DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Бенчмаркинг-тур

Не упустите возможность изучить лучшие российские и зарубежные практики в сфере управления талантами.

Дата проведения:
01 февраля – 30 июня
Место проведения:
— О мероприятии

Университет Талантов приглашает в бенчмаркинг-тур.

Брать пример с лидера — отличная идея, особенно когда лидер сам готов делиться опытом и обучать. С этого года Университет Талантов предлагает всем, для кого важна и интересна тема наставничества и развития талантов познакомиться с лучшими российскими и зарубежными практиками в этой области. Первые группы наставников отправятся в бенчмаркинг*-туры Университета Талантов уже в феврале, оставляйте заявку, и вы сможете стать одним из тех, кто первым изучит и внедрит прогрессивные технологии развития талантов.

*Бенчмаркинг — один из способов исследования, предполагающий изучение передового опыта в отрасли. Результат бенчмаркинга — подборка лучших практик от компании-лидера, которые можно использовать в своей деятельности.

Для кого?

Для наставников Университета Талантов, тех, кто уже работает с талантливой молодёжью, или чувствует в себе наставнический потенциал. Весь прошлый год вы активно участвовали в развитии Университета Талантов, совершенствовали собственные методики и изучали новые подходы в работе с талантливой молодёжью. Теперь мы предлагаем вам возможность продвинуться по этому пути ещё дальше, для этого организован наш бенчмаркинг-тур.

Это от трёх до пяти продуктивных дней, которые вы проведёте в компании лучших наставников из других городов. Вместе вы изучите опыт признанных лидеров в различных областях, увидите, в каких условиях проходит работа с детьми, зададите вопросы и узнаете всё, чтобы, вернувшись, успешно внедрить и опробовать новые методики. В 2015 году сформировались проектные команды по ключевым направлениям работы Университета. Мы уверены, бенчмаркинг-тур ещё больше усилит вас, даст знания, инструменты и ресурсы, которые сделают наш проект лучшим.

Когда, куда поедем и чему научимся?

В программе бенчмаркинг-тура на ближайшие месяцы российские города: Челябинск, Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Новосибирск. Кроме того, представится возможность посетить Германию, Финляндию и Польшу. Каждое из направлений тура имеет свой профиль, подробную программу каждого тура можно посмотреть, кликнув по соответствующей ссылке.

ФЕВРАЛЬ

Челябинск — проектное творчество, форматы работы с одаренными детьми

МАРТ

Москва — Санкт-Петербург — техническое инновационное творчество + неформальное образование.

Новосибирск — инженерно-технологическое творчество.

АПРЕЛЬ

Калининград — Польша — форматы работы с одаренными детьми молодежью, предпринимательское творчество.

МАЙ

Финляндия — профориентация, профессиональное творчество молодежи

ИЮНЬ

Германия — дуальное образование + кубок мира по робототехнике


Как попасть в бенчмаркинг-тур?

Для начала, выбрать интересное вам направление — одно или несколько — и заполнить анкету внизу страницы. Вам будет предоставлена возможность посетить один из туров за счет средств Университета Талантов. Остальные площадки также открыты для посещения за счет личного финансирования или финансирования со стороны организации-работодателя. По итогам присланных заявок состоится конкурсный отбор и формирование команд в рамках каждого бенчмаркинг-тура в соответствии с вашим профилем и намерениями. С каждым из вас мы встретимся на собеседовании в онлайн или офлайн формате.

Приём заявок завершается 10 февраля, так что не стоит тянуть, заполняйте анкету. 15 февраля будет сформирован окончательный список участников первых бенчмаркинг-туров. Внимание! Крайний срок подачи анкет для заявок на поездку по направлению "Челябинск" — 7 февраля!

Бесплатное участие в одном из бенмаркинг-турах доступно для лидеров сетевых площадок («Тренинг-класс», «Лаборатория таланта», «Чемпионат научных состязаний») и победителей Республиканской премии и Олимпиады наставников (для подтверждения права участия необходимо представить соответствующий сертификат).

Платное участие в одном из бенмаркинг-турах доступно для ВСЕХ, кто заинтересован в знакомстве с лучшими практиками, усилении личных профессиональных знаний и компетенций. Подробные инструкции вы можете получить, связавшись с нами по телефону 8-800-222-20-38 или по электронной почте ponomareva.utalents@gmail.com.

📰

— Новости по теме

Все новости
Национальные проекты, стратегия поддержки одаренных детей и молодежи и подписание соглашения с «Золотым сечением»: итоги бенчмаркинг-тура в Сочи

31 января 2019

Национальные проекты, стратегия поддержки одаренных детей и молодежи и подписание соглашения с «Золотым сечением»: итоги бенчмаркинг-тура в Сочи

Чтобы повысить конкурентоспособность и занять свое место в числе лидеров, государству необходимо обеспечить качественное образование, подготовку достойных кадров, а также разработать стратегию выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи. Для этой цели по инициативе Президента России Владимира Путина был создан Образовательный центр «Сириус» (г. Сочи). Школьники от 10 до 17 лет, достигшие успехов в науке, спорте, искусстве и литературном творчестве и прошедшие отбор, могут принять участие в образовательных программах с участием ведущих педагогов – профессионалов в данной области.

Образовательный Фонд «Талант и успех», который является учредителем «Сириуса», также работает над созданием региональных центров выявления и поддержки одаренных детей. Так, 3 декабря 2016 года между Фондом и Университетом Талантов было заключено соглашение о сотрудничестве. Благодаря такой совместной работе татарстанские дети представляют свои разработки на региональном этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов и получают возможность поехать на проектную смену «Большие вызовы» (г. Сочи), а  наставники Университета Талантов проходят повышение квалификации на базе Центра и участвуют в масштабных всероссийских конференциях и семинарах.

С 27 по 29 января в рамках бенчмаркинг-тура команда Университета Талантов приняла участие в работе III Всероссийской конференции «Путь к успеху: национальные проекты и стратегия поддержки одаренных детей и молодежи» (г. Сочи). В ее работе приняли участие помощник президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, заместитель председателя Правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова, руководитель Фонда «Талант и успех», сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Елена Шмелева, а также более 800 представителей федеральных и региональных органов власти, организаций общего, среднего и высшего образования, госкорпораций и других предприятий высокотехнологичного бизнеса.

Университет Талантов третий год принимает участие в конференции в рамках бенчмаркинг-тура. В этом году в состав делегации вошли 38 человек, среди них сопредседатель Научно-экспертного совета госпрограммы «Стратегическое управление талантами», советник мэра г. Набережные Челны по вопросам развития образования Файруза Мустафина, исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов, победитель Всероссийской олимпиады наставников Ирина Фесенко, руководители направлений, координаторы проектов и сертифицированные наставники.

В первый день конференции модераторы, эксперты и участники конференции обсуждали ряд вопросов:

  • опыт ведущих российских педагогических и профессиональных школ;
  • комплексное развитие региональных образовательных систем;
  • модели профориентации и сопровождения школьников;
  • пути развития музыкального образования среди детей и юношества;
  • работу Центра трансфера технологий Научно-технологического университета «Сириус».

Директора сильнейших школ страны поделились опытом выявления, обучения и сопровождения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях. Многие из них отмечали, что при создании среды для развития одаренных детей необходимо уделить особое внимание качественной кружковой деятельности, профориентационной работе, подготовке педагогических кадров, выстраиванию сотрудничества с предприятиями.

