DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expand-whiteicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fb-lighticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-hyperlinkicon-igicon-liicon-likeicon-line-blueicon-line-yellowicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-logouticon-mailicon-mobileicon-next-solid-orangeicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-pencilicon-personicon-portfolio-birthicon-portfolio-dateicon-portfolio-eduicon-portfolio-photoicon-portfolio-schoolicon-portfolio-sporticon-portfolio-staricon-pptPPTicon-prev-solid-orangeicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-profile-abouticon-profile-bulbicon-profile-defaulticon-profile-eduicon-profile-experticon-profile-find-jobicon-profile-find-mentoricon-profile-find-projecticon-profile-handicon-profile-hipoicon-profile-locationicon-profile-mentoricon-profile-owlicon-profile-posticon-profile-studenticon-scrollicon-searchicon-settingsicon-shareicon-signinicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-you КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка email

Истории успеха

Марина Марюшина
HR
Казань
Проводите каждую минуту своей жизни с пользой, в таком случае успех вам гарантирован
Директор по персоналу Казанского вертолетного завода
О детских мечтах, вызовах самой себе и перспективах в сфере HR

В детстве у меня было две мечты. Первая – я хотела стать балериной, вторая – покорять небо в качестве стюардессы и изведать все уголки нашей необъятной планеты. Я очень рада, что когда-то жизнь меня свела если и не с балетом, то с танцами, так как именно этот вид деятельности заложил в меня с детства правильные ценности и принципы. Главный девиз танцоров – что бы ни случилось, держи спину и улыбайся. Зрители не должны знать, что стоит за внешней картинкой. И эти навыки мне очень пригодились по жизни и закалили характер. 

«А знаешь, может быть, отличная медсестра – это ничем не хуже, чем хороший врач». После выпуска я решила поступать в Казанский государственный медицинский университет. К сожалению или к счастью, мне не удалось набрать нужное количество баллов, и я не поступила. На тот момент мне казалось, что моя жизнь разрушена. Помню, как в слезах звонила своему классному руководителю. Она нашла правильные слова, которые помогли мне понять, что не все потеряно и мы сами пишем свою историю. Если ты действительно чего-то хочешь, ты этого добьешься, и не важно, какими путями ты будешь идти к свой цели. «А знаешь, может быть, отличная медсестра – это ничем не хуже, чем хороший врач». И я поступила в Казанский медицинский колледж, который окончила по направлению «Медицинская сестра детских лечебных учреждений».

После колледжа я начала работать в Детской республиканской клинической больнице. Во время обучения мы проходили практику в различных медицинских учреждениях, представители которых присутствовали во время сдачи экзаменов. У меня есть привычка бросать судьбе вызовы и доказывать себе, что я могу если не все, то многое. Именно поэтому я выбрала реаниматологию. Мне казалось, что здесь я точно пойму, насколько я хороший медик. Работа в реанимации была безумно интересная, но в то же время сложная. В этом-то и заключалась вся прелесть. 

Чтобы двигаться по жизни и добиваться поставленных целей, всегда нужно что-то делать. Не стоит сидеть и ждать чуда. Нужно жить здесь и сейчас. Не важно, как и через что вы пройдете, двигаясь, рано или поздно вы точно добьетесь успеха. После ухода из Детской республиканской клинической больницы со мной случилась история про разные профессии. Я называю это время «периодом профессиональных проб». Тогда я успела побывать и обходчиком гидротехнических сооружений, затем я побыла и в роли продавца. В общем, где только была работа, я тут же бралась за нее. 

Позже моя жизнь снова тесно сплелась с медициной. Моя подруга решила поступать в медицинский институт, и я тоже решила поступить вместе с ней и добиться цели, которую ставила еще будучи 14-летней девчушкой. Мы поступили на факультет «социальная работа». Я все-таки исполнила свою детскую мечту. После окончания университета снова по своей старой привычке ставила себе высокие планки и, бросая вызовы, я пошла работать в колонию строгого режима психологом. Я снова хотела понять для себя, на что я способна. Если там смогу, значит уже ничего не страшно. 

Я не переставала задавать себе вопросы – кто я и зачем я? Двух дипломов мне стало мало, и я пошла за третьим. В очередной раз я пришла в медицинский университет. Во время обучения я узнала о Ричарде Коннере, семейном и индивидуальном коуче, ведущем тренингов по семейной терапии, тренере НЛП и гипноза, основоположнике стратегического и семейного подхода в России. Мне сказали, что он лучший в своем деле, и я решила, что должна с ним встретиться лично. Я познакомилась с нейролингвистическим программированием, с семейным системным консультированием, то есть со специальными технологиями в сфере психологии и коммуникации. Так, я ушла в психиатрию и начала работать в Республиканской клинической психиатрической больнице. Тогда в ней создавалось экспериментальное отделение, в котором лечили психически больных не препаратами, а посредством определенных психологических техник. 

Проводите каждую минуту своей жизни с пользой, в таком случае успех вам гарантирован. Такой важный ресурс, как время, важно использовать с умом. В период отпусков я ездила либо на повышения квалификации, либо на летний курс Ричарда Коннера. В эмоциональном плане это было настолько ярко и наполнено, что я чувствовала себя как на курорте. А бывало такое, что во время отпуска я и вовсе работала, например, проводила тренинги, психодиагностику или консультирование.

Преодолевая страхи, вы развиваетесь и становитесь все ближе к своей цели. Раньше мне было сложно взаимодействовать с людьми. Поэтому когда я захотела реализоваться как психолог – а это сплошная коммуникация – я поняла, что нужно решать эту проблему незамедлительно. Я решила преподавать психологию в Институте экономики управления и права, а ныне Казанском инновационном университете им. В. Г. Тимирясова.

Случайный разговор способен в корне изменить вашу жизнь. Однажды в спортзале я разговорилась с мужчиной, и он искал человека, который сможет провести первичный отбор персонала для формирования кадрового резерва. Таким интересным образом я оказалась на Казанском вертолетном заводе. Здесь я проводила психодиагностическую процедуру отбора персонала. Сначала моя должность называлась «психолог», потом мы поняли, что это не совсем правильно, так как я занималась подбором и диагностикой кадров, посредством чего выявляла, кто на что способен и какая должность ему лучше подойдет. Из психолога отдела кадров я переросла в директора по персоналу. 

В жизни у меня было несколько наставников. Я папина дочка, поэтому главный мой наставник – это мой отец. Он всегда был рядом, и от его одобрения зависело многое. Также место наставника в моей жизни занимала моя классная руководительница Валентина Порфирьевна. Она совершенно потрясающий человек и педагог. Это тот человек, который научил меня думать и привил огромную любовь к книгам. Также наставником я считаю своего педагога по хореографии Станислава Орешина, он научил меня не сдаваться и идти к своей цели вопреки всему. И, конечно, в этот список входит Ричард Коннер – это человек, который научил меня не преодолевать жизнь, а изучать ее и относиться к ней с точки зрения исследователя. Еще у меня есть не персонализированный наставник – это книги. Как только мне на глаза попадаются буквы, я тут же начинаю их складывать в слова.

