Истории успеха

Ляйсан Арсентьева
КФУ
Казань
Вошла в число 50 представителей Global Shapers Community со всего мира, став единственным представителем молодежи из России на Всемирном экономическом форуме
Доцент кафедры экономической методологии и истории Института управления, экономики и финансов КФУ, к.э.н.
Каждый день нужно бросать себе вызовы в чем угодно: да хоть нарезать лапшу или поехать сложной дорогой. И всё это нужно, чтобы расширять свое мировоззрение, получать новый опыт, делать жизнь интересной.

Сообщество глобальных шейперов – это действующая международная платформа для вовлечения молодых лидеров в глобальные процессы и реализацию совместных инициатив.Члены сообщества глобальных шейперов – это молодые люди от 20 до 30 лет, которые имеют активное социальное видение современных проблем и активную гражданскую позицию. Ежегодно среди членов Global Shapers Community проводится отбор на Всемирный экономический форум. Лотерейный билет – возможность участия на форуме, получают только 50 молодых людей со всего мира. В этом году я вошла в число 50 счастливчиков, став единственной участницей из России.  

Участие в форуме – это большая серьезная площадка возможностей донести свой голос до большого мира, презентовать свою страну и регион.Мне было очень приятно, когда люди подходили ко мне и говорили, что бывали в Казани и им очень понравилось. Приятно осознавать, что наша республика дает хорошую возможность для развития, образования, тогда как некоторые страны на форуме даже и думать не могут о таком качестве и количестве возможностей развития, потому что в них стоит вопрос об элементарном доступе к воде, еде и базовому образованию.  

Глобальные социальные вопросы активно поднимаются и в Татарстане. Рустам Нургалиевич Минниханов уже в 12-ый раз принял участие во Всероссийском экономическом форуме. Татарстан чувствует и знает мировые тренды. Многие идеи форума ретранслируются и в образовательный процесс республики. Я сама в университете активно продвигаю темы конкурентоспособности национальной экономики и экономических систем – эти дисциплины я преподаю в Казанском федеральном университете с 2012 года.

Меня очень радует, что система образования не стоит на месте и понемногу модернизируется. На своём примере я вижу, как стираются иерархические границы между преподавателем и студентами. Я работаю со студентами из Центра магистратуры КФУ в формате открытого общения, между нами происходит некая коллаборация, а не формат «лекций под диктовку», как в былые времена. Образовательные программы подстроены под современные реалии и мне это безумно нравится самой, особенно, когда идет постоянное движение и обновление.  

За те дни, что длился форум, я посетила массу секций и круглых столов. Было также очень много интересных встреч, например, с Джеком Ма, основателем компании Alibaba Group. Это удивительный человек, который добился всего сам и «сам себя сотворил», со сцены он поделился опытом в сфере нового тренда self-made. Благодаря этому ему удалось собрать вокруг себя огромную сплоченную команду, которая является крупнейшим поставщиком потребительских товаров по всему миру.  

Отдельной секцией прошла закрытая встреча шейперов с Биллом Гейтсом. Возможность задать вопрос была лишь у четырех человек, одним из которых стала я. Известный филантроп призывал общественность вкладывать в благотворительность часть своего состояния.  

Независимо, в какой отрасли вы являетесь специалистом, необходимо знать тренды и актуальные проблемы мира.Поэтому я рекомендую всем зайти на сайт Всемирного экономического форума и посмотреть выступления великих умов современности. Вы найдете кладезь информации, касательной всех сфер жизнедеятельности человека.  

Всестороннее развитие и творческое начало – это фундамент воспитания человека. Сама я не только преподаватель экономики, но и композитор. Обычно я об этом не говорю, но это правда! Недавно я написала музыку к английской песне для Global Shapers Community, которую мы исполнили на Всемирном экономическом форуме. Я с детства увлекалась музыкой, участвовала во многих музыкальных конкурсах. А когда училась в Институте экономики, управления и социальных технологий КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, руководила хором из сорока человек.  