Директор Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) при Уральском федеральном университете Андрей Мартьянов рассказал о реализации проекта «Back to school – вернись в школу в новой роли», благодаря которому они восполняют нехватку педагогических кадров. 24 учителя СУНЦ из 100 являются выпускниками этого центра. Их девиз – учить ребят так, как хотели бы обучаться они сами. По мнению руководителей проекта, для ребенка необходимо создание будущей траектории, чтобы он чувствовал, что в нем нуждаются, как в будущем профессионале.

Вызовы российского образования обсудили на пленарном заседании, посвященном национальному проекту «Образование». Проект будет реализовываться как минимум на протяжении 6 лет. Основная его цель – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности. Особенность проекта состоит в его реализации через «целевые» модели, основы проектов, которые включают в себя:

– обеспечение профессионального роста педагогических работников;

– формирование цифровой образовательной среды;

– создание системы наставничества обучающихся образовательных организаций;

– вовлечение деловых объединений и представителей работодателей в управление и развитие образовательными организациями;

– развитие систем дополнительного образования детей.

Эксперты также затронули тему инфраструктуры образования для одаренных детей, и «Сириус» является авангардом в этой области. Заместитель руководителя образовательного фонда «Талант и успех» Алексей Горбачев рассказал о деятельности региональных центров поддержки одаренных детей, ведущих свою работу в стране с 2016 года по поручению президента Российской Федерации. Вовлечение, мотивация, обучение, сопровождение и профессиональная навигация  – это ключевые аспекты траектории развития ребенка в регионах. Сегодняшняя задача таких центров – найти лучших педагогов, которые будут сопровождать одаренных детей и талантливую молодежь. Эксперты конференции уверены, что в стране много талантливых педагогов и много наработок, важно только объединить все практики и развивать компетенции учителей. Также необходимо вовлекать первые лица власти, бизнеса в профессиональное сообщество практиков, наставников.

Второй день конференции был посвящен национальному проекту «Наука» как инструменту реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Работа началась с пленарного заседания о формировании новой научно-образовательной инфраструктуры. Эксперты отметили, что для формирования науки необходимы кадры, финансирование и системный подход.

Артем Оганов, профессор Сколковского института науки и технологий, подчеркнул, что развитие талантов требует больших инвестиций:

– Таланты стоят дорого. Мы не можем создать переход на науку, не тратя на него ни копейки. Кадры важно привлекать не только заработной платой, но и другими условиями. В то же время столицы перегружены талантливой молодежью. Этим ребятам нужно помочь расправить крылья. Необходимо наладить отток молодых ученых в провинции. Возможно, работу по привлечению специалистов в регионы нужно вести совместно с вузами.

Участники также познакомились с концепцией университета «Сириус». Его цель – проведение совместных научных исследований с ведущими научными организациями, приглашение ведущих ученых. Вуз будет выявлять лидеров и объединять вокруг них школьников, студентов, педагогов. Уже ведется работа по формированию образовательных программ. Через 3–4 года руководство хочет начать прием студентов и открыть бакалавриат. Образовательная программа будет завершаться аспирантурой. Университет станет местом соединения различных программ всех уровней образования.

На секции «Ресурсы и перспективы общественного развития: Россия – страна больших возможностей. Гранты Президента, другие формы поддержки и включения молодежи в приоритетные исследования и разработки» участники обсудили подготовку лидеров для новых сфер социального и экономического развития.

Андрей Кузнецов, директор Института лазерных и плазменных технологий Национального исследовательского ядерного университета Московского инженерно-физического института (МИФИ), отметил, что современный инженер должен обладать навыками исследователя:

– Темпы изменения технологий ускорились многократно, поэтому готовить специалиста под какую-то одну технологию бессмысленно. Нельзя готовить отдельно инженеров и отдельно исследователей. Наши студенты занимаются в квантовых лабораториях, и в этом году мы запустили проект «Квантовые технологии» в формате WorldSkills. Команда нашего института уже выиграла межвузовский чемпионат. Чем быстрее мы перейдем от формата лабораторий к реальной деятельности, тем быстрее наука привлечет больше людей.

Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Иван Груздев считает, что нужно восстановить моду на науку:

– В нашем вузе организуется работа по популяризации науки. Например, научная коммуникация для студентов, научные бои, ежегодный фестиваль науки, конкурс научных блогеров, популяризация профессии ученого. Существует ярмарка исследовательских проектов, где может поучаствовать каждый студент, это формат, который ничему не обязывает.

Госкорпорации и частные компании также заинтересованы в поддержке талантов. Например, «Роскосмос» реализует образовательную и профориентационную программы. По словам Дмитрия Шишкина, директора Департамента развития персонала и сопровождения проектов Госкорпорации «Роскосмос», на сегодняшний день перед ними встает задача популяризации работы отечественной космонавтики. Так, в Москве работает Центр космонавтики и авиации, открываются аэрокосмические классы, ведется сотрудничество с «Сириусом», идет работа в направлении WorldSkills в рамках компетенции «Инженерия космических систем».

В рамках конференции Университет Талантов и Уральский образовательный центр «Золотое сечение» подписали соглашение о сотрудничестве. Две стороны будут совместно работать по вопросу раннего трудоустройства. «Золотое сечение» практикует трудоустройство студентов 1, 2 курсов на предприятия Екатеринбурга. Сейчас такую работу будет проводить и Университет Талантов. Взаимодействие между институтами развития началось на II Всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий». Обе стороны договорились о сотрудничестве не только в научном направлении, но и в таких направлениях, как спорт, искусство.

На подведении итогов III Всероссийской конференции «Путь к успеху» Андрей Фурсенко выделил главные задачи, которые будут реализованы на рабочих местах:

– Эта конференция, действительно, была единым совместным путем к успеху, где не было четкого ранжирования по уровням образования и регионам. Практические выводы и предложения коллег по развитию технологии образования, возможностям связи между регионами, связям между различными образовательными структурами и исправлению бюрократических «перекосов» будут рассмотрены. Каждая такая встреча позволяет сделать нашу работу немного эффективнее.

Конференция дала толчок для дальнейшей деятельности в развитии одаренных детей и молодежи. В будущем предстоит работа по реализации национальных проектов «Образование» и «Наука», усовершенствованию системы  выявления, поддержки одаренной и талантливой молодежи, созданию и работе Ассоциации ведущих школ России.

Бенчмаркинг-тур в Сочи был плодотворным для делегации Университета Талантов.  Представители делегации Университета Талантов познакомились с лучшими практиками и поделились своим опытом с коллегами из регионов. Победитель Всероссийской олимпиады наставников 2018 года, наставник Университета Талантов, тренер надпредметных компетенций, директор Центра творчества (г. Зеленодольск) Ирина Фесенко заинтересовалась проектом, представленным на конференции, и хочет развивать эту идею в Университете Талантов:

– Я познакомилась с интересными людьми, работающими с одаренными детьми, отметила для себя несколько проектов, например, «Система управления здоровьем». Идея проекта в том, что люди, которые правильно общаются между собой, не испытывают трудностей со здоровьем, бизнесом и т.д. Я хочу внедрять этот проект в свою наставническую практику. Также после общения с коллегами по направлению библиотечных систем я узнала о существовании грантов для библиотек. Оказалось, что эти гранты также могут развивать учреждения дополнительного образования. При нашем учреждении нет библиотек, и я выдвинула свою идею создания библиотеки на его базе. Коллеги отметили новаторство этой идеи.