Знаете, наставник – это не всегда гуру с бородой, который старше и мудрее тебя. Когда я консультировала по спортивной психологии, у меня был клиент. Мальчик девяти лет, который занимался хоккеем. Меня поражало то, что в этом возрасте он понимал, что такое быть настоящим мужчиной. Начиная от его рассуждений, заканчивая его поступками и поведением. Такие люди вдохновляют меня. Наставник появляется только тогда, когда есть тот, у кого есть вопросы. Как говорится, «был бы ученик, учитель найдется». Очень важно иметь способность задавать вопросы и задаваться ими.

Рустем Гумеров
Соотечественник
Москва
Студенчество – важный период в жизни каждого человека, когда каждый размышляет, какое направление выбрать в дальнейшем
Руководитель отдела больших данных в компании «СтандартПроект»
О достижениях всероссийского масштаба, качествах управленца и взаимодействии с родной республикой

Предпосылкой для участия в конкурсе «Лидеры России» для меня стало саморазвитие и нетворкинг. Ведь это – возможность узнать свои сильные стороны, зоны роста. Именно участвуя в таком конкурсе, понимаешь, куда стоит двигаться, что необходимо сделать, чтобы мои компетенции стали сильнее и масштабнее. Это также шанс пообщаться с управленцами со всей страны, реализовать совместные проекты, научиться новому как в рамках обучения по гранту, так и во время взаимодействия с наставниками. Часть моих друзей, знакомых в прошлом году участвовали в этом конкурсе и стали победителями. Посмотрев на их результаты, я тоже решил принять участие. Сделал и победил. 

Сложным и одновременно интересным был формат заданий на полуфинале и финале. Во время их выполнения нужно переходить от одного стола к другому и работать с новой командой участников. Если даже в прошлой команде вы сработались и уже определили роли, было необходимо присоединяться к новой группе и начинать все заново. На этом этапе мне помогло понимание того, что нужно быть гибким, быстро знакомиться с новыми людьми и уметь заново выстраивать отношения. На финале часть мероприятий были образовательного характера. Интересные мастер-классы провели президент и председатель правления «Сбербанка» Герман Греф и первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко. Эти личности поражают масштабами своего мышления и задач, которые решают. Также были творческие мероприятия: каждая группа рисовала часть рисунка, из которых складывалось единое большое полотно. Кроме этого, нам необходимо было провести урок на тему лидерства в одной из школ Сочи вместе с напарником. Мне нравится общаться со школьниками. Они очень открытые, прямо выражают свои эмоции, в то же время нам удалось найти к ним интересный подход. Урок прошел позитивно и эффективно, дети остались довольны.

Победить в этом конкурсе мне помогли навыки, приобретенные за время работы и учебы. Это умение достигать цели, работать в команде, коммуницировать с самыми разными людьми. Также важно системно подходить к решению любой проблемы, правильно задавать вопросы, так как в них содержится половина ответа. В ходе выполнения заданий нужно периодически спрашивать себя: «В правильную ли сторону движется команда?» и идти целенаправленно. Такие конкурсы дают большой стимул двигаться дальше, ведь они предоставляют возможность пообщаться с огромным количеством сильных людей, которые хотят менять страну к лучшему. Я и все остальные мои друзья, участвовавшие в конкурсе, вернулись невероятно заряженными. Уверен, что они с удвоенной силой возьмутся за свою работу.

Студенчество – важный период в жизни каждого человека, когда каждый размышляет, какое направление выбрать в дальнейшем. В это время важно попробовать как можно больше интересных активностей, понять, что из них твое. Например, открыть свой бизнес, заниматься наукой или культурой. Эта пора – возможность сделать шаг в направлении своего будущего. Даже на первой работе от молодого специалиста уже ждут навыков реализации проектов, работы в команде. Хорошим способом тренировки профессионального мастерства в студенческие годы для меня стали дебаты. Во время учебы в КНИТУ-КАИ в 2008 году я стал участником дебатов, а в 2009, 2010 годах – организатором. Занимаясь дебатами, я научился быстро изучать новые материалы, коротко их презентовать и четко отвечать на вопросы. Все это очень помогает и для других выступлений.

Самое главное в публичных выступлениях – это практика: чтобы научиться говорить, нужно выступать, тренироваться, перебороть свой страх, часто практиковаться и на работе, и на учебе. Надо понимать цели своего выступления, важность невербальных коммуникаций. Большая часть информации передается через движения, жесты, мимику человека. Важно также правильно сформировать структуру выступления. Это как хороший фильм, который состоит из вводной части, кульминации и заключения. Необходимо правильно определить его продолжительность. Если человек еще малоопытный оратор, то здесь уместна пословица «Краткость – сестра таланта». Я бы исходил из контента: когда человек говорит тебе интересные и полезные вещи, аудитория всегда слушает с интересом. Литературный текст редко подходит для выступления. Держите зрительный контакт, чтобы аудитория участвовала в этом процессе.

В студенческие годы я стал четырехкратным Потанинским стипендиатом. Это одна из известных стипендиальных программ в России. Она проходит ежегодно и дает возможность студентам проявить свои интеллектуальные способности и получить финансовую поддержку. Для участия отбираются лучшие из лучших, готовые к свершениям и отстаиванию собственной точки зрения. Благодаря этой стипендии я приобрел огромное количество друзей по всей стране и в финале конкурса «Лидеры России» встретился с некоторыми из них. Студенческие успехи сильно повлияли на мои дальнейшие достижения. Например, будучи Потанинским стипендиатом, я также был руководителем команды в количестве 20 человек от своего вуза. Это помогло мне в развитии лидерских качеств, реализации социальных проектов.

Я работал в российском офисе «eBay», который занимается развитием бизнеса в более чем ста странах по всему миру. До этого у меня был опыт в банковской и телекоммуникационной сферах. Я работал на разных управленческих позициях в сфере аналитики: с помощью данных и информационных технологий я и моя команда делали бизнес более эффективным и помогали принимать правильные решения. Сейчас я работаю в компании «СтандартПроект». Наша компания занимается IT и аналитическими решениями для дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Я руковожу отделом больших данных: занимаюсь разработкой стратегий по проектам, связанным с аналитикой и данными, продуктами на их основе, поиском и набором людей в команду, детализацией и контролем задач, реализацией аналитических продуктов.

На руководящей должности невероятно важно уметь понимать подчиненных. Для эффективной работы необходимо взаимодействовать с командой, чтобы вместе анализировать возникающие проблемы. Только в этом случае совместный труд будет иметь смысл. Развивать лидерские качества – значит уметь брать ответственность, быть готовым к решению конфликтов, идти вперед. Каждый человек уникален, к каждому нужен разный подход. К лидерам должно быть доверие, у людей должно быть желание идти за ним. Такому человеку важно иметь системное мышление: он должен видеть глобальную цель и детализировать ее под конкретные шаги для достижения.

