DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Кадры будущего для Республики Татарстан

Федеральный проект Агентства стратегических инициатив

Дата проведения:
22 июля – 24 июля
Место проведения:
— О мероприятии

Переход в цифровую экономику и распространение высоких технологий ставит перед обществом сложные задачи, решение которых во многом зависит от будущего поколения. В нашей республике востребованы мотивированные, талантливые и высокопрофессиональные молодые люди, способные отвечать современным вызовам, создавать прорывные технологии, совершать научные открытия и реализовывать проекты международного уровня.

Для того, чтобы ты и другие талантливые школьники нашей республики могли предложить свое решение социальным проблемам Татарстана, Агентство стратегических инициатив, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Университет Талантов и Республиканский олимпиадный центр при поддержке Президента РТ, реализуют проект «Кадры будущего для регионов».

Цель проекта – сформировать региональные лидерские команды из числа талантливых и высокомотивированных детей, молодежи и их наставников («команды развития регионов»), способных решать актуальные и значимые задачи.

Этапы участия в проекте:

I этап: 19 апреля – 15 июня 2018 года. Отбор участников.

Открытый отбор участников (детей в возрасте от 14 до 17 лет) и тьюторов (от 18 -25 лет) на портале «Одаренные дети» на основе конкурса эссе. На данный момент отобран 161 участник из республики. Если ты участвовал в конкурсе, проверь почту - результаты отбора уже отправлены.

II этап: 22-24 июля 2018 года. Республиканская проектная школа.

Тебя ждет трехдневная школа, где ты освоишь навыки проектной деятельности и начнешь работу над своим проектом. В результате у тебя будет своя команда, паспорт навыков, а также индивидуальные образовательная программа для твоего развития. 

III этап: сентябрь 2018 года - февраль 2019 года 

Ты начнешь учиться по своей индивидуальной траектории, будешь встречаться с наставниками – представителями бизнеса, политики, промышленных предприятий и т.д. – для реализации проекта. Для тебя приготовлены онлайн-курсы, возможность почувствовать себя экспертом, блогером и журналистом.

IV этап: февраль - июль 2019 года

Если твой проект будет лучшим, то ты представишь его на всероссийском форуме «Наставник», в образовательном центре «Сириус» или на тематической смене в МДЦ «Артек».


Республиканская проектная школа

Для участия нужно подтвердить участие и зарегистрироваться по форме ниже.

Образовательная программа Школы состоится с 22 по 24 июля 2018 г. на базе оздоровительно-образовательного центра «Дуслык» (Республика Татарстан, пос. Дербышки, ул. Прибольничная, д. 15).


При заезде обязательно возьми с собой следующие документы:

1. Медицинская справка по форме 079/у (для несовершеннолетних участников).

В ней ДОЛЖНЫ быть указаны:

  • данные о состоянии здоровья ребенка (основной и сопутствующие диагнозы)
  • данные о перенесенных заболеваниях и травмах
  • аллергологический анамнез

(все это выдается участковым врачом-педиатром за две недели до начала срока путевки, не ранее чем за 3 дня до отъезда в лагерь. На справке обязательно должны быть личная подпись и печать врача и печать медицинского учреждения, выдавшего справку)

2. Справка об отсутствии контакта с инфекционными заболеваниями по месту жительства и учебы в последние 3 недели до заезда в оздоровительный лагерь (справка действительна в течение 3 дней. Выдается амбулаторно-поликлиническим учреждением или в центрах Госсанэпиднадзора за три дня до отъезда)

3. Копия свидетельства о рождении (для несовершеннолетних участников)

4. Копия паспорта (страницы с основной информацией и пропиской)

5. Копия страхового медицинского полиса

6. Копия ИНН

7. Копия СНИЛС

8. Согласие от родителей (для несовершеннолетних участников)

9. Согласие на обработку персональных данных 

10. Доверенность от родителей


Что необходимо взять с собой?

1. Головной убор: шляпа, кепка бейсболка, платок или др.

2. Удобную одежду для посещения лекций и мастер-классов

3. Спортивную одежду и обувь

4. Средства личной гигиены (зубная щетка, зубная паста, мыло, шампунь, расческа, фен, 2 полотенца: банное и для ног, гигиенические салфетки)

5. Средства защиты от солнца

6. Средства защиты от летающих и кровососущих насекомых (мошек, комаров) для наружного

7. применения (гель, мазь)

8. Лекарства (при необходимости)


Информация о транспорте до места проведения будет известна позднее, мы обязательно тебе сообщим на почту.

Есть вопросы? Пиши на kadryrt@utalents.ru


📰

— Новости по теме

Все новости
«Кадры будущего для регионов»: в Татарстане определились победители республиканского этапа

25 марта 2019

«Кадры будущего для регионов»: в Татарстане определились победители республиканского этапа

24 марта в Министерстве образования и науки Республики Татарстан состоялся республиканский этап федеральной стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов». Эта инициатива начала свою реализацию в апреле прошлого года, когда стартовал отбор участников 14–17 лет. Летом состоялось обучение тьюторов и наставников, а также проектная школа участников стратегической инициативы, где школьники, прошедшие отбор, научились взаимодействию и работе в команде, познакомились с азами проектной деятельности и начали работу над проектами. В течение этого времени участники прошли еще одну проектную школу, обучились на цифровой платформе «Мобильное электронное образование», вместе с наставниками усовершенствовали свои проекты и прошли стажировки в министерствах, ведомствах, образовательных и культурных учреждениях нашей республики.

33 школьника из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Бугульмы, а также из Алькеевского, Зеленодольского, Актанышского, Альметьевского, Верхнеуслонского, Нурлатского, Лениногорского, Сабинского и Елабужского районов Татарстана, представили 11 проектов:

  1. «ofCOS»
  2. «GeoEnglish»
  3. «Развитие и распространение национальной культуры Республики Татарстан»
  4. «ART-движение»
  5. «Социально-экологическая корпорация»
  6. «Эко-Х»
  7. Eco World
  8. «Я и силовая подготовка»
  9. «RoboRescue»
  10. «Хайпа.net в истории»
  11. «Лев Прав»

Исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов рассказал о запросах школьников на реализацию профильных проектов, например, экологических.  Соответствующие министерства и ведомства позитивно отнеслись к этой инициативе и помогли провести серию встреч в Госсовете, Министерстве экологии и природных ресурсов РТ, Министерстве молодежи РТ. Также Айдар Фаритович отметил, что в следующем году больший упор будет сделан на связку студент–школьник, чтобы ребята могли эффективно взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. В качестве отборочного испытания останется творческая работа – эссе, которое позволяет понять, как мыслит молодой человек.

Перед защитой проектов Айнур Ахметов, тренер по ораторскому мастерству, провел для участников инициативы мастер-класс по публичным выступлениям. Первое, что нужно помнить участнику во время выступления – перед кем и с какой целью он стоит. От этого зависит успех выступления. Айнур выделил 6 составляющих успешного спикера:

  1. голос;
  2. интонация;
  3. жестикуляция;
  4. поза;
  5. взгляд;
  6. мимика.

Спикер посоветовал участникам во время выступлений использовать тембр голоса чуть ниже среднего, чтобы внушать доверие слушателям. Также важен правильный настрой. Можно сделать разминку или поулыбаться в течение 3–4 минут. Это поможет настроиться на нужный лад и избавиться от внутренних зажимов.

Чтобы привлечь публику, важно уметь делать паузы и менять интонацию голоса. Язык тела не менее важен. Нужно постараться избегать резких и оборванных движений. Устойчивой и уверенной позы поможет добиться третья позиция классического танца.

После мастер-класса ребята приступили к публичной защите своих проектов, которые они разрабатывали на протяжении 9 месяцев. В качестве экспертов выступили Айдар Акмалов, руководители проектов Департамента развития новых форм образования Агентства стратегических инициатив Елена Думчева, Анастасия Тюрина и начальник управления общего образования министерства образования Республики Татарстан Тамара Федорова. Работы оценивались по следующим критериям: целеполагание, планирование, продукт, рефлексия, презентация, командность. По результатам защиты пять проектов выделили как самые качественные и лучшие. Авторы этих проектов получили возможность презентовать свои разработки на площадке Всероссийского форума «Наставник» (г. Москва). Места распределили следующим образом:

  1. «ofCOS»: Никита Павлов, ученик 10 класса Инженерного лицей-интерната КНИТУ-КАИ (г. Казань); Аделия Гарипова, ученица 10 класса лицея № 9 им. А. С. Пушкина (г. Зеленодольск); Диана Гиззатуллина, Ильсина Галимова, Алина Хамидова – ученицы 8 класса средней школы № 10 (г. Елабуга);
  2. «Развитие и распространение национальной культуры Республики Татарстан»: Ильсаф Габизов, ученик 11 класса Шеморданского лицея (Сабинский р-н);
  3. «Эко-Х»: Алина Габдуллина, ученица 10 класса школы № 31 с углубленным изучением отдельных предметов (Нижнекамский р-н); Виолетта Ахметова, ученица 10 класса средней школы № 41 (г. Казань); Аделя Зиннатуллина, ученица 10 класса специализированного олимпиадно-научного центра «СОлНЦе» (г. Казань); Надежда Хохлова, ученица 10 класса школы № 13 (г. Бугульма);
  4. «ART-движение»: Зиля Дарзиманова, ученица 10 класса Кичучатовской школы (Альметьевский р-н); Виолетта Крайнова, ученица 10 класса Шеланговской школы (Верхнеуслонский р-н); Ева Охотникова, ученица 9 класса школы № 35 (г. Набережные Челны);
  5. «Социально-экологическая корпорация»: Ильдар Мустафин, студент 1 курса Лениногорского музыкально-художественного педагогического колледжа; Аделина Яруллина, ученица 8 класса школы № 10 (Елабужский р-н).