Айдар Акмалов рассказал, как полученный опыт найдет свое применение в деятельности Университета Талантов:

– Планы, представленные на конференции, нас очень вдохновили. Наши наставники переняли федеральный опыт и увидели вектор развития. Это позволяет понять важность работы на местах. Через неделю мы будем разбирать представленные на конференции наилучшие практики и планировать конкретное участие их лидеров – ученых-исследователей в деятельности Университета Талантов со студентами, наставниками, экспертами. Также планируем тесное взаимодействие с другими региональными центрами.

В Татарстане работает Научно-экспертный совет, который решает задачи в сфере стратегического управления талантами, развивается межведомственное взаимодействие, ведутся сетевые формы работы. Все это заложено в модели регионального центра. Со стороны «Сириуса» Университет Талантов получает методическую поддержку и возможность коммуникации с экспертами. Многие формы работы «Сириуса» с работодателями и вузами позволяют Университету Талантов идти по проверенному пути. Кроме того, Университет сам оказывает организационную и методическую поддержку при создании регионального центра в Пензенской области.

Фоторепортаж

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Сетевое взаимодействие образовательных организаций, повышение престижа профессии педагога и система учета талантливой молодежи: итоги бенчмаркинг-тура в Калининград

15 декабря 2018

Сетевое взаимодействие образовательных организаций, повышение престижа профессии педагога и система учета талантливой молодежи: итоги бенчмаркинг-тура в Калининград

Чтобы выстроить эффективную систему сопровождения талантов, важно постоянно обучаться, развивать свои компетенции и получать новый опыт. Участие в бенчмаркинг-туре – прекрасная возможность для достижения этих целей. Данный вид стажировки позволяет познакомиться с лучшими образовательными практиками регионов России, чтобы перенять новые идеи и реализовать их у себя. Университет Талантов дает возможность наставникам, победившим в «Олимпиаде наставников», директорам школ Татарстана и всем специалистам, работающим с одаренными детьми, участвовать в бенчмаркинг-туре, чтобы совершенствовать систему выявления и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи нашей республики.

В ноябре Университет Талантов организовал директорам школ для одаренных детей Татарстана бенчмаркинг-тур в Новосибирск. Города для стажировок выбираются по наличию практик, которые эффективно работают в сфере развития одаренных детей в тех или иных регионах.

С 9 по 12 декабря руководители направлений и наставники Университета Талантов приняли участие в образовательной стажировке в Калининград. Участники бенчмаркинг-тура познакомились с организацией работы с одаренной и талантливой молодежью, а также имели возможность пообщаться с представителями Института развития образования, Центра работы с одаренными детьми и Министерства образования Калининградской области. В образовательной стажировке приняли участие руководитель направления «Индивидуальная продюсерская поддержка молодежи» Университета Талантов Аделя Ахметова, руководитель направления «Событийный менеджмент и управление проектами» Университета Марсель Гараев, а также победители «Олимпиады наставников» в 2017 году – учитель информатики и английского языка, коррекционный педагог-логопед Школы Иннополис (г. Иннополис) Мария Зайцева, заведующая отделом интеллектуального развития, педагог дополнительного образования Городского дворца творчества детей и молодежи № 1 (г. Набережные Челны) Венера Зарипова и педагог дополнительного образования лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии (г. Зеленодольск) Резеда Багатова.

Аделя Ахметова поделилась, что первая встреча Университета Талантов с сотрудниками Центра работы с одаренными детьми (ЦРОД) Калининградской области состоялась весной 2016 года, когда Университет Талантов только начал свою деятельность. Центр, находящийся в поселке Ушаково Калининградской области, обладает развитой инфраструктурой и базируется на базе бывшего детского лагеря. На базе проходят различные образовательные программы по подготовке к олимпиадам, также ребята знакомятся с проектной деятельностью. Школьники работают совместно с методистами и педагогами над развитием проектов в течение года, затем демонстрируют свои результаты на различных форумах. Например, на форуме «Янтарные искры» школьники представляют реальные прототипы изобретений экспертам профильных компаний, предприятий которые могут дать рекомендации по дальнейшему продвижению проекта. По результатам форума компании помогают в реализации наиболее успешных проектов.

Благодаря сотрудничеству ЦРОД со школами, вузами и предприятиями всей страны воспитанники центра имеют возможность работать с преподавателями вузов и представителями предприятий для решения различных задач. Центр также реализует совместный класс с компанией «Samsung», где ведется модульное обучение, а также организовывает летние профильные смены.

В Калининградской области выстроена своя система выявления одаренных детей. Отбор воспитанников идет не только с помощью конкурсов. ЦРОД вместе с Институтом развития образования области и Балтийским федеральным университетом имени Канта (БФУ) разрабатывает предметные задачи, которые направляются в школы. По итогам конкурсных испытаний ребята, показавшие лучшие результаты, могут реализовывать свой потенциал в ЦРОД. Учреждение также является оператором телевизионной программы «Умники и умницы».

– Университет Талантов очень близок с ЦРОД по ценностному компоненту, мы оба говорим, что талантливы все, важно только создавать условия. Мы надеемся, что нам удастся выстроить сотрудничество с ЦРОД и создавать совместные образовательные программы для ребят из двух регионов, – отмечает Аделя.

Наставники Университета Талантов познакомились с деятельностью школы № 28 Калининградской области. В школе действует рейтинговая система, которая складывается из многих параметров. Классные пространства организованы более свободно, идет вовлечение ребят в индивидуальные проекты. Наставники Университета Талантов отметили, что каждый представитель  педагогического коллектива увлечен своей работой и работает на результат, чтобы ученики могли получить качественное образование.

Участники тура познакомились и с деятельностью детского технопарка «Кванториум», один из квантумов которого находится на базе ЦРОД, другая – в столице области. Технопарк тесно сотрудничает с предприятиями. Образовательная программа кванториума на каждой из ступеней рассчитана на 3 месяца. В течение этого времени ребят знакомят с азами проектной деятельности, вовлекают в проекты. Один из воспитанников кванториума создал робот – сортировщик янтаря для янтарного завода, в итоге руководство предприятия предложило автору проекта работу. Кванториум сотрудничает и с зоопарком. Чтобы предотвратить деградацию животных, связанную с ограничением пространства, воспитанники создали головоломку-тренировку для попугая ара. Дети изучали зоопарк в течение двух недель, готовили расчеты в кванториуме, разрабатывали конечный продукт в зоопарке. Этот проект будет запущен в следующий весенне-летний период.

– Нам бы хотелось видеть больше примеров такого сетевого взаимодействия с компаниями и предприятиями в Татарстане, ведь в нашей республике очень много развитых промышленных предприятий и высокий экономический потенциал, – подчеркнула Аделя.

Калининградская область занимает небольшую территорию, поэтому расстояния между муниципалитетами небольшие. В регионе работают 172 школы. Из-за мобильности школ реализуются сетевые образовательные программы между образовательными учреждениями. Например, школьники Калининградской области наряду с обучением в школе получают азы профессии в колледжах. Также ведет свою работу Центр развития компетенций, который реализует программу дополнительного образования с профессиональным уклоном. Ребята занимаются с профессорами БФУ по инженерному, технологическому, медицинскому, IT, языково-педагогическому направлениям и могут на практике изучить особенности своей будущей профессии. Данная программа начала осуществляться с 1 октября этого года.