Мне важно и приятно представлять свою родную республику. Поэтому было очень отрадно видеть, что на конкурсе «Лидеры России» республика активно поддерживала своих участников. У нас была встреча с Президентом Татарстана – Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. Он поинтересовался нашими успехами, пожелал всем участникам победы, как один из наставников участвовал в финале конкурса в Сочи. Когда ты знаешь, что твои действия небезразличны людям, республике, ее руководству, все это сильно повышает мотивацию. Любому человеку важно, чтобы его работа поддерживалась. Так как Татарстан активно развивается в IT-направлении, я бы хотел взаимодействовать с республикой и консультировать в сфере современных технологий, например, аналитики больших данных и их монетизации. При более детальном рассмотрении можно составить план дальнейшей реализации нашего сотрудничества.

Александр Шляхтин
Магистрант
Москва
Всегда нужно находить в себе силы остановиться, все пересмотреть и оставить то, что не нравится
Студент Университета Талантов
О продвижении студенческих научных обществ, сотрудничестве с Университетом Талантов и жизненных ориентирах

С первого курса я занимаюсь научной деятельностью. Было очень сложно написать первую статью. Сейчас я понимаю: пока ты не напишешь пять-шесть статей, которые опубликуют в течение года, ты не поймешь, зачем вообще их писать и публиковать. Начать и развить научную деятельность мне помог мой научный руководитель Аскар Наилевич Мустафин. Он помогает мне и по сей день, а иногда я помогаю ему в некоторых научных исследованиях.

После первого курса я принял участие в форуме Руководителей студенческих научных объединений (СНО) России. Руководитель СНО ИЭУиФ не смог поехать, тогда отправиться на форум предложили мне. Я сразу согласился, потому что старался брать от студенческой жизни все. В СНО были очень закаленные ребята, старшекурсники, которые многому меня научили. Весь второй курс я работал с ними, а затем ребята выпустились и по закону преемственности я стал руководителем. Я предугадывал такое развитие событий и неожиданно для себя сделал открытие: можно модерировать учебную деятельность и самостоятельно организовывать некоторые мероприятия. Мы набрали новую команду ребят, очень заводных и толковых, сделали календарь научных мероприятий, в котором собрали более двухсот научных конкурсов, конференций и грантов, в которых можно участвовать в течение года. Наш опыт стали перенимать СНО из других вузов. Мы старались актуализировать научные общества не только у себя в институте, но во всем КФУ, начали создавать Межстуденческое научное общество, Ассоциацию студенческих научных обществ Республики Татарстан. Постепенное объединение студентов из разных научных направлений уже идет, и я надеюсь, что сотрудничество ребят будет продуктивным. Например, сегодня наши биологи и химики работают с математиками и физиками, чтобы принять участие хакатоне по биоинформатике BioHack.

Сегодня невозможно жить без знания иностранного языка. Кто бы как не относился к английскому языку, это язык мира. Он необходим в работе и тем более в науке. Я всегда был довольно непрактичным человеком в области изучения языков. Иногда что-то стреляло в голове, и я резко начинал учить язык. Доходил до очень хорошего уровня, я радовался этому, а потом все скатывалось. Сейчас я прохожу собеседования в международные аудиторские компании в Москве, такие как EY (Ernst & Young), KPMG. И понимаю: чтобы пройти банальный онлайн отбор, нужно знать язык хотя бы на среднем уровне, а в бизнес-практике нужно постоянно развивать его. Очень много научных работ написано на английском языке, их стоит изучать, на них стоит опираться во время собственных исследований.

С Университетом Талантов я познакомился в ноябре 2016 года. Меня отправили на Форум организаторов научных событий, чтобы я набрался опыта для руководства СНО. В Университет Талантов я поступил, когда стал лауреатом ежегодной студенческой премии «Студент года Республики Татарстан – 2018» в номинации «Интеллект года». Я узнал, что эта премия входит в Республиканский реестр конкурсных мероприятий, победа в которых позволяет стать студентом, решил воспользоваться этой возможностью и зарегистрировал личный кабинет на портале. 

Индивидуальный план развития (ИПР) очень важен для самодисциплины. ИПР помогает избежать резких спадов в любом деле. Он особенно важен на новых этапах пути человека, например, в начале первого курса. Сейчас меня во многом  спасает жизненный опыт, но четыре года назад его не было, поэтому приходилось идти на ощупь. Многие ребята увидят путь более ясно, когда создадут свой ИПР, пропишут цели и задачи.

Я считаю, что есть два важных периода в жизни, когда человеку необходим наставник. Первый период – школьный, с первого по одиннадцатый классы. В школах должны быть отдельные специалисты, люди с широким взглядом, которые смогут увидеть весь потенциал отдельно взятого ученика. Наставник направит ребенка, поможет не потеряться в тех возможностях, которые у него есть. Второй период – начало карьеры. Ему в помощь необходим человек с глубоким социальным опытом, который сориентирует в профессиональной среде и поможет расставить приоритеты. 

Я хочу построить карьеру так, чтобы пройти все начальные уровни, хотя бы в аудите. Неважно, будет ли у меня свой бизнес в будущем или работа в крупной международной компании. Финансовый и экономический аудит – это самый первый этап, проработав три-четыре года в котором, ты действительно становишься профессионалом, узнаешь все подводные камни. Я надеюсь организовать бизнес в будущем. Думаю, он будет связан с технологическими проектами. Сегодня очень много ребят с крутыми идеями, но зачастую применение этих идей в настоящей жизни оставляет желать лучшего. Было бы здорово помогать молодым изобретателям в доработке проектов, подборе методов и реализации.

Всегда нужно находить в себе силы остановиться, все пересмотреть и оставить то, что не нравится. Можно долго делать то, что тебе не по душе, но это не принесет ни личного удовлетворения, ни результата. Вовремя отказаться от того, что тебе не нравится – важный навык.

Я пользуюсь самым безбашенным тайм-менеджментом. Я ставлю себе на месяц пять глобальных целей, которые люди обычно ставят на весь период обучения, и иду напролом. Потом начинается реализация, и я спрашиваю сам себя: зачем, зачем я столько всего запланировал? Но я уже дал обещание самому себе и окружающим, и не могу взять свои слова обратно – характер такой. Конечно, всегда есть какое-нибудь дело, которое остается на потом и выполняется в последний момент. Могу с уверенностью сказать одно: не нужно тратить время на дела, которые не приносят результатов. Это особенно касается начинающих студентов, которые берутся за все – вообще за все – и тратят время и средства впустую. Все возможности нужно сначала взвешивать, а уже потом решать, стоит ли ими пользоваться.

Успех у каждого свой. Для кого-то успех заключается в деньгах и признании. Для меня – в моральном самоудовлетворении человека. Мой научрук Аскар Наилевич говорил мне: «Делай так, чтобы потом не жалеть». Я всегда следую этому правилу в жизни. Если  человек делает все, что считает нужным для себя и для мира и не жалеет, то он успешен. 