Кроме этого, были объявлены имена пяти участников инициативы, которые в сентябре поедут в международный детский центр «Артек». Ими стали авторы лучших проектов Никита Павлов, Зиля Дарзиманова, Надежда Хохлова, а также ученик 9 класса Лицея № 1 (г. Зеленодольск) Руслан Порванов и ученик 9 класса Гимназии № 11 (г. Лениногорск) Даниил Онюшкин.

Эльза Ампилогова, ученица 11 класса школы № 2 (г. Нурлат), рассказала, что начала интересоваться кибернетикой около пяти лет назад:

– Я начала с теоретической части, а потом перешла к практике, например, стала думать, чем заменить дорогостоящий прибор и как добиться эффективности разработки. Я со своим напарником Русланом Порвановым часто вижу новости о человеческих жертвах во время чрезвычайных ситуаций. Так пришла идея развивать инфраструктуру МЧС путем создания роботов. Приходилось изучать все самостоятельно, нам помогали учебные пособия и студенты Университета Иннополис. В ближайших планах доработать наших трех роботов и внедрить изменения в МЧС. Через 1–2 года мы бы хотели углубить свои знания настолько, чтобы создавать собственные технологии.

Проект Эльзы и Руслана называется «RoboRescue». Во время презентации ребята показали чертежи трех своих роботов, а одного из них они продемонстрировали вживую. Их роботы-помощники призваны помогать сотрудникам МЧС во время поисковых операций, например, после обрушения лавин. Слоган проекта – «Безопасный шаг в будущее» – демонстрирует неравнодушие ребят к судьбе людей.

Тамара Федорова отметила, что за эти девять месяцев была проделана большая работа:

– Я очень рада, что проектным офисом инициативы стал именно Университет Талантов. Во время моей беседы с представителями АСИ я услышала очень много добрых слов о ребятах-участниках и их работах. Они первопроходцы, которые демонстрируют свои проекты. Сегодняшний результат – это не только их результат, но ещё и учителей, педагогов и родителей.

Команда Никиты Павлова, студента Университета Талантов, разработала проект лингвистической школы «ofCOS». Ребята провели анализ рынка в сфере обучения иностранным языкам, а также изучили конкурентов. На основе полученных данных школьники собрали команду и сформировали полноценную структуру проекта. Их лингвистическая школа также состоит из пресс-службы, отделов «Событийный менеджмент», «Стратегическое развитие», «Исследование и аналитика» и экспертного сообщества. Никита рассказал, с какими трудностями им пришлось столкнуться при совместной работе и как они справились с поставленными задачами:

– Нам было тяжело общаться на расстоянии, также ситуацию усложняли возрастные различия и разный опыт проектной деятельности. Члены моей команды впервые познакомились с проектной работой на этой инициативе. Идею для проекта нужно было выбрать за ограниченное количество времени. Мы сразу выбрали сферу образования, но надо было обозначить более узкую тему. Мы выбрали иностранные языки. Это не совсем моя сфера, но я решился участвовать в этом, чтобы развить навыки и опыт в социальной сфере. Сейчас мы продолжаем работать и планируем коммерциализировать наши разработанные курсы.

Фоторепортаж

Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Кадры будущего для регионов»: продолжается реализация индивидуальной образовательной траектории участников

27 февраля 2019

«Кадры будущего для регионов»: продолжается реализация индивидуальной образовательной траектории участников

Татарстан – один из регионов России, в котором проходит апробация инициативы «Кадры будущего для регионов». Главная цель инициативы – дать возможность детям из регионов реализовать социально значимый проект на благо своей малой родины и сформировать региональные лидерские команды из числа талантливых и высокомотивированных детей, молодежи и наставников. С ее помощью республика готовит подрастающее поколение к вызовам на современном рынке труда.

Участники инициативы из нашей республики приняли участие в проектных школах, посетили Государственный Совет, Министерство молодежи Республики Татарстан, познакомились с деятельностью Татарского государственного академического театра им. Г. Камала и Университетом Иннополис.

20 февраля в рамках стажировки участники стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов» встретились с директором Казанского международного лингвистического центра КФУ Гульнарой Садыковой и заместителем директора Риммой Сафиной. Во встрече приняли участие авторы проекта «Лингвистическая онлайн-школа “OfCOS”»: ученик 10 класса Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ (г. Казань) Никита Павлов, ученица 10 класса школы СОлНЦе Аделя Зиннатуллина (г. Казань), ученица 10 класса лицея № 9 им. А. С. Пушкина Аделия Гарипова (г. Зеленодольск), ученицы 8 класса средней школы № 10 (г. Елабуга) Ильсина Галимова, Диана Гиззатуллина, Алина Хамидова и тьютор проектной команды Диана Валиуллина.

Ребята узнали о работе центра и программах обучения, а также презентовали сотрудникам центра свой проект и план его реализации. Преподаватели центра ответили на вопросы ребят по разработке и реализации проекта, дали советы, отметили аспекты проекта, требующие совершенствования. По итогам встречи участники инициативы получили домашнее задание: изучить различные практики, психологию преподавания иностранных языков в России и за рубежом.

Алина Хамидова рассказала, что встреча позволила выявить множество вопросов, которые необходимо решить для наилучшей реализации проекта:

– Во время беседы мы обсудили каждую деталь нашего проекта. Помощь сотрудников Лингвистического центра будет очень полезна нам в будущем. Во время встречи возникли вопросы индивидуального подхода к каждому клиенту лингвистической школы с точки зрения психологии, вопрос конкуренции и бюджета. После встречи мы начнем выполнять домашнее задание и узнаем о методах преподавания иностранного языка в школе у своих учителей.

Аделия Гарипова поделилась, какие практические советы они получили во время встречи:

– Мы обсудили главную идею нашей инициативы и трудности при ее реализации. Эта встреча помогла нам обратить внимание на определенные аспекты проекта, над которыми нужно работать. Нам дали советы по решению некоторых задач, например, посоветовали подробно разобрать опыт реализации обучающих программ в России и за рубежом, больше узнать о различных методиках преподавания английского языка, начиная с методик наших учителей в школах до тех, которые вообще существуют в мире. Узнали, что очень важно применять индивидуальный подход в нашей инициативе, чтобы набирать группы на мастер-классы и сохранять спрос на образовательные программы. Я считаю, что встреча прошла успешно, мы отметили для себя важные моменты для дальнейшей работы.

В этот же день для участников стратегической инициативы состоялась встреча в Министерстве экологии и природных ресурсов Татарстана. В ней приняли участие Рустем Камалов, первый заместитель министра экологии и природных ресурсов, Дамир Валиуллин, начальник управления информационных систем и экологического просвещения, Ольга Артемьева, ведущий специалист отдела экологического просвещения и взаимодействия с общественными организациями министерства, и участницы инициативы Аделя Зиннатуллина и ученица 10 класса средней школы № 41 (г. Казань) Виолетта Ахметова.

В ходе встречи участницы представили проект «ЭкоХ», направленный на экологическое просвещение школьников. Это система лекций, уроков, квестов для школьников. Представители министерства проявили интерес к проекту, вместе с участницами инициативы обсудили возможности изучения экологии в школе, форматы проведения мероприятий по экологической тематике, для участниц организовали экскурсию по министерству. Школьницы совместно с представителями министерства обсудили план проведения стажировок в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

21 февраля Аделя Зиннатуллина приняла участие в рабочей встрече Александра Шадрикова, министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, с Бахромом Кучкаровым, председателем Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды. Она узнала о деятельности территориальной системы наблюдений за состоянием окружающей среды, планах региона в рамках реализации национального проекта «Экология» и работе по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Александр Шадриков поделился с молодой коллегой опытом работы в направлении снижения негативного воздействия на атмосферный воздух и применении сводных расчетов, рассказал о финансировании природоохранных мероприятий в регионе.

Аделя Зиннатуллина рассказала, что узнала много полезной информации для себя в сфере экологии:

– Нам представили видеоролик о деятельности министерства за 2018 год и рассказали об основных направлениях работы. Например, я узнала, что для министерства очень важным направлением деятельности является воспитание экологически просвещенной молодежи. Информация о проведенных проверках, местах несанкционированного размещения отходов, реализуемых природоохранных мероприятиях, результатах мониторинга, лицензированных месторождениях заносятся на «Экологическую карту Республики Татарстан». Всего государственная информационная система включает 26 подсистем.