Министерство образования Калининградской области работает над повышением престижа профессии педагогов. Ведется подготовка будущих педагогов с дальнейшим сопровождением к поступлению в университет. Со стороны муниципалитета организован бесплатный съем квартиры. Результатом этой деятельности стало повышение конкурса на педагогические специальности в вузе. Наставники Университета Талантов также познакомились с рейтингом школ по трем уровням, где победителям каждой ступени выделяются ресурсы для дальнейшего развития. Институт развития образования ведет персонализированную программу повышения квалификации педагогов раз в три года. У каждого педагога есть входное тестирование, где выявляются его сильные стороны и «зоны роста», по итогам которого каждому учителю индивидуально подбираются образовательные модули. Также они могут развивать свои метапредметные компетенции.

Кроме того, участники бенчмаркинг-тура узнали про систему учета каждого одаренного ребенка в Калининградской области. В специальную систему «Контингент» вносятся сведения о каждом победителе или призере конкурсов, в его портфолио отражается вся информация о молодом человеке. Также существуют специальные стипендиальные программы. Министр образования Калининградской области лично встречается с директорами школ, чтобы выявить дефициты и получить предложения для развития системы образования.

– Отрадно, что представители образования Калининградской области тепло отзываются о Татарстане. Во время начала реализации своих проектов они знакомились с организацией образовательной деятельности в Татарстане. Поэтому у нас есть точки соприкосновения. Нам приятно видеть и понимать, что наш опыт применяется. Мы вернулись с бенчмаркинг-тура в Татарстан с новыми идеями, целями. Я приехала с понимаем работы с Университетом Талантов, а именно, мне бы хотелось рассмотреть сетевое взаимодействие со школами и вузами республики, также есть желание, чтобы у каждого наставника был свой индивидуальный план развития, и чтобы Курс «Управление продюсированием талантов» мог учитывать его желания и стремления. Хочется организовать и партнерские программы с Республиканским олимпиадным центром, – говорит Аделя.

Представителей управления образования Калининградской области заинтересовал опыт сопровождения одаренной молодежи в Университете Талантов, а также вовлечение предприятий в работу с молодежью, и трек развития наставников Университета Талантов. В свою очередь, наставники, участвовавшие в бенчмаркинг-туре, смогут реализовать накопленные в Калининграде знания и идеи в дальнейшей работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Венера Зарипова, наставник Университета Талантов, рассказала о своем участии в бенчмаркинг-туре:

– Это моя первая стажировка, организованная Университетом Талантов. Такие поездки обогащают, ведь здесь мы взаимодействуем с коллегами, получаем бесценный опыт, перенимаем идеи в качестве «лайфхаков» для своей работы. Мне было полезно взаимодействие с Единой независимой ассоциацией педагогов Москвы, которая предложила новый подход в работе с детьми. Например, они предлагают вовлекать детей в создание фильмов и видеороликов на основе сюжетов притч. Для нас это совершенно новое направление, и хотелось бы это использовать в работе для воспитания наших детей.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Психолингвист Татьяна Черниговская: «Цивилизацию продвигают не отличники»

12 апреля 2018

Психолингвист Татьяна Черниговская: «Цивилизацию продвигают не отличники»

Исследование мышления – одно из перспективных направлений в современной науке, находящееся на стыке естественных, технических и гуманитарных дисциплин. Достижения когнитивной науки спровоцировали развитие нейросетей, которые дали мощный толчок развитию IT-сферы и могут впоследствии освободить человека от рутинного труда. Один из представителей когнитивистики, психолингвист Татьяна Черниговская рассказала о достижениях науки о мышлении и оценила работу институтов образования, поддерживающих одаренную молодежь.

– Что такое когнитивная наука? Чем она отличается от нейронауки?

Когнитивная наука или когнитивистика включает в себя нейронауку, лингвистику, психологию, исследования искусственного интеллекта, философию. Этим список не ограничивается, поэтому большое количество специалистов, изучающих мышление, могут называть себя когнитивистами. При этом один специалист может обучать искусственные нейронные сети, второй – наблюдать за работой мозга, третий – выяснять, чем мышление человека отличается от машинного, четвертый – изучать взаимодействие мозга и языка. Последним занимаются психолингвисты.

– В чем особенность психолингвистики? Каково ее прикладное значение?

Психолингвисты изучают, как ментальные заболевания и отклонения проявляются в человеческой речи. В этом и кроется прикладное значение психолингвистики, ведь количество психических расстройств начинает «обгонять» сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Возможно, психических больных всегда было больше, просто психолингвисты лишь недавно начали находить проявления этих заболеваний в речи пациентов. Однако у нас нет статистики за большой промежуток времени, чтобы точно утверждать это.

Разработки психолингвистов не всегда связаны с медициной. Одно из направлений – автоматические системы распознавания речи. Их можно использовать для идентификации личности. Кроме того, искусственные нейронные сети разрабатывались по примеру работы мозга и его отделов, отвечающих за речевые функции.

– Какие еще исследования на стыке разных наук проводятся сейчас?

В Курчатовском институте с помощью томографа изучили череп древнеегипетской мумии из коллекции Пушкинского музея. Это лишь один из примеров того, как естественно-научные и гуманитарные дисциплины могут работать вместе и давать интересные результаты. Этому соответствует концепция НБИКС – нано-, био-, информационных, когнитивных и  социальных технологий, охватывающая актуальные исследовательские сферы. Каждая их них опосредованно связана с другой: например, социосфера взаимодействует с инфо- и когнитивными технологиями, а биотехнологии – с нанотехнологией и когнитивистикой.

– Как Вы оцениваете организации, помогающие людям раскрывать свой потенциал?

Новые институты образования, поддерживающие одаренную молодежь, не вписываются в привычную систему, и это их большой плюс. Нельзя играть в две игры одновременно, поэтому российским школам, вузам и ссузам нужно определиться, кого они будут готовить: отличников или выдающихся личностей. Никто не говорит, что определение прорывных компетенций учащихся и обучение согласно утвержденным стандартам – неправильная тенденция. Однако следует помнить, что ни Моцарта, ни Эйнштейна, ни других гениев не учили по правилам компетентностного подхода. Когда речь идет об одаренных детях, наличие пятерок в табеле успеваемости не показывает их талант. Например, экс-руководителя Института мозга РАН Святослава Медведева выгоняли из школы 3 раза – и это не единственный пример среди состоявшихся людей.

– Есть ли преимущества у таких институтов?

Преимущество новых институтов образования – в том, что они могут выбирать учащихся и наставников не по формальным критериям успеха и успеваемости, а по их достижениям и заслугам. Собрав лучших студентов и педагогов, можно создать среду, в которой молодежь раскроет свой потенциал. В то же время очень часто среди одаренных людей встречались дислексики – как, например, Билл Гейтс. Таким людям нужна поддержка со стороны психологов, которые помогут справиться с этим недугом.

Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов

Первый всероссийский форум «Наставник» дал старт движению наставничества в России

17 февраля 2018

Первый всероссийский форум «Наставник» дал старт движению наставничества в России

Наставник – это тот, кто мотивирует, сопровождает своего наставляемого, поддерживает его в трудные моменты, вдохновляет своим примером. Наставником может быть родитель, друг, учитель, преподаватель. Например, известный казанский химик Александр Арбузов стал наставником для своего сына Бориса Арбузова не только в жизненном становлении, но и в научной деятельности: совместно они провели немало научных работ. В Советском Союзе движение наставничества получало поддержку от правительства: существовали меры поддержки наставников, награды «Лучший наставник». До недавнего момента в России движение наставничества не имело официального статуса. Сейчас оно возрождается: появляются академии, школы наставников, проводятся форумы. Один из примеров объединения наставников в Татарстане – институт наставничества в Университете Талантов.  

Подъем движения наставничества заметен и на федеральном уровне - с 13 по 15 февраля в Москве состоялся первый всероссийский форум «Наставник». Организатором форума выступило Агентство стратегических инициатив. С целью обмена опытом делегация Татарстана приняла участие в панельных дискуссиях, воркшопах и на мастер-классах форума. Среди участников делегации — команда Университета Талантов – финалисты всероссийской «Олимпиады наставников», слушатели курса «Управление продюсированием талантов», руководители направлений и координаторы проектов Университета Талантов.

Форум стал площадкой для объединения специалистов из различных сфер:

 — действующих наставников на предприятиях

— представителей HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций

— органов федеральной и региональной власти

— сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений

Всего площадки форума посетило более 10000 участников из 711 городов и населенных пунктов России. Более 230 спикеров выступили в 120 лекциях, дискуссиях, провели мастер-классы в аудиториях и на стендах.

Спикерами пленарной сессии стали: помощник президента РФ Андрей Белоусов, первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко, председатель совета директоров ЧТПЗ Андрей Комаров, заслуженный летчик испытатель СССР и России, герой Советского союза Виктор Пугачев, генеральный директор холдинга ESforce Антон Черепенников, двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, первый заместитель начальника ЦСКА Светлана Хоркина, генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева, руководитель Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.

Первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко отметил, что наставник — это призвание, и одним из его качеств должна быть бескорыстность: «Наставником невозможно стать по должностным обязанностям, по приказу или за материальное поощрение. Это нечто большее».

На форуме участники обсудили варианты наставничества в различных сферах: производстве, социальной сфере, бизнесе и предпринимательстве, наставничество в образовании и кружках, а также прошли специальные мероприятия. В ходе дискуссий участники обсудили, может ли искусственный интеллект заменить наставника, что нужно для успешного наставничества, могут ли школьники быть наставниками.

В рамках одной из панельных дискуссий, «Непрерывные образовательные траектории и система наставничества», исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов рассказал об институте наставничества в Татарстане. «Одна из задач наставника – помогать наставляемому выявлять свои сильные стороны и зоны роста. Мы создаём конкурентную среду для детей, чтобы они могли самостоятельно понять свои сильные стороны и развиваться в этом направлении», - отметил Айдар Акмалов. Кроме этого, он рассказал о компетенциях, которые развивает Университет Талантов у наставников на образовательных модулях курса «Управление продюсированием Талантов».«Есть общие компетенции - это модерация - работа с группами детей в доброжелательной среде, чтобы не «задавить» их своим мнением и фасилитация - раскрытие потенциала каждого молодого человека. Эти компетенции мы развиваем у всех. Есть и специализированные, например «Наставник проектного творчества», «Наставник карьерной навигации», «Родитель как наставник» и другие».

Участники дискуссии узнали также о том, как работают наставники в республике, какие технологии применяют в своей деятельности. Одной из разработок для более эффективного сопровождения наставляемого является мониторинг о будущей профессии и сфере деятельности. Результаты мониторинга показали, в какой сфере больше всего хочет реализоваться молодежь, а в каких профессиональных областях наставники и родители хотят видеть детей. Примечательно, что наставники и родители не видят перспектив в предпринимательстве, а молодежь считает это направление более предпочтительным. Айдар Акмалов отметил особую связь создания пар «наставник—наставляемый»: «Не наставник выбирает своего подопечного, а ученик выбирает своего наставника».

Во второй день форума состоялась торжественная церемония награждения лучших практик наставничества. Победителем в номинации «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве» стал представитель Татарстана Айдар Булатов, основатель проекта «Фабрика предпринимательства».

Кроме того, команда Университета Талантов приняла участие в Mentor Hack — хакатоне, направленном на решение нескольких вопросов:

— поиск и подбор наставников для специалистов и проектов, формирование команд, поиск сотрудников для конкретных проектов

— автоматизация процессов наставничества (менеджмент, обучение, рекрутинг и HR, трекинг и экспертиза)

Всего на хакатон было подано 47 заявок, до финала дошли 32 команды. Команда наставников Университета Талантов разработала телеграм-бот - @NastavnikRT_Bot, который будет информировать наставников о предстоящих событиях и мероприятиях. Также с помощью бота можно задать вопрос по наставничеству экспертам этой области. В боте можно найти библиотеку с видеоконференциями и кейсами экспертов Университета Талантов. Планируется, что разработанный бот будет направлен на развитие сообщества наставников не только Республики Татарстан, но и всей России. Пока бот работает в тестовом режиме и будет совершенствоваться.

Анна Ишкиняева, наставник из Елабуги, поделилась своими мнением о наставничестве и вопросах, которые обсуждались на форуме: «Студенты хотят будущего в выбранной профессии, но пока в вузе преподаватели не готовы сопровождать этих студентов, возникает проблема поколений. Мы решаем эту проблему с помощью профориентационного коворкинга. Благодаря сравнению с другими практиками на форуме «Наставник», я поняла, что у нас в Татарстане самые передовые технологии».

По итогам форума дан старт неформальному движению наставничества в 85 регионах России. Сергей Кириенко предложил проводить этот форум и Конкурс лучших практик наставничества ежегодно. Кроме того, будет сформирована методическая основа наставничества: Агентство стратегических инициатив соберет методический Атлас лучших практик наставничества.

На форуме наставникам республики представилась возможность поделиться своими практиками с коллегами из других регионов, а представленные экспертами методики и технологии наши наставники будут применять в своей дальнейшей работе с учетом особенностей Татарстана.

Гульназ Хайруллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Наставники Татарстана разработали чат-бот

16 февраля 2018

Наставники Татарстана разработали чат-бот

С 13 по 15 февраля делегация из Татарстана, в числе которой команда Университета Талантов – финалисты всероссийской «Олимпиады наставников», слушатели курса «Управление продюсированием талантов» лидеры сетевых проектов в городах республики, руководители направлений и координаторы проектов Университета Талантов, приняла участие в первом всероссийском форуме, направленном на развитие профессиональной среды наставничества «Наставник». Организатор форума - Агентство стратегических инициатив.

Участниками форума стали более 10 000 человек из 711 городов России: действующие наставники на предприятиях, представители HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов федеральной и региональной власти, сотрудники некоммерческих организаций и образовательных учреждений. От Татарстана участниками форума стали свыше 170 человек.

На площадке форума заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Лариса Сулима встретилась с наставниками Университета Талантов и обсудила дальнейшие шаги по развитию института наставничества в Татарстане.