Саид Гильмутдинов
Соотечественник
Калгари
Когда ты приходишь к людям и делишься своими мыслями, умениями, перед тобой открываются новые грани твоей жизни и возможности
Инженера-механик по производству ракет
О тайм-менеджменте, получении стипендии в университете Канады и производстве ракет

Однажды я узнал о «FLEX (Future Leaders EXchange)» – программе обмена для старшеклассников. С этого все и началось. Я загорелся идеей выиграть этот конкурс и поехать учиться за границу. Но пройти успешно все этапы конкурса мне, к сожалению, не удалось. Мне хотелось увидеть мир, узнать другие культуры, познакомиться с ценностями других народов и, наверное проверить свои силы и возможности. Тогда мой отец решил исполнить мою мечту и сообщил мне за месяц до отъезда, что я буду продолжать учиться в канадской школе. 

Английский язык я изучал с первого класса, но понимал, что этого мало. В Казани я учился в 39 школе, которая была с английским уклоном, тем не менее всегда хотел довести свой уровень знания до совершенства. Еще на родине я посещал различные спикер-клубы, открытые микрофоны, где выступал на сцене с английскими стихотворениями, монологами. Так я практиковался, искал носителей языка, тех, кто владеет им в совершенстве. Это мне очень помогло. 

Я являюсь чемпионом Европы по хоккею на траве. Этим видом спорта я начал заниматься также с первого класса. Я сразу же влюбился в хоккей на траве, как только увидел его. В 2013 году мы поехали в Барселону с командой и выиграли чемпионат. На следующий год был отбор в сборную России, но к тому моменту я уже уехал в Канаду, поэтому не было возможности войти в ее состав. Я до сих пор не понимаю, жалею ли я об этом или нет, так как очень люблю то, чем я сейчас занимаюсь, но при этом безумно скучаю по хоккею на траве. В Канаде я занимаюсь исключительно на любительском уровне. Спорт закалил мой характер. Поэтому я всегда рвусь в бой и готов к новому и неизведанному. 

Самый большой страх у меня был перед отъездом. Я очень боялся того, что долго не выдержу один в другой стране. Но через некоторое время ко мне пришло понимание того, что все это нужно и делается исключительно для меня, на благо моего будущего. Я не разрываю связи с республикой, я просто приобретаю новые знания, навыки, которые в дальнейшем позволят мне стать высококвалифицированным специалистом. В любой момент я могу вернуться и вкладывать полученный опыт в родной край.

Мысли и образы в нашей голове материальны. На то, кем мы являемся и кем будем, влияют наши мысли. Например, в детстве я никогда не мечтал быть космонавтом или летчиком, но я знал, что меня привлекают такие науки, как математика и физика. Мне интересно что-то создавать, моделировать. Я всегда стремился и до сих пор стремлюсь стать высококлассным специалистом в сфере, которую я выберу в дальнейшем. В школьные годы мечтал быть топовым специалистом крупной зарубежной компании, хотя очень люблю родной город Казань и не думал уезжать из республики. Наверное, потому что зарубежные компании всегда были на слуху. Поэтому не бойтесь мечтать и работайте над своим развитием. Именно наши мысли и размышления побуждают нас действовать. А действия, в свою очередь, приводят к результату. 

В 16 лет я приехал в Ванкувер, и меня сразу поразила его красота, от увиденного меня переполняли эмоции. В школе я освоился быстро, в классах учились ребята с разных уголков планеты. В Канаде я увидел взаимодействие абсолютно разных культур. 

Первое, что бросилось мне в глаза в Канаде – здесь есть свобода выбора предметов для изучения. Расписание составляется индивидуально для каждого ученика, но есть и обязательные предметы. И мне нравится такой подход к обучению. Лучше сделать упор на том, что тебе действительно интересно и пригодится в будущем. У российской модели образования, в свою очередь, отличное наполнение программ с точки зрения объема информации. Первые два курса в университете Канады мы проходили тот материал, который я изучал для сдачи ЕГЭ.

Уехав в Канаду, я продолжил обучение в российской школе онлайн. Это играло только мне на руку: весь материал, что я изучал в отечественной школе, транслировался и в канадской системе образования, поэтому мне было проще. Я закончил 11 класс в России и 12 в Канаде благодаря тому, что три академических учебных года в Канаде прошел за два календарных. Поэтому у меня было два выпускных в двух странах одновременно. 

Окончив школу, я получил стипендию в университете Калгари. Я достиг этой цели, потому что днями напролет искал подходящий университет, писал мотивационные письма, что в итоге принесло свои плоды. Так началась моя студенческая жизнь за рубежом. Сейчас я заканчиваю третий курс, осваиваю профессию инженера-механика. 

За рубежом очень популярны студенческие научные клубы. Сейчас я работаю в одном из таких. Наша команда занимается исследованиями и производством ракет, которые потом участвуют в различных соревнованиях Северной Америки, запускаются на 10 000 и 30 000 футов. Также разрабатываем другие проекты, просто развиваемся и делаем то, что нам действительно интересно. Например, недавно мы анализировали крышу кабриолета, пробовали сделать 6-цилиндровый двигатель. 

Мой самый главный наставник – это мой отец. Он всегда является для меня примером. Это человек с невероятным багажом знаний, за его плечами три высших образования. Меня всегда удивляло то, как он все успевает. Я стремлюсь быть как он. Если говорить о людях, которые на меня повлияли, то к такому разряду людей я могу отнести человека, который со мной учится. Его зовут Джастин, после окончания первого курса он получил приглашение пройти стажировку, а затем и устроиться на работу в топовую нефтяную компанию. Так, не имея высшего образования, он проработал там на протяжении 10 лет. Но в какой-то момент понял, что уже много добился и нужно идти дальше, поэтому он вернулся в университет. Теперь мы учимся вместе. Я узнаю много полезного от него, и он всегда готов поделиться своим опытом. Роль наставника в жизни человека очень велика. Я сам такой человек, который всегда готов помочь и также обратиться за помощью, если нуждаюсь в ней. Взаимопомощь – это эффективнее, качественнее и быстрее.

Я готов способствовать развитию Татарстана. У меня есть проект, суть которого заключается в создании компьютерных лабораторий для студентов. Наличие таких лабораторий позволит без особых проблем работать над своими проектами, так как у студентов появится доступ к мощным компьютерам и программам. Я хочу создать комфортные условия для работы над полезными разработками и в скором времени планирую обсудить мою идею с Антоном Грачевым, директором казанского ИТ-парка. В ноябре мы встречались с представителями Министерства образования и науки Республики Татарстан. Они одобрили мой проект и дали понять, что готовы всячески содействовать его реализации. В будущем после окончания университета я планирую вернуться в Казань и работать на благо республики. 