До конца марта завершится реализация индивидуальных образовательных программ по стратегической инициативе «Кадры будущего для регионов», также участники проекта будут проходить стажировки по своим графикам. В Министерстве экономики Республики Татарстан планируются три встречи с его представителями. Сотрудничество с Министерством молодежи Татарстана продолжится в формате удаленных стажировок, а также участники проекта будут проявлять себя в качестве волонтеров на различных мероприятиях. В марте состоится встреча с представителями Министерства образования и науки Татарстана. Кроме того, участники будут проявлять себя и в сфере искусства: они посетят Татарский государственный театр кукол «Экият» и Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина, где примут участие в установочных встречах и составят дальнейший план взаимодействия.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Участники инициативы «Кадры будущего для регионов» посетили Государственный Совет Республики Татарстан

17 февраля 2019

Участники инициативы «Кадры будущего для регионов» посетили Государственный Совет Республики Татарстан

Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов отмечает, что создание возможностей для ранней самореализации подрастающего поколения является одним из главных приоритетов государственной политики. Татарстан уделяет этому направлению особенное внимание и стремится создать необходимые условия для раскрытия человеческого капитала. По словам главы республики, проект «Кадры будущего для регионов», который реализуется в Татарстане, может помочь его участникам найти свое призвание в жизни, научиться эффективно работать в команде и предлагать инновационные решения.

На данный момент проходит третий этап инициативы «Кадры будущего для регионов» – проектно-образовательный маршрут. С декабря 2018 года школьники и студенты посещают ведущие учреждения республики, принимают участие в решении актуальных задач региона и работают над реализацией своих проектов. В этом им помогают наставники и тьюторы.

15 февраля 15 участников инициативы из Казани, Зеленодольска, Альметьевска, Лениногорска, Бугульмы, Бавлов, Елабуги и Нижнекамска в рамках третьего этапа инициативы посетили Государственный Совет Республики Татарстан и познакомились с его представителями.

В пресс-конференц зале школьники познакомились с многолетней историей Государственного Совета Республики Татарстан, с его составом, структурой и функциями. В Госсовет пятого созыва избрано 100 депутатов, здесь существует смешанная система выбора (по одномандатным округам и партийным спискам).

Марина Михайловна Краснова, заведующий отделом Госсовета, рассказала участникам, как устроен зал заседаний, чем он оборудован и как располагаются в зале члены заседания. Все залы заседаний оборудованы системой синхронного перевода, специальная комиссия отвечает за идентичность текста на русском и татарском языках.

Следом школьники посетили зал официальных  приемов, перед входом которого располагается портретная галерея, где участники могли увидеть всех, кто возглавлял Высший государственный законодательный орган власти. В зале официальных приемов также существует возможность синхронного перевода на 5 различных языков. Госсовет имеет соглашение о сотрудничестве с зарубежными странами и регионами России. Марина Михайловна отметила, что большое количество гостей приезжают в республику, но также и депутаты Госсовета выезжают за пределы региона, обмениваются опытом, перенимают интересные новшества у других федеральных округов в части законодательства.

Перед встречей с Анастасией Георгиевной Исаевой, депутатом Государственного Совета, заместителем председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, участники инициативы «Кадры будущего для регионов» посетили музей и библиотеку парламента.

Из высших органов государственной власти наш парламент – единственный, кто сохранил библиотеку. Это помещение многофункциональное. В открытом доступе вы видите наши журналы. Литература предназначена для депутатов, их помощников, сотрудников аппарата, также по возможности мы даем доступ студентам.

Во время заседания парламента здесь разворачивается мобильный офис. Стенографисты слушают аудиозаписи и тут же «переводят» их в текст. Во время заседания уже можно получить текстовой вариант своего выступления. По результатам стенографических отчетов готовятся ведомости. Каждое слово, сказанное в зале во время заседания, остается на страницах изданий. Также в этом помещении работают журналисты: берут интервью у депутатов, – рассказала Марина Адольфовна Иванкив, представитель Государственного совета Республики Татарстан.

Заключительным этапом посещения Государственного совета стала встреча с Анастасией Георгиевной Исаевой. Она рассказала об интересных фактах и случаях в работе, о своей истории становления депутатом, а также затронула тему парламентских уроков, которая вызвала интерес у школьников. Учащиеся узнали о работе комитетов парламента, о том, как проходит прием граждан у депутатов, как рождаются законопроекты:

Первое, что должен делать депутат – это встречаться с населением – проводником мнения, именно потому его избирают. Второе – это задача законотворческой деятельности, у нас постоянно должен быть мониторинг законодательной базы, здесь нам помогают юристы.

Прежде чем ставить цель – стать депутатом, нужно продумать, кем вы будете до того, как станете депутатом. Должно быть представление о том, чего вы хотите достичь, что хотите сделать, так как нужно идти к людям с программой. Просто стать депутатом – это не сама цель, вы должны понять, для чего вам это нужно.

Я за то, чтобы молодежь вовлекалась в общественные организации. Прежде чем начать работать, необходимо заниматься общественной деятельностью. Необходимо делать что-то общественно полезное. Это формирует определенные навыки и мышление.

Элина Кунгурова, ученица 11 класса школы № 15 (г. Зеленодольск), рассказала о том, как прошла встреча:

– Встреча с депутатом Анастасией Георгиевной Исаевой прошла в легкой форме. Мы успели и пошутить, и поговорить о серьезных вещах. Я получила ответы на свои вопросы и поняла, чтобы стать депутатом, нужно понять, что ты готов сделать для народа.

Зиля Дарзиманова, ученица 10 класса Кичучатовской школы (Альметьевский р-н), рассказала, что нового она узнала на экскурсии, и о своем проекте:

– Мы посетили музей и узнали об истории Государственного совета, также познакомились с его структурой: из скольких депутатов  состоит совет и в чем заключается его работа. Также мы увидели, где проходят заседания, узнали, как можно обратиться к депутату с вопросом, предложением или проблемой.

Участие в инициативе «Кадры будущего для регионов» дает много возможностей для проявления себя как лидера. Например, я научилась быть «прорывной» в затруднительных ситуациях. Мой проект «Арт-движение» связан с обучением детей, у которых нет особых возможностей для реализации своего творческого потенциала. Я, будучи ответственной за реализацию этого проекта, контролирую рабочий процесс от наличия кистей для рисования до поиска профессионалов своего дела.

Совсем скоро состоится предварительная защита проектов участников инициативы в формате вебинаров на цифровой онлайн-платформе «Мобильное электронное образование», где ребята проходили обучение и индивидуальную образовательную программу по развитию «навыков будущего», а также находили своих единомышленников. В конце марта будет организована публичная очная защита проектов, по итогам которой будут отобраны 5 лучших проектных команд. Уже в апреле они пройдут заключительный этап инициативы – презентацию лучших проектов и награждение победителей.

Также стоит отметить, что по итогам заочного заседания координационной группы по вопросам пилотной реализации инициативы в 2019–2020 годах 23 региона станут участниками инициативы.

Фоторепортаж

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

В Татарстане продолжается реализация третьего этапа «Кадров будущего для регионов»

19 января 2019

В Татарстане продолжается реализация третьего этапа «Кадров будущего для регионов»

Молодежь – главная движущая сила в развитии страны, от которой напрямую зависит будущее и успех государства. В нашей республике большое внимание уделяется раскрытию потенциала одаренных детей и талантливой молодежи и реализации их ярких идей, которые могут способствовать процветанию страны. С 2018 года Агентство стратегических инициатив (АСИ), Министерство образования и науки Республики Татарстан, Университет Талантов и Республиканский олимпиадный центр при поддержке Президента РТ в пилотном режиме реализуют инициативу «Кадры будущего для регионов» в Татарстане, в рамках которой ребята могут разработать социально значимый проект и стать членом «команды развития регионов». Участниками инициативы стали школьники и студенты профессиональных образовательных организаций (от 14 до 17 лет), тьюторы – студенты вузов, участники педагогических отрядов (от 18 до 21 года) и наставники – представители политической, научной и профессиональной элиты региона.

Инициатива реализуется в четыре этапа. В апреле-мае 2018 года состоялся отбор участников по результатам проблемно-ориентированного эссе, в котором нужно было предложить пути решения задач, которые есть в регионе. 5 призеров отборочного конкурса от каждого пилотного субъекта помимо участия в стратегической инициативе получили путевку в «Артек» на тематическую смену АСИ «Социокультурное проектирование в развитии местных сообществ». С июня по сентябрь 2018 года был реализован второй этап инициативы: состоялись обучение тьюторов, Республиканская проектная школа и обучение наставников, в котором приняли участие представители министерств, ведомств и ведущих вузов Татарстана. В ноябре участники продолжили свою работу над проектами.

В Республике Татарстан участниками инициативы стали 105 молодых людей, 19 тьюторов и 13 наставников. На данный момент проходит третий этап инициативы, в рамках которого ребята дорабатывают свои проекты, встречаются с наставниками и проходят стажировки в министерствах, ведомствах, ведущих предприятиях и учреждениях региона. Помимо этого школьники проходят обучение по индивидуальной образовательной программе на цифровой платформе «Мобильное электронное образование».