13 февраля, в рамках панельной дискуссии «Непрерывные образовательные траектории и система наставничества» был представлен опыт подготовки и развития наставников в Татарстане. Об институте наставничества рассказал исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов:

«Одна из задач наставника – помогать наставляемому выявлять свои сильные стороны и зоны роста. Мы создаём конкурентную среду для детей, чтобы они могли самостоятельно понять свои сильные стороны и развиваться в этом направлении».

14 февраля на форуме подвели итоги Всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества». Конкурс проводился по 5 номинациям: Наставничество на производстве, Наставничество в бизнесе и предпринимательстве, Наставничество в социальной сфере, Наставничество в образовании и кружковом движении, Дети учат детей.

В номинации «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве» 1 место занял представитель Татарстана - Айдар Булатов, основатель проекта «Фабрика предпринимательства». Всего на эту номинацию было подано более 300 заявок со всей России.

Также в рамках форума 3 команды из Татарстана приняли участие в хакатоне Mentorhack. Хакатон призван выявить лучшие технологические решения для поиска и подбора ментора, оптимизации и трекинга наставничества.

Проведя опрос среди наставников Татарстана, участники команды от Университета Талантов узнали, что им необходимо для получения знаний и развития своих наставнических навыков. По результатам опроса выяснилось, что наставники нуждаются в библиотеке и дистанционном обучении. Телеграм-бот (@NastavnikRT_Bot), который команда Университета Талантов разработала в рамках хакатона, призван решить эту задачу. Также бот будет информировать наставников о предстоящих мероприятиях. В режиме онлайн они смогут задать вопрос по наставничеству или по системе разрабатываемой платформы куратору этого проекта - эксперту.

С помощью бота можно будет просмотреть видеоконференции и кейсы Университета Талантов. Планируется, что разработанный бот будет направлен на развитие сообщества наставников не только Республики Татарстан, но и всей России.

Пока бот работает в тестовом режиме и будет совершенствоваться. Уже сейчас доступны такие функции как:

  • «Вступить в клуб» - регистрация на портале Университета Талантов;
  • «Оценка компетенций» - тест на владение наставническими компетенциями и анализ его результатов;
  • «Обучение» - перечень онлайн и очных мероприятий для наставников, включающих тренинги, мастер-классы;
  • «Сообщество наставников» - общий чат наставников, которые имеют уникальный опыт работы с наставляемыми.

Наставники Татарстана принимали активное участие в работе дискуссионных площадок, на мастер-классах и воркшопах, обменивались практиками с коллегами из других регионов.  Полученный на форуме опыт поможет команде Университета Талантов – лучшим наставникам и специалистам в сфере управления талантами внедрить в республике новые методики в работе с молодежью, поделиться полученным опытом с другими наставниками, а также продолжить диалог и начать реализовывать совместные проекты с федеральными экспертами.

 «Важно, что на этом форуме говорят не только о технологиях, но и ценностях наставничества. Наставников как раз определяют не через передачу знаний, а через передачу системы ценностей. Радует, что в наших методиках по работе с талантливыми детьми чётко описано, кто такой наставник, его роль и необходимые методы раскрытия потенциала», - поделились наставники Университета Талантов.

Фотоотчет

Пресс-служба Университета Талантов

​  Наставники Университета Талантов примут участие во всероссийском форуме наставничества и хакатоне «Mentorhak» в Москве

11 февраля 2018

​ Наставники Университета Талантов примут участие во всероссийском форуме наставничества и хакатоне «Mentorhak» в Москве

С 13 по 15 февраля делегация наставников Университета Талантов примет участие в первом всероссийском форуме, направленном на развитие профессиональной среды наставничества «Наставник - 2018».

В работе форума примут участие несколько тысяч человек со всей России: действующие наставники на предприятиях, представители HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов федеральной и региональной власти, сотрудники некоммерческих организаций и образовательных учреждений.

Команду Университета Талантов представляют лучшие наставники Татарстана – финалисты всероссийской «Олимпиады наставников», слушатели курса «Управление продюсированием талантов», лидеры сетевых проектов в городах республики, руководители направлений и координаторы проектов Университета Талантов. В общей сложности, участниками делегации от Татарстана станут около 50 человек со всей республики. На форуме они поделятся лучшими практиками наставничества, которые применяют в городах и районах Татарстана.

Главные темы, которые участники обсудят вместе с экспертами на форуме: карьерное наставничество, наставничество в предпринимательстве и промышленном производстве, Digital-наставники поколения Z, механизмы трансляции опыта наставников и других.

Основная программа Форума состоит из четырех основных блоков:

  • «Наставничество на производстве»;

  • «Наставничество в социальной сфере»;

  • «Наставничество в образовании и кружковом движении»;

  • «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве».

Среди экспертов форума - руководитель Фонда «Талант и успех» и член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Шмелева Елена Владимировна, генеральный директор «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Чупшева Светлана Витальевна, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Карелова Галина Николаевна и многие другие.

Отдельным направлением станет хакатон «Mentorhack» по созданию IT-решений для развития движения наставничества в стране, в котором примет участие команда наставников Университета Талантов. Ознакомится с проектными решениями участников хакатона Президент России Владимир Владимирович Путин.

Знакомство с лучшими региональными практиками по наставничеству поможет наставникам Татарстана усовершенствовать и внедрить новые подходы в работе с молодежью у себя на местах.

Лучшие практики. Как университет ИТМО помогает молодежи создавать технологические проекты будущего

10 ноября 2017

Лучшие практики. Как университет ИТМО помогает молодежи создавать технологические проекты будущего

На прошедшем баркемпе «Национальная технологическая революция 20.35» эксперты говорили о масштабных изменениях, которые затронут все сферы жизни общества — от экономики до образования. От последнего зависит, как будут работать школы, вузы, институты дополнительного образования, окажется ли новое поколение готовым к глобальным изменениям, став их соавтором или лишь наблюдателем. Один из трендов образования будущего — новая форма вузов, которые будут поддерживать и развивать проекты студентов для выхода на рынок. Другая особенность перемен в образовательной среде — взаимодействие всех ее институтов и создание единой учебной сети, позволяющей учащимся получать общие и специальные компетенции.


Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) следует технологическим трендам и применяет в своей работе инновационные образовательные методы. Чтобы узнать, как можно подготовить молодежь к профессиям будущего, делегация Университета Талантов, в числе которых — лидеры сетевых проектов в районах республики, финалисты всероссийской «Олимпиады наставников» 2016 и республиканской премии «Открытие талантов» 2016, а также координаторы проектов и руководители направлений Университета Талантов 9 ноября посетили Университет ИТМО и пообщались с его специалистами по довузовской подготовке и проектной деятельности. Событие стало продолжением образовательной стажировки (бенчмаркинг-тура), призванного познакомить делегацию наставниками Татарстана с лучшими практиками и методиками поддержки одаренной молодежи с целью дальнейшего внедрения полученного опыта в республике.

Университет ИТМО воплотил два проекта, благодаря которым студенты могут овладеть «прорывными» компетенциями и навыками, необходимыми для новых технологических рынков: робототехники, беспилотного транспорта, IT. Первый из проектов — Открытая лаборатория идей методик и практик (ОЛИМП) — результат энтузиазма самих студентов, желающих создавать собственные технологические и научные проекты. Идейным вдохновителем и создателем лаборатории стал аспирант и преподаватель ИТМО Кирилл Бодров. Будучи первокурсником, он столкнулся с тем, что традиционные вузовские лаборатории и кафедры не готовы привлекать студентов к научной работе. Поэтому уже к третьему курсу студенты теряют мотивацию к обучению и не понимают, каких целей они хотят достичь.