Свою первую песню я написала, будучи членом сообщества «Сэлэт», где состою уже 14 лет. Там же я обрела своих наставников, среди которых и Тимур Сулейманов, исполнительный директор фонда. Благодаря наставникам, я научилась создавать проекты, работать в команде и правильно выстраивать цели. Я думаю, что в жизни каждого человека появляются люди, которые направляют по жизни и вселяют веру в себя. В моей жизни было много наставников, например, директор Института управления экономики и финансов КФУ Наиля Гумеровна Багаутдинова, также наставниками для меня были учителя, преподаватели, и, конечно, родители.  

Маме всегда было важно, чтобы я не гналась за местами и медалями, а получала удовольствие от всего, что делаю.С детства я была «звездным» ребенком, с 3 до 14 лет работала на телевидении, выступала на концертах, участвовала в конкурсах, ходила в музыкальную школу и двенадцать лет занималась хореографией, а в школе получала одни пятерки. Когда я первый раз принесла домой тройку, мне мама сказала: «Слава Богу, у меня нормальный ребенок!». Так как я была необычным ребенком, мама имела особый способ воспитания.

Мама всегда ставила мне вызовы.В детстве я мечтала быть как она - стоматологом, но так как у меня аллергия на средства для обрабатывания рук, я бы не смогла им стать. А то, что недоступно, всегда рождает во мне еще большее желание. Такой уж соревновательный у меня характер! Также было и с танцами: я пела, играла на фортепиано, и мама сказала, что мне не стоит начинать танцевать. И я, конечно, занялась танцами, стала солисткой коллектива. Однажды она сказала, шутя: «Ладно хоть ты не рисуешь!» И что вы думаете? Я научилась писать картины маслом.  

Теперь я повзрослела и также считаю, что каждый день нужно бросать себе вызовы в чем угодно: да хоть нарезать лапшу или поехать сложной дорогой.И всё это нужно, чтобы расширять свое мировоззрение, получать новый опыт, делать жизнь интересной. Я постоянно чувствую себя не до конца образованной и талантливой, и меня это не пугает, а наоборот радует, мне есть к чему стремиться, как и каждому из нас.  

Алсу Сагитова
КФУ
Менделеевск
Автор двух патентов по химии, инженер отдела разработки инновационных продуктов химического завода им. Л. Я. Карпова (г. Менделеевск), стипендиант стипендии Президента России, прошла стажировку в университете Брайтона
Инженер отдела разработки инновационных продуктов химического завода им. Л. Я. Карпова (г. Менделеевск) 
Уникальной формулы успеха у меня нет. Если у человека есть цель, он открыт новому и продолжает работать, преодолевая любые трудности, он обязательно добьется успеха. В любом проекте нужен синергизм и постоянное совершенствование навыков.

Я училась в школе № 3 (г. Менделеевск). У нас было восемь параллельных классов, конкуренция была большая. Как-то мы написали контрольную работу по химии. Из всех учеников параллельных классов у меня была единственная «пятерка» с подробным решением творческого задания. После этого учитель позвала меня присоединиться в химический кружок, где мы начали готовиться к предметной олимпиаде. Мы решали типовые олимпиадные задачи, чтобы на олимпиаде потратить на их решение как можно меньше времени. И у меня получалось. В 9 классе я заняла второе место среди сел и малых городов в республиканской олимпиаде, а в 10–11 классах – четвертые места.

Мои наставники – это мои научные руководители, начальники на рабочих местах и мои родители. Моим научным руководителем в КФУ был доктор химических наук, директор научно-образовательного центра фармацевтики КФУ,  доктор химических наук Юрий Григорьевич Штырлин. Когда я пошла к нему писать научную работу, мне сказали: «Он же самый строгий преподаватель». Однако когда самый строгий преподаватель – твой научный руководитель, защищать дипломный проект уже не так страшно. На сложном пути меньше конкурентов, и сильный научный руководитель – это большой ресурс. Так же, как и начальник на работе.