С конца декабря 2018 года школьники Татарстана встретились с наставниками на площадках, на которых будут проходить их стажировки. Ева Охотникова, ученица 9 класса школы № 35 (г. Набережные Челны), познакомилась с заведующим труппой Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала Исрафилом Давлетшиновичем Сафиным. Наставник отметил, что для достижения целей нужно работать с собой и своим внутренним настроем. Исрафил Давлетшинович познакомил Еву с жизнью театра за кулисами и на практике показал, как правильно освещать сцену и обеспечивать ее звуковым оборудованием. Помимо этого, для Евы была проведена интерактивная экскурсия, где она узнала об истории зарождения театра с 1906 года, посмотрела фотографии известных актеров и личные вещи режиссеров,  драматургов, а также посетила специально оборудованную комнату Галиаскара Камала. В рамках инициативы «Кадры будущего для регионов» Ева вместе с командой участников реализует проект «Арт-движение», которое предполагает проведение в образовательных организациях занятий, направленных на изучение сфер искусства (актерское мастерство, рисование, вокал и др.). 

Ева Охотникова рассказала, что нового она узнала на встрече:

– Исрафил Давлетшинович рассказал, как в театре проходят гастроли и репетиции. Я узнала, что театральные художники по свету используют искусственный свет для передачи яркости и темноты, тем самым стимулируют чувства и эмоции зрителя. Также с помощью света создается туман и снег, и здесь необходимо обращать внимание на детали. Мы посетили место оператора звукозаписи и малый зал. Мне понравилось находится за кулисами сцены и узнавать интересные факты из истории театра.

Ученица уже основала в своей школе кружок по актерскому мастерству. Для школьников были проведены несколько уроков на развитие навыков публичных выступлений, сценического движения. Другие участники проекта также проводят мероприятия в школах по вокалу и рисованию.

В Министерстве молодежи Республики Татарстан прошла подготовка к стажировке у Адели Зиннатуллиной, ученицы 10 класса специализированного олимпиадно-научного центра «Солнце» (г. Казань), и Надежды Хохловой, ученицы 10 класса школы № 13 (г. Бугульма). Участницы проекта познакомились с Тимуром Джавдетовичем Сулеймановым, первым заместителем министра по делам молодежи Республики Татарстан, и Денисом Викторовичем Сугоняко, начальником отдела по работе с некоммерческими и молодежными организациями. Аделя и Надежда рассказали про свой проект «ЭкоХ», который направлен на популяризацию знаний по экологии среди школьников: проведение соревнований, квестов, интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?». Девушки посетили отделы министерства, узнали подробности о формате прохождения стажировки, которая будет включать в себя изучение особенностей молодежной политики, работу в команде и управление проектами. 

Надежда Хохлова рассказала об итогах встречи:

– Я поближе познакомилась с молодежной политикой и узнала о ближайших масштабных мероприятиях, которое проведет Министерство молодежи. Тимур Джавдетович проявил интерес к нашему проекту и предложил помощь в реализации. Мы посетили отделы министерства и теперь с нетерпением ждем начала стажировки.

С 3 по 9 января 2019 года Эльза Ампилогова, ученица 11 класса школы № 2 (г. Нурлат), и Руслан Порванов, ученик 9 класса лицея № 1 (г. Зеленодольск), прошли стажировку в Университете Иннополис в рамках Зимней школы по олимпиадной робототехнике «Robolymp Winter 2019» в направлении «Мобильная робототехника». Руслан и Эльза – участники инициативы «Кадры будущего для регионов» в направлении «Высокие технологии» (tm-city). Они планируют реализовать проект по созданию робота, который будет помогать спасателям искать пропавших людей в чрезвычайных ситуациях.

На стажировке в Университете Иннополис ребята готовились ко Всероссийской робототехнической олимпиаде – 2019. Они прошли обучение по программированию и робототехнике, разобрали задания олимпиады и успешно освоили представленную образовательную программу. Также Руслан и Эльза проконсультировались с преподавателями и студентами Университета Иннополис и получили рекомендации для успешной реализации проекта в рамках инициативы.

Эльза Ампилогова рассказала об опыте, приобретенном на стажировке в Университете Иннополис:

– Университет Иннополис – интеллектуальное ядро нового инновационного города. На Зимней школе по олимпиадной робототехнике «Robolymp Winter 2019» мы прошли стажировку, где я была в роли IT-специалиста и делилась своим опытом с другими. За неделю я получила новые знания, которые пригодятся мне в реализации моего инженерного проекта, напрямую связанного с робототехникой.

Руслан Порванов поделился, что стажировка помогла ему приобрести полезные знания:

– Студенты Университета Иннополис изучают языки программирования, которые сейчас востребованы на рынке. Я приехал на Зимнюю школу по олимпиадной робототехнике «Robolymp Winter 2019» в качестве стажера, вдобавок я занимался по основной образовательной программе с остальными ребятами. Знания в сфере IT помогут мне доработать проект и успешно его реализовать. Мои преподаватели оценили, отредактировали проект и дали советы по робототехнической части. Благодаря этой смене я получил знания и опыт в сфере программирования и робототехники и благодарен инициативе и Университету Талантов за предоставленные возможности.

Встречи с наставниками и стажировки пройдут для всех участников инициативы. К концу третьего этапа школьники под наблюдением тьюторов и наставников сформируют свои «навыки будущего», получат знания проектного управления и примут участие в решении одной из актуальных задач для Республики Татарстан. Весной 2019 года пройдет заключительный четвертый этап инициативы, где на площадках Всероссийского форума «Наставник» и всероссийских образовательных центров состоится презентация лучших проектов и награждение победителей. Ребята из каждого региона станут частью региональных лидерских команд.

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Стейкхолдер», «Дорожная карта проекта» и «Шаг развития»: как проходит развитие проектной деятельности молодежи в Татарстане

5 ноября 2018

«Стейкхолдер», «Дорожная карта проекта» и «Шаг развития»: как проходит развитие проектной деятельности молодежи в Татарстане

В этом году Республика Татарстан стала одним из 7 субъектов России, где в пилотном режиме реализуется инициатива «Кадры будущего для регионов» Агентства стратегических инициатив. Куратором проекта в Татарстане выступило Министерство образования и науки Республики Татарстан, а Университет Талантов был выбран проектным офисом по реализации инициативы на территории республики.

Главной целью этого проекта для Татарстана является развитие проектной культуры молодежи, начиная со школьного возраста. Разработанные командами проекты будут направлены на поднятие уровня жизни населения региона. Результатом инициативы станет вовлечение молодых талантов в кадровый резерв республики.

Реализация проекта состоит из четырех этапов. Первый этап проекта – отборочный. До 15 июня ученики 14–17 лет со всех районов республики подавали заявки, среди которых Агентством стратегических инициатив были отобраны лучшие. В результате второго этапа реализации инициативы в республике прошли обучения для школьников, тьюторов и наставников. Были сформированы проектные команды, паспорта навыков или «скиллфолио», разработаны индивидуальные образовательные программы.

С 31 по 3 ноября прошел очередной этап реализации инициативы. Школьники в возрасте от 14 до 17 лет из Казани, Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска продолжили свою работу над проектами.

На протяжении четырех дней со школьниками работала Ирина Кузьмина, координатор Проектной олимпиады Университета Талантов, студент 4 курса Московского Политеха, главный специалист по интеллектуальным системам моделирования и управления Института опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса, учредитель Ассоциации участников технологических кружков. Ирина рассказала о проектах участников инициативы:

– Для меня было интересно работать не с технологичными, а с социальными проектами, где основной упор делается не на материальную составляющую, а на большое желание помочь людям. Например, проект про экологическое воспитание школьников. Здесь я услышала также о достаточно интересном проекте, который направлен на ликвидацию исторических ошибок в фильмах. Обычно у людей словосочетание «социальный проект» ассоциируется исключительно с помощью пожилым людям и домашним животным. Данный проект подтверждает, что его понятие гораздо шире, чем может казаться.

Ирина поделилась самыми распространенными затруднениями и ошибками в школьных и молодежных проектах:

– Использование фраз: «Все будут готовы с нами сотрудничать. Все будет хорошо. У нас все идеально. Это сделают за меня другие» могут помешать реализации проекта

– Попытка с нуля построить всю отрасль может привести к тому, что проект окажется слишком большим, и реализовать его будет не под силу даже устоявшимся командам

– Проект также может распасться из-за нежелания некоторых членов команды активно действовать

Чтобы избежать этих ошибок, важно четко определить проблему, которую решает проект, и понять, действительно ли ваши действия смогут решить эту проблему.

В первый день участники поиграли в предпринимательскую игру «Инженер или предприниматель». Ребята должны были представить себя предпринимателями, которые решают определенные кейсы. Игра состоит из карточек, при помощи которых можно пройти все стадии жизненного цикла проекта и попробовать себя в разных ролях. При анализе решения в той или иной ситуации приходит понимание того, какую роль ты играешь в проекте – предприниматель ты или инженер. Игра помогает «увидеть» все стадии проекта и затем применить полученные знания в реальной жизни.