— Чтобы разбудить в учащихся энтузиазм к проектной деятельности, мы стараемся общаться с ними максимально неформально, спрашивать об интересах и хобби. Как правило, поначалу у студентов возникает шок из-за неформального общения с преподавателем. Мы слушаем их и предлагаем развить их интересы — например, если человек хочет создать беспилотный танк, мы ставим задачу научить его обходить сложные препятствия и автоматически находить боевые цели. Затем мы даем студентам лекционные материалы по теме, для изучения которых теперь есть смысл, — рассказал Кирилл.

Подход ОЛИМПа позволил лаборатории получить ощутимые результаты. Например, молодые команды создали дешевые биореакторы для выращивания микроорганизмов, содержащих большое количество железа. На основе микроорганизмов можно создать препараты для восстановления уровня гемоглобина в крови. Кирилл Бодров также показал, над чем сейчас работает лаборатория. Ее сотрудники пытаются создать с помощью 3D–печати аналог промышленного манипулятора, цена которого будет в сотни раз ниже цен большинства продуктов конкурентов.


Второй проект вуза — ФабЛаб, созданный на базе технопарка ИТМО. В отличие от ОЛИМПа, ФабЛаб создан преимущественно для будущих инженеров в области 3D-печати, оптики и лазерных технологий. Впрочем, форматы и идеи двух проектов ИТМО схожи — в лабораторию для развития собственного проекта может попасть любой студент.

Кроме площадок для технологического творчества студентов, ИТМО активно предлагает возможности для школьников, которые в будущем станут учащимися вуза. Система «ИТМО.Старт» включает в себя материалы, которые помогут молодежи понять устройство технологического предпринимательства, научных исследований, программирования и приборостроения. Помочь ИТМО найти талантливых студентов помогают агенты, которые, по мнению координатора программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Университета Талантов Адели Ахметовой, похожи на татарстанских наставников:

— Как и ИТМО, мы делаем большую ставку на людей, которые непосредственно работают с молодежью. В то же время, наши наставники, скорее, не находят одаренных людей, а помогают им раскрыть и реализовать свой потенциал в наиболее интересной им сфере. Мы поможем нашим воспитанникам поступить в любой вуз страны, а также продолжить развивать свои проекты и идеи в Татарстане.

Инновационный вуз и татарстанский институт развития единогласно сошлись в понимании сути таланта. Как и ИТМО, Университет Талантов считает одаренность свойством, которым обладает каждый человек и которое может проявиться при благоприятных условиях. Создание таких условий возможно при сотрудничестве образовательных учреждений, навстречу которому ИТМО и Университет Талантов сделали общий шаг вперед. Так, Университет Талантов знает, как нужно работать со победителями и призерами олимпиад, и этот опыт будет полезен для ИТМО, который начал заниматься довузовской подготовкой. В свою очередь, в ИТМО учатся студенты из республики, и вместе с Университетом Талантов вуз может организовать для них мероприятия, помочь с реализацией проекта. Благодаря сотрудничеству двух организаций им удастся создать благоприятную среду для раскрытия таланта.

Наставники Татарстана возвращаются на родину не только с новыми знаниями о технологиях и образовании будущего, но также и с видением того,  как можно на практике помочь молодёжи создавать и развивать свои технологические, предпринимательские и культурные проекты. Полученный опыт поможет наставникам Татарстана и специалистам в сфере управления талантами внедрить в республике новые методики в работе с талантливой молодежью, передать знания другим наставникам, а также продолжить диалог и начать реализовывать совместные проекты с федеральными экспертами.

Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов

Татарстанские наставники узнали, какие технологические изменения ждут образование, экономику и общество к 2035 году

9 ноября 2017

Татарстанские наставники узнали, какие технологические изменения ждут образование, экономику и общество к 2035 году

Человечество приближается к четвертой промышленной революции. Предвестники глобальных изменений уже стали трендами, о которых говорят в СМИ и социальных медиа — слова «криптовалюты», «нейросети», «био-» и «нанотехнологии» можно услышать практически ежедневно. Для молодого поколения эти слова станут не просто образами будущего, а реальностью, которая изменит привычную экономику, право, образование, сферу труда и повседневную жизнь в целом.

Чтобы помочь молодежи оставаться в курсе меняющихся трендов и объяснить, как и каким навыкам и компетенциям нужно учиться уже сейчас, финалисты всероссийской «Олимпиады наставников», прошлогодней республиканской премии «Открытие талантов», лидеры сетевых проектов и координаторы проектов Университета Талантов отправились с 5-го по 11 ноября в образовательную поездку (бенчмаркинг-тур) в Санкт-Петербург. Целью поездки стало получение новых знаний, обмен опытом и дальнейшее внедрение новых методик и подходов работы с талантливой молодежью в республике. Образовательная стажировка входит в государственную поддержку наставников Татарстана, работающих в сфере управления талантами. 


Первая часть образовательной стажировки — участие в баркемпе «Национальная технологическая революция 20.35», который проходил с 7-го по 8 ноября. Организатор конференции — всероссийский институт продвижения предпринимательских и технологических проектов «Агентство стратегических инициатив» (АСИ). На баркемпе эксперты из институтов развития, министерства образования и науки России, ректоры вузов, генеральные директора крупных компаний и корпоративных университетов рассказали о своем видении будущего, а также обсудили, какими необходимыми навыками и компетенциями должны обладать специалисты, чтобы быть востребованными в современном мире.

Главной темой прошедшего баркемпа стало влияние цифровых технологий на жизнь общества. Популярные технологии — блокчейн, нейросети, криптовалюты, дополненная реальность и другие — меняют сферы, в которых главную работу до недавнего времени выполнял лишь человек. В первую очередь, происходящие изменения затрагивают экономику и право. Блокчейн может перевернуть сферу документооборота и оставить без работы нотариальные конторы, поскольку заверенные копии документов будут храниться на независимых серверах. Так же работают криптовалюты: если честность сделки с использованием наличных обеспечивает центральный банк страны, то криптовалюты защищает цифровой алгоритм.


Подобные технологии в перспективе значительно упростят жизнь людей. Однако у некоторых участников баркемпа они вызвали недоверие, поскольку новую правовую и экономическую системы человек контролировать не сможет. Еще более противоречивыми оказались изменения, касающиеся высшего образования — потеря престижа вузов из-за конкуренции со стороны учебных организаций нового формата и отказ от лекций в пользу онлайн-курсов. Эти пророчества вызвали наибольшие сомнения у победительницы всероссийской «Олимпиады наставников» Риммы Ибрагимовой из Арска:

— Человек  не может существовать вне социума, а, значит, и без общения. Поэтому традиционное обучение с преподавателем и наставником всегда будет эффективней онлайн-курсов. Кроме того, работа над ошибками и развитие критического мышления невозможны без «живой» помощи наставников. 

Большинство участников баркемпа согласились с тем, что молодому поколению необходимо развивать «мягкие», «прорывные» компетенции — они позволят будущим специалистам работать в командах на результат в условиях неопределенности. Напомним, к ним относятся когнитивность, открытость и инициативность, работа в команде, видение и лидерство, управление проектом под результат.