После 4 лет работы в Москве я вернулась жить и работать в свой родной город Менделеевск. В Москве я работала в Дирекции всероссийского фестиваля науки, Агентстве инноваций и в Московском государственном университете. В разные годы я побывала в вузах Англии, Швеции, Швейцарии, Франции, разных российских университетах. Но в какой-то момент мне захотелось вернуться в свой город и применить свой опыт здесь. Я инженер отдела инновационных разработок на Химическом заводе им. Л. Я. Карпова. 

В 2012 году я выиграла стипендию Президента России и съездила на стажировку в университет Брайтона Англии. Я занималась там полимерными материалами. Учеба за рубежом позволила мне улучшить свой английский, получить новые контакты и сравнить то, как работают в химических лабораториях в России и Англии. Я увидела, что у нас даже есть преимущества. Был случай, когда иностранцы не знали, как автоматизировать температурный режим на знакомом мне оборудовании. У меня были навыки работы с подобным устройством в России, и я поделилась этими знаниями. Работать химиком интересно в любой стране.

Я соавтор двух идей, по которым оформлены патенты. Когда училась в КФУ, мы запатентовали идею применения полимеров для доставки биологически активных веществ в клетки человека. Второй патент связан с сенсорами, которые могут улавливать бактерии и вирусы и на основе метода зондовой микроскопии сигнализировать об этом. 

Я стараюсь применять новые форматы работы на предприятии, которому 150 лет. Мы привлекаем школьников для решения задач, студентов для стажировок, чтобы молодые люди могли себя реализовывать в олимпиадах, проектной деятельности, выбирали профессию химика и приходили работать в наше предприятие. Весной этого года у нас был проведен химический хакатон, который собрал студентов КНИТУ-КХТИ и школьников Менделеевска. Еще на предприятии есть отложенные договоры, по которым студенты могут приходить на завод и заниматься инновационной деятельностью. Скоро планируем провести IT-хакатон.

Я хочу создать клуб химиков на базе Центра детского творчества в Менделеевске. Мне хочется, чтобы школьники занимались проектной деятельностью, выигрывали в конкурсах. Сейчас мне интересна такая работа. Она будет полезна и для меня, и для школьников, и для завода им. Л. Я. Карпова.

Уникальной формулы успеха у меня нет. Если у человека есть цель, он открыт новому и продолжает работать, преодолевая любые трудности, он обязательно добьется успеха. В любом проекте нужен синергизм и постоянное совершенствование навыков.

Я всегда выбираю такую сферу деятельности, в которой чувствую себя комфортно. В свое время мне нравилось в школьном химическом кружке, кружке по информатике. Сейчас мне комфортно жить и работать по профессии в Менделеевске. Уже с ранних лет нужно чаще прислушиваться к себе, стремиться быть собой и найти свою стезю.

Аделя Ахметова
ВШЭ
Казань
За 4 года с нуля дошла до уровня руководителя направления в Университете Талантов
Руководитель индивидуальной программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Университета Талантов
В работе меня вдохновляют люди. Это студенты и школьники с их горящими глазами, запросами. Когда они получают ответ на свой вопрос, у них случается внутренний инсайт: «А я тоже так могу!» — говорят они. Ради этого стоит работать.

В первый раз в Университет Талантов я попала случайно. В 2014 году меня пригласили поучаствовать в первой Молодежной школе «Открытие талантов» (МШТ) от «Республики дебатов». Я состояла тогда в клубе дебатов Института управления и финансов КФУ. Школа показалась мне настолько интересной, необычной и удивительной, что я захотела попасть в Университет Талантов.  

