами.
Вторая часть экспертной сессии прошла в формате обратной связи. Участники сессии предложили свои решения для каждой из ступеней дорожной карты и поделились собственным видением Центра.
Дильбар Садыкова, исполнительный директор Академии молодежной дипломатии - оператора мероприятий госпрограммы отметила, что в рамках поддержки талантливых и одаренных детей и молодёжи Академия может поспособствовать в прохождении стажировок на предприятиях.
А Лариса Баянова, руководитель первой в России магистерской программы «Психология и педагогика детско-юношеского спорта» КФУ предложила сотрудничать в направлении спортивной одаренности:
«Эта программа была открыта в связи с необходимостью психологического сопровождения спортивно-одаренных детей. Таким учащимся трудно оставаться мотивированными сразу к нескольким сферам жизни, так как их главных фокус – спортивные достижения. Мы хотели бы предложить сотрудничество в рамках магистратуры в виде набора слушателей, а затем прохождения ими практики в Центрах и на местах, в работе с одаренными детьми».
«На мой взгляд, те, кто состоит в базе талантливых и одаренных детей и молодежи - студенты Университета Талантов, должны проходить профильные курсы на базе вузов республики. Например, ТИСБИ готов вести блок предпринимательства для проектной олимпиады «Предпринимательские игры». Таким образом распределиться всем вузам по профилям подготовки», - предложила Людмила Нугуманова, ректор Университета Управления «ТИСБИ».
Сейчас в стране готовится федеральный проект, по которому подобные Центры будут открываться в регионах России и вести свою работу на первоначальных этапах по логике Образовательного центра «Сириус», а затем переходя на собственные программы. Однако Университет Талантов вместе со своими партнерами в рамках подобных сессий разработает изначально собственную программу распределенных центров сопровождения с учетом всей материальной и методологической базы образовательных и молодежных организаций.
Карина Иванова,
Медиа лаборатория Университета Талантов