Второй день был посвящен изучению и последующему применению проектного инструмента «Шаг развития» института Шифферса. Согласно этому инструменту развитие проекта делится на три пространства: прошлое, настоящее и будущее. Прошлое показывает наличие определенных задач, которые надо решить, и аналитику исходной ситуации. Настоящее – преобразующие действия, сквозь которые должен пройти проект для превращения в идеальный продукт. Оно состоит из четко определенных действий (руководство, управление или планирование) и рефлексии. Будущее пространство – это пространство желаемого образа. Это не финальный этап развития проекта, а изменившаяся ситуация, которая за счет предпринятых во втором пространстве действий обретает динамику, то есть движется в нужном направлении.

Третий день начался с образовательной игры «Управление инновационными проектами», который провел наставник Университета Талантов, учитель истории и обществознания школы № 34 (г. Казань) Айнур Гаязетдинов. Основная задача игры – обучение грамотному распределению имеющихся ресурсов, учитывая сложности в виде непредвиденных ситуаций. У игроков были в наличии: личная карта проекта с этапами, карточки ресурсов (материалы, услуги, персонал) и карта общей программы. Участники должны были реализовать все 3 этапа личного проекта, используя карточки с ресурсами. Поля «стандарт» и «технологии» вводили дополнительные ограничения, например, запрет на одновременное применение карточек с ресурсами «универсальный работник» и «оборудование». В ходе объяснения игры наставник подчеркнул, что игра построена максимально реалистично, и в ней отражены все сложности проектной деятельности: «Если вы не будете работать сообща на каждом этапе реализации, то останетесь “в минусе”. Надо работать в команде, чтобы получить прибыль». Таким образом, участники пришли к точке зрения, что проект – это множество людей, и благодаря их работе из маленьких деталей складывается один большой пазл.

Затем Ирина Кузьмина познакомила участников с «дорожной картой проекта», которая позволяет определить задачи, которые предстоит решить для достижения результата с помощью имеющихся ресурсов, в том числе временных.

Обязательной частью построения дорожной карты является обозначение контрольных точек. Это даты, когда нужно задавать себе такие вопросы, как: «Достиг ли я нужного результата? Двигаюсь ли я в правильном направлении?». Если получается отрицательный ответ на эти вопросы, то есть повод задуматься и поменять что-то в своей работе над проектом.  

Валерия Наумова, ученица 10 класса школы № 9 (г. Нижнекамск), рассказала о проекте, который она хочет реализовать:

– Сейчас очень много фальсификатов на продукты питания. К примеру, мы приходим в магазин и видим четыре вида молока от разных производителей и по разной стоимости. Выбрать качественный товар покупателю поможет  «Контроль качества». Мы полностью проверяем состав по ГОСТу и публикуем результаты на своем сайте. Сначала мы планировали специализироваться только на продуктах питания, но тогда поняли, что концепция ничем не отличается от «Контрольной закупки» на Первом канале. Мы углубились в тему и решили проверять еще косметику, лекарственные препараты, состав и качество воды. Сейчас мы находимся на стадии сбора и аналитики информации. Я больше люблю практическую стадию, где нужно работать с материалами; прописать все это на бумаге оказалось сложнее, чем я думала. Спасибо Ирине Кузьминой за ценные советы, которые она дала. Хочется, чтобы инициатива «Кадры будущего» оказалась долгосрочным проектом и реализовалась  по всей стране.

Ева Охотникова, ученица 9 класса школы № 35 (г. Набережные Челны), рассказала о сложностях работы над проектом:

– Самое сложно, что все мы из разных районов: гораздо легче собираться вместе, когда все члены команды находятся в одном городе. В нашем случае надо уметь поддерживать связь и собираться вместе. Также у нас в голове сотни идей, но чтобы их реализовать, требуется много сил. Надеюсь, что после проектной школы мы продолжим работать над проектом с новыми силами.

Впереди участников инициативы «Кадры будущего для регионов» ожидает презентация своего проекта, награждение победителей и поддержка наставника.

Фоторепортаж

Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов

Готовим подрастающее поколение Татарстана к вызовам времени

18 августа 2018

Готовим подрастающее поколение Татарстана к вызовам времени

Талантливым детям не всегда легко найти поддержку у окружающих и реализовывать свой потенциал. Подготовка учителей, представителей государственных и бизнес структур к работе с талантливой молодежью – дело не одного дня, и очевидно, что этим нужно начать заниматься уже сегодня. Реализовывать эту задачу в пилотном формате взяло на себя Агентство стратегических инициатив (АСИ), запустив в 7 регионах инициативу «Кадры будущего для регионов». Одним из пилотных регионов стал Татарстан. 17 августа в Казани прошел третий этап реализации этого проекта – обучение наставников проектов.

Реализация инициативы «Кадры будущего» предполагает создание школьниками стратегически важных для региона проектов. Проекты будут реализованы не только силами самих школьников, а при поддержке представителей министерств, ведомств и ведущих вузов Татарстана. Инициатива нацелена на подготовку подрастающего поколения к вызовам будущего, привлечение молодых талантов к решению актуальных проблем региона и проектной деятельности, а также на создание в стране единой системы поддержки талантливых детей.

– Мы моделируем образование будущего, планируем создать систему массового выявления, сопровождения и поддержки высокомотивированных детей. Мы должны сформировать у детей компетенции цифровой экономики. Нам нужны люди, которые умеют вместе работать на результат. Мы должны с этими лидерами отработать те механизмы и формы работы, которые станут основой изменения системы образования. Это такой широкомасштабный проект, – подчеркнул на встрече с будущими наставниками инициативы руководитель портала «Мобильное электронное образование» Александр Михайлович Кондаков.  

В Татарстане уже реализованы два этапа проекта. Первый этап инициативы был посвящен подготовке тьюторов, которые работают с участниками – школьниками Татарстана в течение всего года и помогают им при работе над проектами. На втором этапе проекта, который прошел с 22 по 24 июля, более 100 школьников из разных городов и районов Татарстана работали в командах над инновационными идеями и создали 20 проектов, направленных на повышение привлекательности Татарстана.

Подготовка наставников стала третьим этапом проекта. Наставники – это представители госструктур, бизнеса и вузов Татарстана. Им предстоит взять наставничество над проектами школьников и совместно с ними реализовать их идеи. В обучении приняли участие представители Министерства здравоохранения РТ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, Министерства по делам молодежи РТ, Министерства спорта РТ, Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ-КХТИ), Казанского национального исследовательского технологического университета им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ). Они ознакомились с содержанием, целями и этапами реализации проекта «Кадры будущего».

– Сегодня была удивительная встреча. Пришли представители органов власти, ведущих университетов Татарстана. Наставники ушли со встречи вдохновленными. Они хотели узнать еще больше деталей об инициативах школьников. Были вопросы о том, к какому ведомству относится проект. А специфика проектов именно в том, что они междисциплинарные. Наставники спрашивали, связаны ли проекты с целями их ведомств. Поэтому мы им предложили сформулировать задачи своего ведомства и озвучить их ребятам на очной встрече, – рассказал оператор образовательной программы «Кадры будущего для регионов» из АНО «Детские социальные молодежные инициативы», федеральный эксперт Сергей Тетерских.

Планируется, что школьники встретятся с наставниками три раза. Об этапах реализации инициативы в нашей республике рассказал исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов:

– Наставники проведут очные встречи с командами с сентября по декабрь. Затем, после получения рекомендаций наставника и внесения поправок, несколько проектов будет отобрано для участия на форуме «Наставник» в Москве в феврале 2019 года.

Наставники смогут наблюдать за развитием проектов в течение всего года через портал «Электронное мобильное образование». Каждую неделю команды будут создавать отчет о проделанной работе. Если какой-то проект потребует больше встреч, информационной или финансовой поддержки, наставник поможет это осуществить.

– «Кадры будущего для регионов» – пилотный проект, и то, что нарабатывается здесь – бесценно. Татарстан – один из самых продвинутых регионов по работе с молодежью, и реализация проекта здесь проходит блестяще. С проектами ознакомится и Президент Татарстана Рустам Минниханов. АСИ и мы, операторы, очень выиграли от того, что в Татарстане инициатива реализуется на базе Университета Талантов. Мы в восторге от тьюторов – наставников Университета Талантов, это профессионалы с большой буквы. Опыт работы с молодежью Университета Талантов, накопленный в течение нескольких лет, положительно влияет на реализацию проекта, – поделился Сергей Тетерских.

Напомним, инициатива «Кадры будущего для регионов» Агентства стратегических инициатив реализуется в Татарстане по инициативе Президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова. Проектным офисом по реализации инициативы на территории республики Татарстан был выступает Университет Талантов, а куратором проекта – Министерство образования и науки РТ. Планируется, что в следующем году проект будет реализовываться по всей России.

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Мы должны из года в год поддерживать проекты молодых людей, которые любят свою родину, хотят реализовать проекты и оставаться жить в своем регионе»

31 июля 2018

«Мы должны из года в год поддерживать проекты молодых людей, которые любят свою родину, хотят реализовать проекты и оставаться жить в своем регионе»

Отъезд молодых людей в большие города и другие страны остается главной проблемой для многих регионов России. Все чаще эксперты из различных сфер задумываются над созданием программ по целенаправленной работе с молодыми людьми, чтобы со школьных лет они знали о возможностях региона и понимали, чем могут быть полезны для своей малой родины.