В Университете Талантов меня привлекло то, что именно здесь впервые для меня говорили про человека, его возможности реализации себя, своего таланта. В 2014 году меня пригласили поучаствовать в первой Молодежной школе «Открытие талантов» (МШТ) от «Республики дебатов». Я состояла тогда в клубе дебатов Института управления и финансов КФУ. Представители Университета рассказали, что каждый может реализовать себя в Татарстане, не выезжая за пределы республики. Возможность попробовать эту систему на себе, вызвала у меня большой интерес. И тогда я поняла, что я хочу быть частью команды, которая дает возможность другим ребятам развиваться. Я стала участвовать во многих других мероприятиях: в подготовке к выставке «Мой город. Мой талант» в качестве волонтера, разрабатывала тексты экскурсий и проводила их для участников, писала сценарии. В 2015 году на Летней молодежной школе талантов меня привлекли к поиску потенциальных тьюторов. На этой МШТ я была одновременно и тьютором, и их координатором. После этого мероприятия я проходила трехмесячную стажировку в Университете Талантов. В марте 2016 года меня назначили координатором проекта «Hi-Po акселератор». А в сентябре 2017 году он перерос в программу индивидуальной продюсерской поддержки, руководителем которой я и стала.

За 4 года с нуля дойти до уровня руководителя направления в Университете Талантов – это дорогого стоит! Я понимаю, сколько всего еще предстоит изучить, попробовать, сделать. Поле задач Университета Талантов никогда не уменьшается. Этим и интересна моя работа. Для меня это большой профессиональный вызов, ведь здесь нужно соблюдать и управленческие функции, и быть разработчиком содержания программы, погружаться, быть в курсе всех трендов и изменений в образовании и экономике. Это, конечно, очень круто и сильно мотивирует меня. Особенно то, что мы можем открывать перед ребятами возможность применения своего таланта, пробовать себя, это самое классное! 

Главная функция программы продюсерской поддержки молодежи – обеспечить систему сопровождения талантов, чтобы она была доступной, понятной. Наша работа начинается с этапа приглашения молодого человека в Университет Талантов, продолжается сопровождением его до реализации намеченных целей и заканчивается его трудоустройством – тем, какую компанию он выберет для работы, или какой свой проект он хочет превратить в бизнес, или к какой проектной команде хочет присоединиться для реализации совместного продукта. Есть цикл действий, который мы обеспечиваем. Для них мы являемся трансляторами. Разработка индивидуальных программ развития студентов также находится в нашей компетенции.

Программа индивидуальных планов развития (ИПР) стартовала с сентября 2017 года, сейчас мы уже можем говорить о первых результатах.Систему диагностики прошли около 500 человек. Вместе с ними мы определили точки их развития. Сейчас у ребят начался новый учебный год, они поставили цели до нынешнего декабря. Главная задача ребят – определить и понять, куда двигаться дальше. Кто-то не знает, чего хочет, другие, наоборот, четко понимают, что, например, хотят победить на всероссийском этапе олимпиады, что ему нужны консультации по пошиву, актерскому мастерству. 

У меня тоже есть свой индивидуальный план развития. Я придерживаюсь тех же принципов, которые мы разрабатываем в Университете Талантов. Моя индивидуальная программа включает в себя постановку целей и компетенции для развития. Я выбираю те компетенции, которые нужны мне для достижения целей, в этом году я сфокусирована на компетенции «управление проектом под результат». И я понимаю, как это непросто, когда ты должен анализировать одну функцию методично день за днем. Также в моем ИПР есть перечень мероприятий, которые я должна посетить; результаты, которые я хочу достичь по критериям; есть список людей, с которыми я хочу познакомиться. Все то, о чем мы говорим с ребятами, я применяю и по отношению к себе.

Три года я была программным директором Молодежной школы талантов. Третья школа стала для меня особенной. На самой первой, зимней школе, у меня в голове был образ, к которому я хотела прийти. В 2018 году все идеи и мечты по поводу МШТ были реализованы, и вся команда поддержала меня. С профессиональной стороны это мой первый серьезный успех. Это большая мечта, ставшая реальностью. 