В Татарстане большое количество крутых компаний, предприятий и организаций. Если честно, будучи студентом, я бы хотел пройти стажировку именно в Татарстане. В Иннополисе, компаниях «Татнефть», «КамАЗ». Я хочу вернуться и применять полученный опыт в родном регионе. Поэтому в будущем нацелен именно на это. Закончив университет в Канаде, я претендую на хорошую должность в Татарстане. 

Когда ты приходишь к людям и делишься своими мыслями, умениями, перед тобой открываются новые грани твоей жизни и возможности. Я рад, что в Татарстане есть Университет Талантов. Такое обучение очень важно в современном обществе. Здесь молодые люди находят единомышленников, реализуют проекты и работают над своим будущим. И это действительно круто. Главное, не бояться признаться в том, что вы чего-то не знаете, важно уметь говорить «Я найду!». Ищите свое и идите к своей цели. 


Алсу Сагитова
КФУ
Менделеевск
Автор двух патентов по химии, инженер отдела разработки инновационных продуктов химического завода им. Л. Я. Карпова (г. Менделеевск), стипендиант стипендии Президента России, прошла стажировку в университете Брайтона
Инженер отдела разработки инновационных продуктов химического завода им. Л. Я. Карпова (г. Менделеевск) 
Уникальной формулы успеха у меня нет. Если у человека есть цель, он открыт новому и продолжает работать, преодолевая любые трудности, он обязательно добьется успеха. В любом проекте нужен синергизм и постоянное совершенствование навыков.

Я училась в школе № 3 (г. Менделеевск). У нас было восемь параллельных классов, конкуренция была большая. Как-то мы написали контрольную работу по химии. Из всех учеников параллельных классов у меня была единственная «пятерка» с подробным решением творческого задания. После этого учитель позвала меня присоединиться в химический кружок, где мы начали готовиться к предметной олимпиаде. Мы решали типовые олимпиадные задачи, чтобы на олимпиаде потратить на их решение как можно меньше времени. И у меня получалось. В 9 классе я заняла второе место среди сел и малых городов в республиканской олимпиаде, а в 10–11 классах – четвертые места.

Мои наставники – это мои научные руководители, начальники на рабочих местах и мои родители. Моим научным руководителем в КФУ был доктор химических наук, директор научно-образовательного центра фармацевтики КФУ,  доктор химических наук Юрий Григорьевич Штырлин. Когда я пошла к нему писать научную работу, мне сказали: «Он же самый строгий преподаватель». Однако когда самый строгий преподаватель – твой научный руководитель, защищать дипломный проект уже не так страшно. На сложном пути меньше конкурентов, и сильный научный руководитель – это большой ресурс. Так же, как и начальник на работе.

После 4 лет работы в Москве я вернулась жить и работать в свой родной город Менделеевск. В Москве я работала в Дирекции всероссийского фестиваля науки, Агентстве инноваций и в Московском государственном университете. В разные годы я побывала в вузах Англии, Швеции, Швейцарии, Франции, разных российских университетах. Но в какой-то момент мне захотелось вернуться в свой город и применить свой опыт здесь. Я инженер отдела инновационных разработок на Химическом заводе им. Л. Я. Карпова. 

В 2012 году я выиграла стипендию Президента России и съездила на стажировку в университет Брайтона Англии. Я занималась там полимерными материалами. Учеба за рубежом позволила мне улучшить свой английский, получить новые контакты и сравнить то, как работают в химических лабораториях в России и Англии. Я увидела, что у нас даже есть преимущества. Был случай, когда иностранцы не знали, как автоматизировать температурный режим на знакомом мне оборудовании. У меня были навыки работы с подобным устройством в России, и я поделилась этими знаниями. Работать химиком интересно в любой стране.

Я соавтор двух идей, по которым оформлены патенты. Когда училась в КФУ, мы запатентовали идею применения полимеров для доставки биологически активных веществ в клетки человека. Второй патент связан с сенсорами, которые могут улавливать бактерии и вирусы и на основе метода зондовой микроскопии сигнализировать об этом. 

Я стараюсь применять новые форматы работы на предприятии, которому 150 лет. Мы привлекаем школьников для решения задач, студентов для стажировок, чтобы молодые люди могли себя реализовывать в олимпиадах, проектной деятельности, выбирали профессию химика и приходили работать в наше предприятие. Весной этого года у нас был проведен химический хакатон, который собрал студентов КНИТУ-КХТИ и школьников Менделеевска. Еще на предприятии есть отложенные договоры, по которым студенты могут приходить на завод и заниматься инновационной деятельностью. Скоро планируем провести IT-хакатон.

Я хочу создать клуб химиков на базе Центра детского творчества в Менделеевске. Мне хочется, чтобы школьники занимались проектной деятельностью, выигрывали в конкурсах. Сейчас мне интересна такая работа. Она будет полезна и для меня, и для школьников, и для завода им. Л. Я. Карпова.

Уникальной формулы успеха у меня нет. Если у человека есть цель, он открыт новому и продолжает работать, преодолевая любые трудности, он обязательно добьется успеха. В любом проекте нужен синергизм и постоянное совершенствование навыков.

Я всегда выбираю такую сферу деятельности, в которой чувствую себя комфортно. В свое время мне нравилось в школьном химическом кружке, кружке по информатике. Сейчас мне комфортно жить и работать по профессии в Менделеевске. Уже с ранних лет нужно чаще прислушиваться к себе, стремиться быть собой и найти свою стезю.

Ляйсан Арсентьева
КФУ
Казань
Вошла в число 50 представителей Global Shapers Community со всего мира, став единственным представителем молодежи из России на Всемирном экономическом форуме
Доцент кафедры экономической методологии и истории Института управления, экономики и финансов КФУ, к.э.н.
Всестороннее развитие и творческое начало – это фундамент воспитания человека.

Сообщество глобальных шейперов – это действующая международная платформа для вовлечения молодых лидеров в глобальные процессы и реализацию совместных инициатив.Члены сообщества глобальных шейперов – это молодые люди от 20 до 30 лет, которые имеют активное социальное видение современных проблем и активную гражданскую позицию. Ежегодно среди членов Global Shapers Community проводится отбор на Всемирный экономический форум. Лотерейный билет – возможность участия на форуме, получают только 50 молодых людей со всего мира. В этом году я вошла в число 50 счастливчиков, став единственной участницей из России.  

Участие в форуме – это большая серьезная площадка возможностей донести свой голос до большого мира, презентовать свою страну и регион.Мне было очень приятно, когда люди подходили ко мне и говорили, что бывали в Казани и им очень понравилось. Приятно осознавать, что наша республика дает хорошую возможность для развития, образования, тогда как некоторые страны на форуме даже и думать не могут о таком качестве и количестве возможностей развития, потому что в них стоит вопрос об элементарном доступе к воде, еде и базовому образованию.  