Одним из таких проектов стала федеральная стратегическая инициатива «Кадры будущего для регионов», которую реализует Агентство стратегических инициатив (АСИ). Татарстан присоединился к проекту по решению Президента республики Рустама Минниханова. Инициатива «Кадры будущего для регионов» направлена на создание и реализацию школьниками социально значимых для своего региона проектов. Проект реализуется в 7 регионах России: Московской, Тюменской, Тульской, Ульяновской, Новгородский областях, Пермском крае и в Республике Татарстан.

С 22 по 24 июля в Казани на базе образовательно-оздоровительного центра «Дуслык» прошла проектная школа инициативы «Кадры будущего». В ней приняло участие более 100 школьников из разных городов и районов Татарстана. Участники события разработали и представили экспертам 20 проектов. В дни проведения проектной школы мы побеседовали с  заместителем директора направления «Социальные проекты» АСИ Анастасией Владимировной Зыряновой о том, какие задачи решает проект «Кадры будущего для регионов», как он будет развиваться и что ждет авторов лучших проектов.

– Расскажите о том, как создавался проект «Кадры будущего для регионов»? Какие были предпосылки?

– Мы запустили проект в апреле этого года. В нем участвуют 7 пилотных регионов. Почему возник проект? Во-первых, общаясь с губернаторами, мы обращали внимание, что многие из них говорят об отъезде молодежи из регионов. Дети рождаются, идут в детский сад, школу, получают высшее образование, после этого уезжают из своего региона. Это был первый посыл. Во-вторых, мы поняли, что у школьников недостаточно навыков проектного творчества. Как видно из результатов международных исследований, 40 процентов детей, заканчивая школу, не имеют навыков проектной деятельности. А умение работать в команде, генерировать идеи,  защищать проект – это компетенции XXI века. И в-третьих, нас к этому проекту сподвигло то, что очень часто дети, создавшие проекты, набравшие команду под проект, не находят поддержки на уровне муниципалитета либо на уровне региона. Молодежь работает с ожиданием, что они реализуют проект, но этого не происходит. Поэтому мы создали проект «Кадры будущего для регионов», который бы помогал инициативным молодым людям, желающим что-то делать для своего региона, и создавал для них возможность реализовывать проекты на региональном уровне.

– Из каких этапов состоит проект?

– Проект «Кадры будущего» состоит из нескольких этапов. Первый этап – этап набора. На этом этапе школьники размещали на портале «Одаренные дети» свои эссе под названием «Если бы я был руководителем республики, какие бы проблемы я хотел решить и почему». По итогам эссе мы отобрали 200 лучших ребят из Татарстана.

Следующий этап – это школа для детей, наставников и тьюторов. 105 человек приехало сюда на трехдневную проектную школу. Участники, объединившись в команды, создали проекты, которые, мы надеемся, будут реализованы. Этап реализации проекта начнется в январе 2019 года. У нас будет стадия представления проекта, пройдут региональные конкурсы. Авторов, тьюторов и наставников лучших проектов мы пригласим на форум «Наставник» в Москву, который будет проходить в мае, и в образовательный центр «Сириус» в Сочи. Кроме этого, по итогам отбора эссе 5 школьниц из разных районов республики Татарстан получили бесплатные путевки в лагерь «Артек». 3 августа они уезжают в «Артек» на смену, посвященную проектной деятельности, и вернутся 27 августа с проектами для республики.

– Проекты из какой сферы чаще встречаются?

– Мы провели три проектные школы в трех регионах. Во всех школах очень много проектов, посвященных образованию. Это говорит о том, что ребятам не хватает хороших курсов, интересных лайфхаков, которые помогали бы им справляться со школьной программой.

– Какие проекты Вам особенно понравились?

– Мне очень нравятся проекты, в которых планируется охватить и тех школьников, которые не участвуют в проектной школе. Участники говорят, мы сформируем в школах свои команды, найдем единомышленников, объединим их и возглавим это движение. Это очень радует.

В каждом из проектов, представленных нам, была своя интересная изюминка. Мне особенно понравились проект «ART-движение» и проект по объединению лидеров, потому что они направлены на привлечение большого количества школьников. Проект по объединению лидеров сложный, потому что каждый лидер самобытен. Однако если удастся сформировать сообщество лидеров, если активисты из разных школ будут между собой общаться, знать друг друга и что происходит в школах каждого, это будет здорово.

– Как планируется развивать проект «Кадры будущего для регионов»?

– По итогам апробации этого проекта мы планируем создать универсальную модель обучения проектной деятельности, которую будем предлагать всем регионам в масштабе всей страны. Я надеюсь, что в вашей республике и других пилотных регионах это не ограничится одним годом. Мы должны из года в год поддерживать проекты молодых людей, у которых горят глаза, которые любят свою родину, хотят реализовать проекты и оставаться жить в своем регионе.

– Как вы оцениваете организацию проектной школы в Татарстане и работу Университета Талантов как партнера проекта?

– Школа прошла на самом высоком уровне. С участниками школы работали прекрасные тьюторы. Место проведения события – прекрасное. С Университетом Талантов мы с первой встречи нашли полное понимание. Очень приятно иметь таких партнеров.

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов


Аделя Габидуллина, Алсу Шайхилисламова, ученицы 9 класса: «Участникам этого события будет легче в будущем, потому что здесь нас научили новым компетенциям и помогли поставить цель»

25 июля 2018

Аделя Габидуллина, Алсу Шайхилисламова, ученицы 9 класса: «Участникам этого события будет легче в будущем, потому что здесь нас научили новым компетенциям и помогли поставить цель»

По расчетам специалистов Сколково, до 2030 года в нашей стране появится 186 новых профессий. Многие из них будут связаны с высокими технологиями. Рутинный труд перейдет роботам, а люди смогут сосредоточиться на более сложных задачах и разрабатывать качественно новые проекты. Специалисты с проектным мышлением, умеющие вести проектную деятельность от идеи до реализации, будут одними из самых ценных кадров будущего.

Татарстан уделяет большое внимание раскрытию человеческого потенциала, подготовке подрастающего поколения к вызовам будущего и обучению их проектной деятельности. Особенно активно этим занимается Университет Талантов, который обучает школьников в образовательных модулях прорывным компетенциям, проводит Молодежную школу талантов, «Генеральный конструктор», «Предпринимательские игры», Чемпионат научных состязаний, где школьники и студенты осваивают проектное творчество.

Теперь у школьников Татарстана есть еще больше возможностей развивать и реализовывать свой проект. По решению Президента Татарстана Рустама Минниханова в этом году Татарстан присоединился к федеральной стратегической инициативе «Кадры будущего для регионов». Он реализуется в 7 регионах России и направлен на создание и реализацию школьниками социально значимых для своего региона проектов. В Татарстане все события инициативы проводятся совместно с Университетом Талантов – ее проектным офисом.

С 22 по 24 июля в Казани на базе образовательно-оздоровительного центра «Дуслык» прошел второй этап инициативы «Кадры будущего» – проектная школа.  Участников школы отобрали по итогам специального задания. Им нужно было написать эссе о способах решения одной существующей в регионе задачи. В итоге в работе школы участвовали более 100 школьников от 14 до 17 лет из Казани, Набережных Челнов, Нурлат, Бугульмы, Альметьевска и других городов.

В течение трех дней школьники учились азам проектного творчества, прошли тренинги по взаимодействию и при поддержке своих тьюторов работали в командах над собственными проектами. Это проекты, призванные сделать Татарстан еще более привлекательным для молодых людей и успешным в социально-экономическом плане.

В первый день школы участники в игровой форме погрузились в самоанализ и познание себя, а также научились командному взаимодействию. Обучение проходило под руководством федеральных экспертов – Сергея и Светланы Тетерских, операторов образовательной программы «Кадры будущего для регионов» из АНО «Детские социальные молодежные инициативы», и Юрия Юрманова, руководителя всероссийского инновационного проекта «Поколение уверенного будущего». Учеников курировали 19 тьюторов из Татарстана.

Второй день был посвящен работе над проектами. Школьники работали в 20 командах, в которые вошли молодые люди со схожим темпераментом и темпом работы. Участники создали 20 проектов, среди которых были идеи для создания безопасного города, совершенствования медицинского осмотра, развития татарской культуры, улучшения экологической обстановки. Большинство проектов было посвящено образованию. Ученики хотят открыть многофункциональную школу дополнительного образования, открыть YouTube канал, в котором школьные предметы будут объяснять на доступном языке, создать сообщество школьных лидеров и начать ART-движение для раскрытия творческих способностей учеников.

В заключительный день школы, участники презентовали доработанные и улучшенные проекты представителям АСИ.