Университет Талантов для меня сегодня – это больше, чем работа, это мой стиль жизни.Видеть первые результаты студентов, которые они достигли благодаря Университету Талантов, – это очень здорово. Мы гордимся, например, что недавно поддержали 18 ребят при поступлении в Малый университет КФУ. Для них это было важно – получить доступ к знаниям, которого раньше не было.  

Мой профессиональный  личный наставник – исполнительный директор Университета Талантов Айдар Фаритович Акмалов.Тот смысл, который мы вкладываем в понятие наставничества, находит отклик в моем наставнике. Его поддержка чувствуется во всем: начиная от помощи построения индивидуального трека, заканчивая поддержкой принятия важных профессиональных решений. Во всех моих начинаниях, идеях, которые я реализую в Университете Талантов, этот человек поддерживает меня, направляет, всегда дает возможность развиваться во всем.  

Я поступила на магистерскую программу «Управление образованием» Высшей школы экономики». Она очно-заочная, требует очной учебы три раза в год. Моя магистерская программа связана с присвоением тех компетенций, которые мне нужны, поэтому очень сильно соприкасается с работой. В магистратуре обучение строится на проектной деятельности, где каждый из магистрантов работает над своим проектом. Мне повезло, что моя деятельность и образование, которое я получаю, совпадают.

Студенты Университета Талантов учат нас смелости, открытости, масштабности восприятия жизни и своих целей.Когда подросток горит тем, что будет изменять мир, и для этого будет создавать беспилотные самолеты, которые будут перевозить жителей Казани, невольно думаешь – «вот это масштаб!».

Для того, чтобы мечта стала реальностью, нужно работать методично, упорно, долго, уметь говорить себе «нет» в нужный момент, когда хочешь и того, и другого, уметь расставлять приоритеты. И никогда не сдаваться. Больше ничего не нужно. Работа – это и рутина, и обычные дела, и сложности, с которыми ты сталкиваешься. Но это часть одной системы, без которой мечты не исполняются. Конечно, нужно понимать, какую мечту ты хочешь исполнить. Если ты сам не знаешь, чего хочешь, то вряд ли к чему-то придешь. 

Помимо Университета Талантов и учебы, у меня очень много хобби.Я люблю заниматься спортом 3 раза в неделю, читать философские книги, триллеры, очень мечтаю попасть в «Архидети» на взрослый набор и научиться красиво писать шрифтовую иллюстрацию, встречаюсь с друзьями. Для того, чтобы успеть всюду, нужно планировать свое время, ставить приоритеты. Этому меня учит мой наставник. Я планирую свои дела еженедельно и ежедневно. 

 

Вадим Янгиров
инженер
Набережные Челны
Развиваю Казанский марафон и проект Школьной футбольной Лиги, возрождаю портал runners.ru
Директор Центра реализации спортивных проектов и вице-президент Федерации легкой атлетики Республики Татарстан
Еще в шестом классе я смело заходил к директору и предлагал организовать соревнования по лыжам или по футболу между классами. Эти организаторские способности потом помогли мне в жизни – доказательство тому «Казанский марафон».

В 9 классе я самостоятельно изучил создание веб-сайтов в интернете. Это был 2002 год, я занимался созданием сайта про легкую атлетику (www.runners.ru). Через три года он стал самым посещаемым сайтом по этому виду спорта в России. У меня нашлись партнеры, и мы вместе писали статьи. Четыре года я был членом Международной ассоциации спортивной прессы.

Заканчивая школу, я не догадывался, что организация спортивных проектов может стать профессией. Родители хоть и поддерживали мой спортивный интерес, но не воспринимали его всерьез и советовали получить профессию инженера и я поступил в Камскую государственную инженерно-экономическую академию.

В конце первого курса академии я понял, что хочу связать свою жизнь со спортом. Ко мне на помощь пришел председатель профкома нашего вуза – Рамиль Шамилевич Садриев. Он зарядил меня своим интересом к общественной деятельности, помог развиваться в разных сферах. За время студенчества я организовал фотоклуб, открыл фото и видео студию, впервые в Набережных Челнах провел фотокросс. На тот момент это был один из лучших профкомов в России.