Глобальные социальные вопросы активно поднимаются и в Татарстане. Рустам Нургалиевич Минниханов уже в 12-ый раз принял участие во Всероссийском экономическом форуме. Татарстан чувствует и знает мировые тренды. Многие идеи форума ретранслируются и в образовательный процесс республики. Я сама в университете активно продвигаю темы конкурентоспособности национальной экономики и экономических систем – эти дисциплины я преподаю в Казанском федеральном университете с 2012 года.

Меня очень радует, что система образования не стоит на месте и понемногу модернизируется. На своём примере я вижу, как стираются иерархические границы между преподавателем и студентами. Я работаю со студентами из Центра магистратуры КФУ в формате открытого общения, между нами происходит некая коллаборация, а не формат «лекций под диктовку», как в былые времена. Образовательные программы подстроены под современные реалии и мне это безумно нравится самой, особенно, когда идет постоянное движение и обновление.  

За те дни, что длился форум, я посетила массу секций и круглых столов. Было также очень много интересных встреч, например, с Джеком Ма, основателем компании Alibaba Group. Это удивительный человек, который добился всего сам и «сам себя сотворил», со сцены он поделился опытом в сфере нового тренда self-made. Благодаря этому ему удалось собрать вокруг себя огромную сплоченную команду, которая является крупнейшим поставщиком потребительских товаров по всему миру.  

Отдельной секцией прошла закрытая встреча шейперов с Биллом Гейтсом. Возможность задать вопрос была лишь у четырех человек, одним из которых стала я. Известный филантроп призывал общественность вкладывать в благотворительность часть своего состояния.  

Независимо, в какой отрасли вы являетесь специалистом, необходимо знать тренды и актуальные проблемы мира.Поэтому я рекомендую всем зайти на сайт Всемирного экономического форума и посмотреть выступления великих умов современности. Вы найдете кладезь информации, касательной всех сфер жизнедеятельности человека. 

Всестороннее развитие и творческое начало – это фундамент воспитания человека. Сама я не только преподаватель экономики, но и композитор. Обычно я об этом не говорю, но это правда! Недавно я написала музыку к английской песне для Global Shapers Community, которую мы исполнили на Всемирном экономическом форуме. Я с детства увлекалась музыкой, участвовала во многих музыкальных конкурсах. А когда училась в Институте экономики, управления и социальных технологий КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, руководила хором из сорока человек.  

Свою первую песню я написала, будучи членом сообщества «Сэлэт», где состою уже 14 лет. Там же я обрела своих наставников, среди которых и Тимур Сулейманов, исполнительный директор фонда. Благодаря наставникам, я научилась создавать проекты, работать в команде и правильно выстраивать цели. Я думаю, что в жизни каждого человека появляются люди, которые направляют по жизни и вселяют веру в себя. В моей жизни было много наставников, например, директор Института управления экономики и финансов КФУ Наиля Гумеровна Багаутдинова, также наставниками для меня были учителя, преподаватели, и, конечно, родители.  

Маме всегда было важно, чтобы я не гналась за местами и медалями, а получала удовольствие от всего, что делаю.С детства я была «звездным» ребенком, с 3 до 14 лет работала на телевидении, выступала на концертах, участвовала в конкурсах, ходила в музыкальную школу и двенадцать лет занималась хореографией, а в школе получала одни пятерки. Когда я первый раз принесла домой тройку, мне мама сказала: «Слава Богу, у меня нормальный ребенок!». Так как я была необычным ребенком, мама имела особый способ воспитания.

Мама всегда ставила мне вызовы.В детстве я мечтала быть как она - стоматологом, но так как у меня аллергия на средства для обрабатывания рук, я бы не смогла им стать. А то, что недоступно, всегда рождает во мне еще большее желание. Такой уж соревновательный у меня характер! Также было и с танцами: я пела, играла на фортепиано, и мама сказала, что мне не стоит начинать танцевать. И я, конечно, занялась танцами, стала солисткой коллектива. Однажды она сказала, шутя: «Ладно хоть ты не рисуешь!» И что вы думаете? Я научилась писать картины маслом.  

Теперь я повзрослела и также считаю, что каждый день нужно бросать себе вызовы в чем угодно: да хоть нарезать лапшу или поехать сложной дорогой.И всё это нужно, чтобы расширять свое мировоззрение, получать новый опыт, делать жизнь интересной. Я постоянно чувствую себя не до конца образованной и талантливой, и меня это не пугает, а наоборот радует, мне есть к чему стремиться, как и каждому из нас.  

Вадим Янгиров
инженер
Набережные Челны
Развиваю Казанский марафон и проект Школьной футбольной Лиги, возрождаю портал runners.ru
Директор Центра реализации спортивных проектов и вице-президент Федерации легкой атлетики Республики Татарстан
Еще в шестом классе я смело заходил к директору и предлагал организовать соревнования по лыжам или по футболу между классами. Эти организаторские способности потом помогли мне в жизни – доказательство тому «Казанский марафон».

В 9 классе я самостоятельно изучил создание веб-сайтов в интернете. Это был 2002 год, я занимался созданием сайта про легкую атлетику (www.runners.ru). Через три года он стал самым посещаемым сайтом по этому виду спорта в России. У меня нашлись партнеры, и мы вместе писали статьи. Четыре года я был членом Международной ассоциации спортивной прессы.

Заканчивая школу, я не догадывался, что организация спортивных проектов может стать профессией. Родители хоть и поддерживали мой спортивный интерес, но не воспринимали его всерьез и советовали получить профессию инженера и я поступил в Камскую государственную инженерно-экономическую академию.

В конце первого курса академии я понял, что хочу связать свою жизнь со спортом. Ко мне на помощь пришел председатель профкома нашего вуза – Рамиль Шамилевич Садриев. Он зарядил меня своим интересом к общественной деятельности, помог развиваться в разных сферах. За время студенчества я организовал фотоклуб, открыл фото и видео студию, впервые в Набережных Челнах провел фотокросс. На тот момент это был один из лучших профкомов в России.

Я пробовал работать на кого-то, но это ненадолго затянулось. Я хочу сам себе быть хозяином, но это не значит, что я хочу меньше работать. Всё потому, что работа для меня - не работа, а удовольствие. Я считаю, что каждый должен достичь этого, поэтому всегда задаю один и тот же вопрос своим сотрудникам: «Что бы ты делал, если бы тебе не нужно было ходить на работу?». За ответом идет следующий вопрос: «Почему ты не делаешь это сейчас?»

В 2013 году я уехал в Прагу, принял участие в марафоне и четко понял, что хочу заниматься проектами, которые связаны со спортом. Здесь я посмотрел и узнал, как всё организовывается, получил пару советов. До этого дня я не думал, что марафоны так популярны и поставлены на коммерческие рельсы в рамках государственно - частного партнёрства.

 Вернувшись, я загорелся идеей организовать свой марафон. В конце 2013 года я попал в «Кадровый резерв» и уже там продвигал проект «Казанский марафон». Эта идея заинтересовала Министерство по делам молодёжи и спорту РТ. И в 2015 году мы провели первый возрождённый Казанский марафон. 