АСИ находит и поддерживает проекты, которые позволяют сделать нашу жизнь лучше. Это могут быть проекты в сфере образования, медицины или ЖКХ. В этом мы очень созвучны с участниками проектной школы, потому что все проекты, которые были сегодня представлены, направлены на то, чтобы сделать этот мир лучше. Мы проводим школу уже в третьем регионе. Очень много проектов про образование. Это говорит о том, что ребятам не хватает хороших курсов, интересных лайфхаков, которые помогали бы им справляться со школьной программой. Мне очень нравятся проекты, в которых планируется охватить и тех школьников, которые не участвуют в проектной школе. Мы договорились с Лейлой Ренатовной Фазлеевой, заместителем Премьер-министра Республики Татарстан, что в сентябре все ваши проекты будут представлены руководству республики, – поделилась впечатлениями заместитель директора направления «Социальные проекты» АСИ Анастасия Зырянова.

С проектами школьников ознакомилась и заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Наталья Гречанникова.

– Я гордилась, знакомясь с вашими проектами, вы стараетесь своими проектами сделать Татарстан лучше. Пусть у все получится, – сказала она участникам школы.

Исполнительный директор Казанского открытого университета талантов Айдар Акмалов обратил внимание школьников на то, что теперь им необходимо направить свою энергию на реализацию проекта.

– Смена сегодня заканчивается, начинается новый этап работы над проектами, когда вы будете их доводить до реализации. Здесь вы набрали полезные навыки и методические рекомендации экспертов для дальнейшей работы. Общение и работу можно продолжить без привязки к месту жительства. Ваши тьюторы всегда будут в контакте с вами, – подчеркнул исполнительный директор Университета Талантов.

Участники школы рассказали, что здесь они стали увереннее, раскрыли свои способности и нашли единомышленников.

Эльза Ампилогова, ученица школы № 2 (г. Нурлат):

– Смена произвела на меня максимально положительное впечатление. Это место, где каждый человек может самореализоваться, познать самого себя и открыть в себе новые качества. Смена также помогает определиться с выбором профессии. Я открыла в себе то, что я могу контактировать с людьми без всяких проблем. Хотя с выбором профессии я давно определилась, благодаря Университету Талантов этот выбор укрепился. Я общалась с участниками, и многие из них сказали, что приехали сюда с целью поднять себе самооценку, стать уверенными в себе и завтрашнем дне. Я думаю, к концу смены они достигли своей цели.

Аделя Габидуллина, Алсу Шайхилисламова, ученицы 9 класса школы № 2 (п. Джалиль):

– Нам понравилось, что мы каждую минуту провели с пользой. Мы постоянно работали в командах и стали более сплоченными. Участникам этого события будет легче в будущем, потому что здесь нас научили новым компетенциям и помогли поставить цели. Молодые люди, которые собрались здесь, помогут республике продвинуться, быть на первом месте во многих сферах, создадут в республике такие условия, в которых людям будет хорошо и комфортно жить, и все жители Татарстана будут чувствовать себя как одна команда.

Алина Нугманова, ученица 11 класса школы № 9 (г. Нурлат):

– Здесь я познакомилась со многими интересными людьми. Квест от Университета Талантов вызвал много эмоций: мы ходили по станциям и выполняли разные задания на тему талантов. Например, была станция, где мы пели, ставили сценку, решали интеллектуальную задачу, играли в «Крокодила». За время Школы мы разработали и презентовали проекты. Наша команда предложила проект «Занимательная диспансеризация» для улучшения медицинского осмотра. Для его реализации и получения поддержки нам нужно хорошо учиться, получить больше знаний и быть инициативными. Я думаю, собравшаяся здесь молодежь и есть будущее республики.

Участники проектной школы будут работать над своими проектами в течение года. В сентябре школьники представят свои проекты руководству республики, где каждый проект найдет своего наставника. Наставниками проектных команд станут руководители республики: министры, мэры и руководители компаний. Авторы лучших проектов получат возможность поехать в феврале в Москву на форум «Наставник», на образовательную смену в Образовательный центр «Сириус» в Сочи и будут включены в команду лидеров республики.

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов


5 школьников Татарстана примут участие в проектной смене Агентства стратегических инициатив в Артеке

14 июля 2018

5 школьников Татарстана примут участие в проектной смене Агентства стратегических инициатив в Артеке

С 19 апреля в России в пилотном режиме реализуется инициатива «Кадры будущего для регионов», организаторами которой выступают: Агентство стратегических инициатив, главы 7 субъектов Российской Федерации (в том числе и Президент Татарстана), а также интернет-портал «Одаренные дети». Кроме нашей республики, в проекте участвуют Пермский край, Московская, Тульская, Тюменская, Ульяновская и Новгородская области. Проектным офисом по реализации инициативы на территории республики является Университет Талантов, куратором – Министерство образования и науки РТ.

По итогам первого этапа реализации инициативы – отбора участников (детей от 14 до 18 лет) были отобраны по 5 лучших авторов отборочных работ – проблемно-ориентированных эссе – от каждого региона. Эти ребята примут участие в профильной смене МДЦ «Артек», посвященной детскому социальному проектированию.

Проекты, присланные на конкурс, охватывают широкий круг проблем – в области экологии, социализации людей с ОВЗ, туристического развития территорий, творческого развития молодежи, создания института наставничества. Среди конкурсных работ есть как продуманные проекты, которые требуют небольшой доработки, так и идеи, которым необходима проектная «упаковка».  

От Татарстана в смене примут участие:

  • Вероника Ильина, ученица лицея №159 (г. Казань). Её эссе было посвящено проблемам экологии в республике;
  • Эльза Ампилогова, ученица СОШ №2 (г. Нурлат). Тема ее эссе – «Проблема развития таланта у молодежи.  Организации проектной деятельности»;
  • Ольга Пичушкина, ученица Егоркинской СОШ села Егоркино, которая подняла в своей работе проблему миграции населения и оттока молодежи;
  • Алина Габдуллина, ученица школы №31 (г. Нижнекамск). Её эссе посвящено экологии;
  • Алия Салимова, ученица гимназии №57 (г. Набережные Челны). Работа Алии также затрагивает проблемы экологии в регионе. 

С 22 по 24 июля школьницы примут участие в Республиканской проектной школе (следующий этап реализации инициативы «Кадры будущего для регионов»). Участниками школы станут более 100 одаренных школьников от 14 до 18 лет нашей республики, которые вместе с тьюторами и наставниками будут создавать проекты, связанные с их будущей профессиональной деятельностью. В рамках трехдневного обучения ребята получат базовые навыки проектной деятельности, объединятся в проектные команды и разработают индивидуальные образовательные программы.

После Республиканской проектной школы в начале августа татарстанские школьницы отправятся на смену в Артек, где пробудут 21 день. Участников смены ждут интерактивы, деловые игры по финансовой грамотности, предпринимательству, работе в социальных сетях и другим актуальным темам. Вместе с экспертами участники будут обсуждать, что можно изменить в образовании, детской культуре и безопасности, как трансформировать инфраструктуру общественных пространств и городской среды, чтобы молодые люди чувствовали себя в родных городах комфортно и защищенными. Перед ними будет стоять задача – выбрать область преобразования, разработать и защитить проект. Проекты, признанные экспертами актуальными и реализуемыми, АСИ, совместно с партнерами, поможет доработать и внедрить в регионах.

Как помочь ребенку реализовать свой проект: на Школе тьюторов подготовили специалистов для сопровождения кадров будущего Татарстана

4 июля 2018

Как помочь ребенку реализовать свой проект: на Школе тьюторов подготовили специалистов для сопровождения кадров будущего Татарстана

Как стать для ребенка мотиватором, помощником и вдохновителем? Позволить ему почувствовать свой успех и научить создавать интересные проекты? Ответы на эти вопросы получили участники Школы тьюторов, состоявшейся в Казани со 2 по 3 июля. Это второй этап реализации федеральной инициативы «Кадры будущего для регионов», организаторами которой выступают Агентство Стратегических Инициатив (АСИ), главы семи субъектов страны, в том числе Президент Республики Татарстан, и интернет-портал «Одаренные дети». Цель проекта – сформировать «команды развития регионов», лидерские команды одаренных детей, молодежи и их наставников.

В рамках двухдневной сессии 25 тьюторов – педагоги, студенты и молодые специалисты из Елабуги, Набережных Челнов, Чистополя, Мамадышского и других районов республики знакомились с инициативой, разрабатывали стратегии привлекательности региона, работали с персональным конструктором инициативы и обучались проектной работе. Главная задача тьюторов – сопровождение команд участников, поддержание коммуникаций между ребенком и наставником.

Двухдневный интенсив был направлен на умение применять простые и доступные практики работы с одаренной молодежью. Обучение провели эксперты из Москвы, операторы образовательной программы «Кадры будущего для регионов» из АНО «Детские социальные молодежные инициативы» Сергей и Светлана Тетерские и руководитель всероссийского инновационного проекта «Поколение уверенного будущего» Юрий Юрманов. Они поделились с участниками Школы педагогическими методиками и практиками, провели с ними подвижные упражнения и психологические тесты, которые можно применить в работе с детьми.