Я пробовал работать на кого-то, но это ненадолго затянулось. Я хочу сам себе быть хозяином, но это не значит, что я хочу меньше работать. Всё потому, что работа для меня - не работа, а удовольствие. Я считаю, что каждый должен достичь этого, поэтому всегда задаю один и тот же вопрос своим сотрудникам: «Что бы ты делал, если бы тебе не нужно было ходить на работу?». За ответом идет следующий вопрос: «Почему ты не делаешь это сейчас?»

В 2013 году я уехал в Прагу, принял участие в марафоне и четко понял, что хочу заниматься проектами, которые связаны со спортом. Здесь я посмотрел и узнал, как всё организовывается, получил пару советов. До этого дня я не думал, что марафоны так популярны и поставлены на коммерческие рельсы в рамках государственно - частного партнёрства.

 Вернувшись, я загорелся идеей организовать свой марафон. В конце 2013 года я попал в «Кадровый резерв» и уже там продвигал проект «Казанский марафон». Эта идея заинтересовала Министерство по делам молодёжи и спорту РТ. И в 2015 году мы провели первый возрождённый Казанский марафон. 

В первый год у нас было 2 600 участников, второй год – почти 9 000, а в этом году Рустам Нургалиевич Минниханов поставил задачу – привлечь 20 000 участников.

Тогда же, в 2013 году мы с командой создали в Набережных Челнах школьную футбольную Лигу по принципу американских колледжей и школ. Все видели в фильмах, что у них это модно. Мы хотим сделать футбол модным и у нас: печатаем логотипы, ставим рекламные щиты по бортам, готовим трибуны болельщиков, школьники придумывают названия, готовят «кричалки», создаются фан-клубы. Всё по-взрослому: видео обзоры матчей, объявления составов команд. Дети волнуются, за месяц до игр готовятся. Это их занимает! Вместо того чтобы гулять по торговым центрам города, они собираются в школе, рисуют плакаты, репетируют «кричалки». Для меня это большая мечта – организовать Школьную футбольную Лигу на всю Россию. Но для реализации ее пока нет тяжеловесного коммерческого партнера.

 Сейчас мы открыли Центр реализации спортивных проектов «Новый спорт». Основные наши мероприятия – Казанский марафон и серия забегов, проект школьной футбольной Лиги и возрождение портала Runners.ru. Планов много, главное - держаться намеченного пути и правильно ставить задачи!

Адиля Назырова
Лицей №145
Казань
В 2018 году стала абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по технологии. Шла к этой победе три года, с каждым годом совершенствовала свои проекты и поднимаясь на одну ступень выше.
Абсолютный победитель Всероссийской олимпиады по технологии – 2018
Мой девиз – «Никогда не сдаваться». Когда устаешь или что-то не получается, пропадает желание продолжать начатое дело. Во время подготовки к олимпиаде тоже были моменты, когда хотелось все бросить. Мой девиз помогал мне идти дальше.  

Я с 6 лет проявляла интерес к рукоделию. В 5–6 классах учительница технологии Татьяна Александровна Власова научила меня азам шитья. Тогда я училась в школе № 170 г. Казани. В 7 классе я поступила в физико-математический класс лицея № 145 и увлеклась другими предметами, в том числе татарской литературой, победила в региональной олимпиаде по этому предмету. Однако через год мой интерес к шитью возобновился: я начала искать в Интернете информацию о моделировании, читала книги по швейному делу и сшила свое первое платье. В том году ученица 11 класса нашего лицея стала победителем Всероссийской олимпиады по технологии. Я все лето думала об этом соревновании, узнала всю информацию и в начале нового учебного года подошла к своему учителю по технологии с желанием принять участие в  олимпиаде по ее предмету.  