В первый год у нас было 2 600 участников, второй год – почти 9 000, а в этом году Рустам Нургалиевич Минниханов поставил задачу – привлечь 20 000 участников.

Тогда же, в 2013 году мы с командой создали в Набережных Челнах школьную футбольную Лигу по принципу американских колледжей и школ. Все видели в фильмах, что у них это модно. Мы хотим сделать футбол модным и у нас: печатаем логотипы, ставим рекламные щиты по бортам, готовим трибуны болельщиков, школьники придумывают названия, готовят «кричалки», создаются фан-клубы. Всё по-взрослому: видео обзоры матчей, объявления составов команд. Дети волнуются, за месяц до игр готовятся. Это их занимает! Вместо того чтобы гулять по торговым центрам города, они собираются в школе, рисуют плакаты, репетируют «кричалки». Для меня это большая мечта – организовать Школьную футбольную Лигу на всю Россию. Но для реализации ее пока нет тяжеловесного коммерческого партнера.

 Сейчас мы открыли Центр реализации спортивных проектов «Новый спорт». Основные наши мероприятия – Казанский марафон и серия забегов, проект школьной футбольной Лиги и возрождение портала Runners.ru. Планов много, главное - держаться намеченного пути и правильно ставить задачи!

Тимур Шайхутдинов
КНИТУ-КАИ
Казань
Впервые вышел снимать свадьбу в 14 лет, создал свою творческую студию, начал обучать профессиональных фотографов
Основатель творческой студии «Видимый свет», директор цветочной мастерской «Дари», руководитель отдела обучения сети фотошкол «Пикча», фотограф и видеограф
Без трудностей человек не станет сильным. Они появляются, когда ты начинаешь себя закалять и ставишь перед собой амбициозные цели.

Впервые я вышел снимать свадьбу на фотоаппарат «Зенит» в 14 лет.А вообще фотографией я занимаюсь с детства. Мой папа Марат Шайхутдинов был фотографом, работал оператором на канале «Россия», потом на «ТНВ». Я наблюдал за эволюцией фотографов. Их вначале было мало, и они были молодцами. Потом их стало много, и они перестали двигаться вперед, стараться, потому что и так вроде все нормально, фотографы востребованы.

Амбиции у меня были большие.Я понимал, что для реализации моих проектов, чтобы менять мир в лучшую сторону, все действия должны быть крупными, и мне нужна команда. Вначале мы были вдвоем с видеографомДенисом Матвеевым. Я проводил семейные фотосессии, снимал свадьбы, он занимался рекламными роликами и графикой. Потом мы с ним разошлись, и я начал искать своих соратников: потихоньку привлекал фотографов и видеографов. Сейчас у нас большая команда. Мы базируемся в «Видимом доме» – в здании исторического наследия на Дзержинского. В нем жил Лев Толстой, казанский губернский архитектор Фома Петонди. Там 600 квадратных метров творчества в виде кирпичей, пола и потолка. В этом году нашей студии будет 7 лет.

«Видимый свет» – единственная казанская студия, которая создает свои проекты. Все обычно ждут какого-то проекта и финансирования, а мы сами реализуем свои идеи. У нас всегда есть 3–4 проекта, которые мы сами спонсируем, сами ведем, и вы про них слышите. Это выставка «Видимая Казань», фотоклуб «2 ЭТАЖ». Скоро в «Видимом доме» начнутся квартирники.  Мы это делаем ради того, чтобы жизнь у всех была интересней.

Я и мои друзья, которые работают у меня в студии, фотографируем крупные события в городе.  Мы любим Казань, и нам кажется, что это довольно крутой город, в котором можно жить всю жизнь. Поэтому иногда мы творим безвозмездно, вкладывая большие деньги и усилия для того, чтобы наш город рос, процветал, и о нем узнало как можно больше людей. Я фотографировал Универсиаду, наша студия бесплатно освещала события Чемпионата Мира. За мою жизнь, скорее всего, в Казани больше не будет подобного рода мероприятия, как Чемпионат по футболу. Нельзя было упускать такую возможность.

Одна из моих целей – сделать Казань столицей фотографии в России. Я хочу, чтобы у нас были фотографы с мировым именем. Поэтому я создал фотоклуб «2 ЭТАЖ» для профессиональных фотографов, чтобы научить их фотографировать еще лучше. Мы собираемся каждую неделю, общаемся, разбираем новые темы. Я с высоты своей колокольни делюсь своим опытом. Учим работать со студийным светом, общаться с моделями, правильно позиционировать себя на рынке фотографии, строить композицию, формировать кадр, обрабатывать фотографии, правильно одеваться на съемку. Участники фотоклуба практикуются на втором этаже «Видимого дома». Скоро в Национальном музее Татарстана откроется выставка фотоклуба, позже мы проведем выставки в парках Казани.

Фотография формирует наследие.Это один из самых главных способов рассказать о том, что происходит в этом мире. Если у людей спрашивать, что они знают о мире, у них в головах всплывут фотографии и видео. Разные люди видят мир по-разному. Фотограф с помощью своих работ рассказывает окружающим о том, как он видит мир. А люди, смотря на его фотографии, расширяют свой кругозор и насыщаются.

Мне нравятся люди.Мой любимый жанр – портрет. Люди – это высшая раса на земле из известных нам. В людях заложено очень много всего. Каждый человек – это целый мир.

Меня вдохновляют цели, которые я перед собой поставил.Вообще, я вдохновляюсь от всего: от самого себя, от своей жизни, от своих переживаний, от девушек, даже от того, как шумит кофемашина.

Ни одного робота нельзя создать без творческой составляющей. Без этого он не сможет быть красивым. Мой братишка – ученый, и он вдохновляется группой Pink Floyd и различными фильмами. Ему помогает не только научная литература. Творчество присутствует во всем.

Чтобы стать профессионалом в области фотографии, для начала я читал много книжек. Сейчас уже 10 лет я ничего не читаю, беру информацию с помощью глаз, ушей, носа. Вот там ритм красивый, а здесь всего два фонаря, а на отражении на стекле их больше. Интересно наблюдать за походками, жестами разных людей. Такие вещи очень сильно помогают. Мне нравятся работы фотографов Алекса Уэбба, Дэвида Бэломера, Юры Трескова. Не то, чтобы я у них учусь, они просто делают крутые вещи.

Без трудностей человек не станет сильным. Они появляются, когда ты начинаешь себя закалять и ставишь перед собой амбициозные цели. Если идешь к своей цели, не сворачивая никуда, цель тоже чувствует, что ты к ней идешь, и вся вселенная начинает тебе помогать. Когда достигаешь цели, понимаешь, что теперь можно ставить любые другие цели. Когда перестаешь ставить цели, то перестаешь бороться за жизнь.