В первый день участники работали над пониманием важности образов для ребенка, формированием у него адекватной самооценки и самовосприятия. «Образование – это процесс создания, достижения и распространения образов», – считает Сергей Тетерский. Один из важных аспектов в тьюторстве – поддержание в ребенке уверенности в себе. Участники собрались в кругу, и каждый сказал, сколько прыжков сможет совершить за минуту. На деле же цифры превзошли ожидания тьюторов – это задание наглядно показало, что мы часто можем недооценивать самих себя. Из выполненных командных заданий с мячом тьюторы сделали вывод – в жизни, как и в упражнении, важно знать предлагаемые условия. Если нельзя изменить их, то стоит внимательно прислушаться и найти компромиссное решение. Стремясь к цели, лучше спросить более опытных людей, чтобы не повторять те же ошибки. Тьюторы сработались в команде за 14 минут, показав хороший результат. После выполнения упражнений каждый мог дать обратную связь, выделить кого-то из команды.

Далее речь шла об опыте: им обладает каждый ребенок. Даже если школьник просто помогал родителям воспитывать своих младших братьев и сестер, писал статьи для школьной газеты, выступал на мероприятиях – все это уникальный опыт. Говорилось и о том, что если родитель – профессионал, любящий свою работу, то и его ребенок вырастет с таким же отношением к получению профессии.

Одно из упражнений, связанное с мотивацией, заключалось в следующем: тьюторы прописали, что обязательно хотят сделать в жизни. Около каждой цели, в достижении которой им могут помочь люди, поставили «плюс». «Галочку» поставили около тех дел, в которых им никто не сможет помочь, и это является личной мечтой. Это помогает увидеть собственную мотивацию: есть те, кто нацелен на достижение и знает, кто может им помочь, и те, кто все цели держит в голове, но не делает для их достижения ничего.  


Эта двухдневная сессия подарила мне вдохновение и веру в себя для дальнейшей реализации планов. Я буду долго осознавать тот огромный объем информации, который получила здесь. Очень понравилась часть о создании образа наставника, учителя, где мы вспоминали и записывали тех людей, которые помогли нам в жизни. Это помогло понять, каким должен быть тьютор, – делится участница Школы Роза Минуллина, студентка КФУ по направлению «Конфликтология» (г. Казань).

Второй день Школы был направлен на умение создавать социальные проекты. Для участников была проведена игра: в парах они смотрели друг на друга, а потом, отворачиваясь, меняли что-то в своем облике, наряде. Задача обнаружить изменения друг в друге привела к тому, что любой проект – это всегда изменения. Далее работа продолжилась уже в группах по три человека: игра «мечтатель, критик, реалист» была преобразована в обсуждение вопросов с трех позиций – ребенка, тьютора и наставника. Участники размышляли над тем, как сделать обсуждения ребенка и тьютора проектов более подвижными и интересными; как совместить инициативу «Кадры будущего» с основной учебной деятельностью ребенка, чтобы не возникало внутреннего конфликта. К некоторым своим идеям они создавали рисунки, визуализировали их.

Состоялся еще один интересный обмен идеями: каждый тьютор рассказал о том, кем видит себя в идеальном будущем и какой подарок, связанный с собственной профессией, может подарить своему городу. Например, координатор курса «Управление продюсированием талантов» Университета Талантов и участница Школы Екатерина Салихова предложила создать выставочный центр «Мосты», где будут представлены произведения искусства, созданные представителями совершенно разных поколений.

Участники также определяли личную и региональную миссии с помощью упражнения «Миссия через качество», состоящего из четырех шагов. Сначала выявлялись собственные отличительные позитивные качества, потом то, как позитивно меняются люди, далее те факторы, которые нужно изменить. Участники определили миссию Татарстана так: использовать свою креативность, чтобы сделать людей более мотивированными на позитивное будущее. Формулировка тьюторов получилась очень интересной: Татарстан – родина позитива, ответственности и стабильности.


После выполнения всех упражнений участники и тренеры собрались в кругу, чтобы поделиться впечатлениями от сессии. «Тьюторы – это посредники между миром детей и миром взрослых. Чувствуйте жизнь и помогайте детям исполнить мечту!», – напутствовала Светлана Тетерская.

Сессия завершилась индивидуальными консультациями: каждый желающий мог обсудить интересующие его методики и практики со Светланой и Сергеем Тетерскими и Юрием Юрмановым. Участники получили папки – «конструкторы методик» с полезной информацией, а также книги Сергея Тетерского «Время созидателя».  

Об акцентах двухдневной сессии и дальнейшем развитии проекта «Кадры будущего» рассказал Сергей Тетерский:

– Тьюторы будут реализовывать с детьми проекты, связанные с их будущими профессиями, поддерживать постоянную связь. Также помогать в продвижении проектов будет группа наставников – людей, добившихся значимых профессиональных успехов в Татарстане. Главные знания, полученные тьюторами во время этой сессии – осознание себя как образца для подражания. Мы показали участникам, что можно быть примером привязанности к Родине, тем, кто может помочь обрести нужные контакты, стать более уверенным в своих выступлениях и так далее. Большое внимание мы уделили тому, что тьютор должен не только знать определенные методики работы с талантливой молодежью, но и мог своим примером быть полезным региону.  

Айнур Гаязетдинов, тьютор проекта, учитель истории и обществознания школы № 34 (г. Казань), поделился впечатлениями:

– Мне было очень интересно, потому что я применяю различные практики работы с молодежью в школе. Главная задача современного учителя – развивать в учениках способность учиться самостоятельно, искать ответы на вопросы, создавать проектные работы и защищать их, работать в команде. Здесь я понял, что в своей работе двигаюсь в правильном направлении, а также нашел поддержку других людей, заинтересованных в лучших практиках работы с молодежью.  

22 июля начнется следующий этап реализации инициативы «Кадры будущего» в Татарстане. В нем примут участие одаренные школьники от 14 до 18 лет нашей республики, которые вместе с тьюторами и наставниками будут создавать проекты, связанные с их будущей профессиональной деятельностью. В рамках трехдневного обучения ребята получат базовые навыки проектной деятельности, объединятся в проектные команды и разработают индивидуальные образовательные программы. Встречи школьников с наставниками, успешными профессионалами нашей республики, состоятся в конце августа.

Эльсинора Габдуллина, 
Медиалаборатория Университета Талантов
 



В Казани состоялось обучение тьюторов проекта «Кадры будущего для регионов» Агентства стратегических инициатив

3 июля 2018

В Казани состоялось обучение тьюторов проекта «Кадры будущего для регионов» Агентства стратегических инициатив

2-3 июля на базе ООЦ «Дуслык» 25 учителей, преподавателей, студентов и молодых специалистов со всего Татарстана прошли обучение в «Школе тьюторов» в рамках подготовки тьюторов инициативы «Кадры будущего для регионов» Агентства стратегических инициатив.

Двухдневное обучение в «Школе тьюторов» открыло второй этап реализации проекта в Татарстане. Образовательная программа состояла из четырех образовательных модулей, в рамках которых будущие тьюторы знакомились с инициативой, разрабатывали стратегии привлекательности региона, работали с персональным конструктором инициативы и обучились проектной работе.

Обучение проводили эксперты из Москвы – Сергей и Светлана Тетерские, операторы образовательной программы «Кадры будущего для регионов» из АНО «Детские социальные молодежные инициативы» и Юрий Юрманов, руководитель всероссийского инновационного проекта «Поколение уверенного будущего». Тренеры поделились педагогическими методиками и инструментами, провели с участниками подвижные упражнения и психологические тесты.

Главная задача тьюторов в проекте – сопровождение команд участников, поддержание коммуникаций между командой и наставником, снятие и передача запросов команды на поддержку.

«То, чему здесь обучают, очень нужно. Наша проблема - отсутствие информации о большом количестве классных проектов. И я рада, что смогу поделиться знаниями с коллегами и детьми в нашем городе. А подход к работе с молодёжью, о котором нам рассказали сегодня, мне кажется очень гуманным и доступным для понимания. А ещё оставляет простор для творчества детей, ведь важное внимание в нем уделяется мечтам!», – поделилась тьютор проекта Лариса Максимова, сотрудник Центра по трудоустройству в Набережных Челнах.

Следующим этапом реализации инициативы станет обучение молодых людей с проектами на Республиканской проектной школе, которая пройдет с 22 по 24 июля на базе ООЦ «Дуслык». Школьники пройдут трехдневное обучение, в рамках которого получат базовые навыки проектной деятельности. В результате будут сформированы проектные команды, паспорта навыков или «скиллфолио» на каждого участника инициативы, а также разработаны индивидуальные образовательные программы.

Напомним, что Республика Татарстан вошла в число 7 субъектов России, где с этого года в пилотном режиме реализуется проект «Кадры будущего для регионов» Агентства стратегических инициатив. Университет Талантов был выбран проектным офисом по реализации инициативы на территории республики, а Министерство образования и науки РТ – куратором проекта в Татарстане.

Главная цель этой инициативы для Татарстана – развитие проектной культуры молодежи начиная со школьного возраста. Проекты, разработанные командами, пойдут на пользу республике – в части поднятия уровня жизни населения и будут полезны самим участникам – в части самореализации и применения своего потенциала.

Результатом инициативы станет вовлечение молодых талантов в кадровый резерв республики и реализация их проектов в Стратегии «Татарстан 2030».      


Пресс-служба 
АНО "Казанский открытый университет талантов 2.0"