В этом году я стала абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по технологии.Я шла к этой победе три года, с каждым годом совершенствовала свои проекты и поднималась на одну ступень выше. В 9 классе я победила в республиканском туре, в прошлом году стала призером Всероссийского этапа олимпиады школьников по этому предмету.   

Я представила на олимпиаде инновационный проект «Играем вместе» по разработке одежды с детскими развивающими играми. Коллекция, созданная для проекта, состоит из 17 изделий на 4 модели: маму, папу, дочь и сына. Туда входят футболки, юбки, брюки, шорты, жилет, топ, обувь и аксессуары, в 4 из них вшиты развивающие игры. Юбка мамы представляет собой мини-игровой центр, в который входят три игры: «Игра-бродилка», «Занимательная математика» и «Веселая Азбука», способствующие развитию мелкой моторики рук, логического мышления и образного восприятия материала. В жилете папы также скрыты три игры: настольный футбол, «Инструменты» и «Тайны Вселенной», которые знакомят с названиями планет и инструментами, необходимыми мужчинам в быту. Топ дочери содержит в себе съемные элементы с играми «Шашки», «Кегли» и «Геометрический тетрис», а в жилете сына спрятана игра-приключение «Остров Сокровищ»: чтобы открыть сундук, находящийся на спине жилета, необходимо пройти квест, и найти ключ от замка. Кроме того, у каждой из моделей есть аксессуары, например, у мамы это сумка-домик с играми для развития ориентации в пространстве и ознакомления детей с правилами дорожного движения. В рюкзаке папы находится книга, развивающая логическое мышление, обучающая ребенка грамоте и счету. Сумка дочери легко превращается в скатерть-самобранку. В сумке лежат блюда татарской национальной кухни: чак-чак, вак бэлеш, талкыш кэлэве, очпочмак, кыстыбый, бавырсак и чайный сервиз, сделанные из фетра. С помощью этого набора дети могут изучить названия татарских блюд и правила этикета. Для сына я сшила мешок со снастями для рыбалки, которые я также смастерила сама. Во время игры в рыбалку дети узнают названия обитателей водных глубин, учатся различать морских и речных животных. Для использования достаточно разложить эту одежду и аксессуары на столе, на полу или на земле в парке.  

По приглашению Университета Талантов оперный певец и ведущий Руслан Закиров помог мне подготовиться к выступлению на олимпиаде. На региональном этапе мне порекомендовали улучшить свою презентацию. Я обратилась в Университет Талантов с просьбой найти эксперта, который поможет сделать мое выступление интересным, и так я познакомилась с Русланом Закировым. Благодаря работе с ним я смогла достойно представить свой проект на олимпиаде и заинтересовать жюри. Моя презентация была понятной и хорошо структурированной, а речь артистичной. Я еще никогда так хорошо не выступала. Одна я не смогла бы подготовить такую презентацию.  

Желание победить, амбициозность, целеустремленность, трудолюбие – вот что помогло мне достичь успеха. Если есть желание, можно сделать невозможное. Во время подготовки проекта для олимпиады у меня возникало много вопросов и проблем по пошиву. Например, для пошива футболок мне нужна была специальная швейная машина для трикотажа. Я договорилась с одним ателье и шила у них по 3–4 часа в течение нескольких дней. Мне очень нравилась идея проекта, желание воплотить ее было сильным, и оно подталкивало меня находить решения, разбираться с непонятными моментами и приобретать новые навыки. 

Швейную машинку мне еще в 5 классе подарила бабушка. Без нее ничего бы не получилось. Я постоянно что-нибудь шью на этой машинке. На любой праздник создаю для себя новый наряд. Иногда заканчиваю в 3 часа ночи, а в 6 утра встаю и иду на мероприятие. Моя прабабушка была профессиональной портнихой. Она днями и ночами шила одежду на несколько деревень, была умелицей. Возможно, я унаследовала ее талант. 