Эти компетенции у студентов и наставников развивает и Университет Талантов. Так называемые soft-skills станут базой для более «жестких», предметных навыков. Они необходимы для освоения новых технологических рынков, один из вариантов развития которых представлен в проекте АСИ «Национальная технологическая инициатива» (НТИ). Так, беспилотный летательный (AeroNet) и наземный (AutoNet) транспорт, нейротехнологии (NeuroNet) и другие привычные рынки изменятся благодаря уже упомянутому блокчейну, а также искусственному интеллекту и дополненной реальности.


Представленная модель компетенций ляжет в основу Университета НТИ — прообраза вуза будущего, где студенты получат базовые компетенции и «научатся учиться». Это поможет молодежи в дальнейшем развивать более точные навыки и знания для конкретного места работы. Модель Университета НТИ также предполагает сокращение срока обучения или нагрузки на студентов. Этот сценарий подтверждает один из спикеров дискуссии «Россия 2025: от кадров к талантам», директор The Boston Consulting Group (BCG) Екатерина Сычева:

— Наши социологические исследования показывают, что жители Москвы и Санкт-Петербурга тратят много времени и сил на образование. Однако работодатели не готовы платить квалифицированным специалистам более высокие зарплаты. Поведение последних кажется несправедливым и даже антисоциальным, но логичным с их точки зрения, поскольку выпускники вузов не обладают необходимыми для работы навыками. Эта ситуация говорит нам о том, что образованию требуются реформы — оно должно подготовить людей, способных мыслить открыто и критично, а также позволить им получить практические навыки на стажировках.

Острые социальные вопросы, которые подняла дискуссия, не могли остаться без внимания специалистов, занятых в научной, технологической и предпринимательской среде:

— Исследование, которое провели BCG, дало критическое представление о том, в каком состоянии находится социальная сфера России и может ли она подготовить квалифицированные кадры для профессий будущего. Доклад Екатерины Сычевой без прикрас показал, что без радикальных изменений в оплате труда специалистов с более высоким уровнем образования, у молодежи не появится стимула учиться и развиваться. А значит и стремление к светлому будущему окажется под угрозой, — считает руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов Разина Нигматуллина.

За прошедшие два дня участники баркемпа убедились в том, что цифровая, технологическая революция неотвратимо надвигается на общество. Причем она затронет как всю страну, так и отдельные регионы, о чем упомянула финалистка всероссийской «Олимпиады наставников» прошлого года Залина Файзрахманова из Кукмора:

— На баркемпе мы узнали о форсайт-навигации — проекте, в котором представители регионов рассказывают о своих преимуществах и проектах, значимых для АСИ, и планах к 2035 году. Думаю, что Татарстан мог бы выступить на форсайт-навигации как один из лидеров в развитии IT и нефтехимической промышленности.
 
На одном из тренингов, посвященных скрайбингу — способу передачи информации с помощью простых схем и рисунков, — наставники Университета Талантов узнали, как использовать визуальный инструмент при донесении своей идеи до аудитории. Скрайбинг можно использовать вместо привычных презентаций или дополнять их прямо во время речи, иллюстрируя мысли на бумаге.


— Скрайбинг оказался одновременно старым и новым способом визуализировать свой рассказ или мысли. С одной стороны, в школьные годы мы часто рисовали на полях тетрадей. Однако нас долгое время отучивали от этого, заставляя воспринимать информацию в виде текста. Теперь все возвращается на место — человеку всегда проще воспринимать информацию визуально, поэтому скрайбинг, благодаря которому мы можем делать простые зарисовки прямо на ходу, поможет нам понятно объяснять молодежи сложные темы, — поделилась своим мнением наставница Университета Талантов из Азнакаево Зульфия Зарипова.

Наставники и координаторы Университета Талантов убедились в том, что прогресс — зависимое от людей явление. Только молодое поколение решит, будет ли оно достаточно компетентно для развития общества и технологий в ближайшие 18 лет. Чтобы стать востребованными специалистами к 2035 году, молодежи уже сейчас нужно развивать прорывные компетенции, которые станут базой для развития специальных навыков. В этом им поможет обновленная образовательная система и наставники, которые станут навигаторами для молодых людей — они помогут им выстроить индивидуальный план развития и реализовать свой потенциал.

За два дня конференции делегация наставников Татарстана узнала, как технологии изменят общество через 18 лет. Возникает вопрос — как помочь молодежи найти свое место в меняющемся мире? Ответом на этот вопрос станет следующий этап образовательной стажировки — обмен опытом с коллегами из Университета ИТМО, который состоится 9 ноября.

Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов

Списки участников бенчмаркинг-туров

4 марта 2016

Списки участников бенчмаркинг-туров

Команда Университета Талантов изучила все заявки от желающих принять участие в бенчмаркинг-турах. Выбор был сложным, но мы рады поздравить тех, кто уже отправился и в ближайшее время поедет обмениваться знаниями и опытом в другие города. Во вложении списки участников бенчмаркинг-туров:

  • Челябинск ( 26-29 февраля)
  • Москва- Санкт-Петербург (20-26 марта)
  • Новосибирск (3-4 апреля)
  • Калининград-Польша (17-21 апреля)
  • Германия (29 июня-5 июля).

Искренне рады за тех, кто нашёл себя в списках. Участники зарубежных туров — обратите внимание на список документов, необходимых для получения визы. Если вашей фамилии нет, не горюйте — Университет Талантов продолжает искать новых партнёров, готовых принять наши делегации и достойных включения в список туров. Больше туров — больше наших соорганизаторов-участников. Мы заинтересованы в том, чтобы каждый из вас получил новые знания и опыт.

PS К сожалению, тур в Финляндию отменён по инициативе принимающей стороны, но мы уверены — география наших туров в ближайшее время расширится и наши наставники получат возможность посетить коллег из множества других стран!

Следите за новостями!

Список участников Бенчмаркинг-тура (Калининград-Польша, Германия)

Список участников бенчмаркинг-туров (Россия)

Документы на визу

Бенчмаркинг-тур в Новособирск

7 апреля 2015

Бенчмаркинг-тур в Новособирск

С 11 по 13 апреля делегация Университета Талантов будет знакомиться с лучшими практиками Инженерного творчества и техно-предпринимательства молодёжи в городе Новосибирск. Опыт предыдущих туров показал, что можно познавать самостоятельно ту или иную деятельность годами, но так и не начать действовать, а можно за 3-4 дня погрузится в среду, изучить опыт признанных лидеров, задать вопросы и узнав все, вернутся и успешно внедрить новые методики.

Сейчас «выпускники» бенчмаркинг-туров Челябинск, Москва-Санкт-Петербург активно ведут переговоры с руководством города по созданию образовательных площадок и заполняют дорожную карту на 2016 год.

Радует их заинтересованность, энтузиазм и желание применять накопленный опыт и знания на благо республики.

За три дня участникам образовательной стажировки г. Новосибирск предстоит узнать модель инженерного проектного образования и систему индивидуальных образовательных программ для учащейся молодежи, окунуться в разработку кейсов для интеллектуально-технологических прорывов и стартапов молодежи, а так же познакомиться с работой на площадках сельских территорий проекта «Инженерные компетентности – сила развития Родины».