Когда ты идешь к успеху, значит, ты добился успеха.Движение – это и есть успех. Когда ты не просто радуешься достигнутому, а все время идешь к своей цели, что-то делаешь ради того, чтобы у тебя получилось, и наслаждаешься этим.

Нужно заниматься таким бизнесом, который тебе будет приятен.Бизнес нужно открывать не исходя из вопроса «На чем же можно зарабатывать?», а исходя из своих интересов. Возможно, начать зарабатывать сразу не получится. Чтобы выйти в ноль и плюс надо время. В это время ты будешь улучшать свой товар, и это должно тебя зажигать. Потом, когда это и деньги начинает приносить, это вообще здорово.

Мои бизнесы вышли не из бизнес-моделей, а из дела. Я хотел создать профессиональную студию, как в Европе – с крутым светом, с различными фонами, с циклорамой, а не локацию с большими окнами, как в других казанских студиях. И я ее сделал. Я заметил, что казанские фотографы не умеют толком работать со студийным светом, они привыкли фотографировать от окошка, и их надо научить. Вот я и открыл фотоклуб, где учу их.

Вести бизнес мне помогает опыт, полученный во время студенчества. Я был в студенческом совете факультета № 5 КАИ. Это институт радиоэлектроники и телекоммуникаций. Я был режиссером, двигателем всех мероприятий, научился взаимодействовать, управлять людьми. Еще помогает то, что у меня много друзей-бизнесменов. Мы с ними общаемся, дружим, они чем-то делятся, и я прислушиваюсь к их словам. Иногда экспериментирую: делаю какие-то неожиданные бизнес-ходы.

Мотивировать людей решиться – самого себя не уважать. Кто не хочет, пусть не решается, может всю жизнь в скафандре жить. Это эволюция такая: если человек решился, делает что-то, его слышно и видно, он добивается успеха. Если не делает, то о нем никто не слышит. Поэтому я лучше буду помогать людям, которые уже поняли, чего хотят. С такими людьми мне интересно общаться. Ты должен сам себя проверять и выяснить, что тебе нужно. Это может вызвать слезы, могут опускаться руки, но если свой талант не будешь показывать людям, «обкатывать» его, то не важно, насколько ты талантлив. Всегда надо действовать.

Я не верю в то, что у человека что-то не получается.Не получается сейчас, может получиться потом. Я не скажу человеку: «Ты лучше фотографией не занимайся». Если он будет продолжать делать – будет движение и результат.

Марат Мухамедьяров
КГМУ
Казань
Изучаю механизмы функционирования синапсов, работаю над разработкой генно-клеточного способа лечения болезни Альцгеймера
Доктор медицинских наук, доцент, начальник отдела международного сотрудничества КГМУ
С детства передо мной были примеры для подражания: Мама – врач, отец – инженер, бабушка была главным онкологом республики, прадедушка был министром здравоохранения РТ. Глядя на них, мне всегда хотелось добиться чего-то более значимого.

Я занимал первые места в школе на олимпиадах по химии, биологии, математике, географии. Нельзя сказать, что все было предопределено. В последние два-три года в школе я колебался, куда пойти. Но сделал выбор в пользу медицины, потому что в роду много медиков.

Профессия врача благородная, востребованная и серьезная. Правда, в итоге я сам не лечу больных – занимаюсь не практической, а фундаментальной медициной.

Уже с первого курса начал заниматься научной деятельностью. Работал в лаборатории на кафедре нормальной физиологии КГМУ, выступал на конференциях. Хотя красный диплом не был самоцелью, но я видел, что, если постараться, получится. Поэтому иногда лучше поднапрячься.

После шести лет обучения я планировал продолжать научную деятельность, оставаться в аспирантуре. Когда я только пришел на кафедру, это был первый курс, 97-ой год. Это было время почти самого развала в российской науке – сложное время, в стране не было денег, тем более на науку. В то время я решил пойти в науку во многом благодаря моему будущему наставнику, заведующему кафедрой нормальной физиологии КГМУ - Андрею Львовичу Зефирову. Наверное, благодаря таким людям, как он, российская наука выжила в те нелегкие времена.

Совместно с Андреем Львовичем, членом-корреспондентом РАН, мы изучаем механизмы функционирования синапсов. Синапсы - это контакты, которые обеспечивают передачу информации между клетками в организме, в первую очередь – между нервными клетками, а также между нервными к мышечными клетками. От эффективности передачи информации в синапсах зависят функции мозга и нервно-мышечной системы, и здесь же кроются причины многих болезней. Поэтому эта тема так актуальна. Мы как раз сейчас работаем над разработкой генно-клеточного способа лечения болезни Альцгеймера, одним из эффектов которого является влияние на функции синапсов.

 Мы разрабатываем генно-клеточный способ лечения на основе применения различных модификаций стволовых клеток. В данный момент мы подбираем наиболее эффективную конструкцию. Следующим этапом необходимо будет убедиться в том, что препарат безопасен и не оказывает побочных эффектов. После этого можно получить разрешение для начала клинических испытаний на пациентах.

На сегодняшний день у меня более 250 научных публикаций в центральной и международной печати. Более 50 статей, цитируемых в базе данных Scopus.

Большинство российских журналов не цитируются в базах Scopus и Web of Science. И если ученый хочет, чтобы работа дошла до научного сообщества и хорошо цитировалась, то надо публиковаться в иностранных англоязычных журналах. При этом надо не забывать о возможности сотрудничать с зарубежными коллегами, которые могут помочь в написании хорошей статьи.

Также важно, что в зарубежных журналах проходит серьезное рецензирование статей. Рецензенты довольно жестко оценивают каждую статью и могут отправить ее на доработку либо отклонить. Поэтому нужно правильно оценивать свои силы и подбирать для опубликования результатов научный журнал, соответствующий тематике и уровню исследований. Ну а в целом, если хорошая научная работа написана хорошим английским языком, то опубликовать ее в зарубежном журнале – не такая большая проблема.

В какой-то момент я понял, что хочу выйти за пределы своей лаборатории и сделать что-то полезное не только в научной сфере, но и для университета, для республики в целом. И теперь я являюсь заместителем председателя движения молодых ученых РТ.   

Мы проводим совещания, круглые столы, школы для молодых ученых, семинары, конкурс «Лучший молодой ученый». Периодически я читаю мастер-классы и лекции, например, как получить грант на проведение научных исследований. Потому что не все представляют, как, например, правильно написать заявку на грант, или какие вообще бывают гранты и зачем они нужны.

В какой-то степени я перфекционист. Мне хочется всё делать идеально. Но для этого нужно много времени: и в административной деятельности успеть, и в научной работе, и лекции прочитать моим студентам, и домой прийти не очень поздно. Это не так просто, но я стараюсь все свои дела делать хорошо. Иногда кажется, ничего не успеваешь, а потом смотришь отчеты, и оказывается, что сделано немало. И в этот момент радуешься.

Я не считаю себя самым успешным, есть более успешные люди. Но у меня есть цели, я знаю, куда стремиться – это и есть успех.