Если бы я создала свою линию одежды, она была бы выполнена в пестрых и ярких тонах. Некоторые элементы я бы позаимствовала у Dolce & Gabbana. Мне очень нравится одежда этого бренда: ее вычурность и многообразие цвета – это шикарно. Я не знаю, как можно создавать такую красивую одежду. 

Я думаю, что быть перфекционистом – это хорошо.У меня тоже есть это качество. Я отличница в школе, стремлюсь все сделать наилучшим образом, участвую в олимпиадах и по другим предметам. В этом году стала победителем регионального этапа олимпиады по татарской литературе и участвовала в международной олимпиаде по татарскому языку. Желание быть лучшей очень помогает во время создания проекта, оно помогло мне и в олимпиаде.  

Меня мотивируют конкуренция и мама. Мама с радостью принимает все мои идеи, поддерживает во время их реализации и показывает, как лучше поступить. Она мне очень часто говорит, что я молодец. В большей степени я благодарна именно ей, ведь  когда тебя никто не поддерживает, это очень трудно. А конкуренция подталкивает меня  каждый день становиться лучше.  

Даже если никто в тебя не верит, кроме тебя самого, можно достичь успеха. Отстраненность других вызывает обиду, из-за которой усиливаются настойчивость, желание победить и показать всем, что ты можешь. У меня тоже были такие моменты.  

Олимпиада отнимает много сил, но результат стоит того. Олимпиада по технологии длится одну неделю и состоит из нескольких туров, которые включают выполнение теоретических, практических заданий и защиту проекта. Теоретическая часть включает вопросы не только по моделированию, швейному делу и домашнему хозяйству, но и вопросы, связанные с физикой, историей, химией, биологией, литературой, экономикой. Был вопрос и про профессии будущего – мне помогли знания, полученные в Университете Талантов. Вся неделя проходит в напряженной обстановке, выдержать это нелегко. К концу олимпиады начинаешь думать: «На следующий год не буду участвовать». Но через год садишься делать новый проект, и те этапы, которые прошла в предыдущий раз, уже кажутся легче. «Корень учения горек, да плод его сладок» – это про олимпиаду. Нужно очень много работать, вкладывать в себя, побеждать лень. А тот, кто становится победителем, получает денежную премию, статус и поступление в вуз.  

Благодаря олимпиаде я могу поступить на бюджетное отделение любого профильного российского вуза без учета результатов ЕГЭ. Осталось только выбрать вуз. Я думаю на счет Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, на базе которого прошел всероссийский этап олимпиады по технологии. Казань тоже рассматриваю: в КФУ есть направление дизайна, где можно заняться дизайном одежды, и уезжать никуда не придется.  

Мой девиз — «Никогда не сдаваться».Когда устаешь или что-то не получается, пропадает желание продолжать начатое дело. Во время подготовки к олимпиаде тоже были моменты, когда хотелось все бросить. Мой девиз помогал мне идти дальше.  

Тимур Шайхутдинов
КНИТУ-КАИ
Казань
Впервые вышел снимать свадьбу в 14 лет, создал свою творческую студию, начал обучать профессиональных фотографов
Основатель творческой студии «Видимый свет», директор цветочной мастерской «Дари», руководитель отдела обучения сети фотошкол «Пикча», фотограф и видеограф
Без трудностей человек не станет сильным. Они появляются, когда ты начинаешь себя закалять и ставишь перед собой амбициозные цели.

Впервые я вышел снимать свадьбу на фотоаппарат «Зенит» в 14 лет.А вообще фотографией я занимаюсь с детства. Мой папа Марат Шайхутдинов был фотографом, работал оператором на канале «Россия», потом на «ТНВ». Я наблюдал за эволюцией фотографов. Их вначале было мало, и они были молодцами. Потом их стало много, и они перестали двигаться вперед, стараться, потому что и так вроде все нормально, фотографы востребованы.

Амбиции у меня были большие.Я понимал, что для реализации моих проектов, чтобы менять мир в лучшую сторону, все действия должны быть крупными, и мне нужна команда. Вначале мы были вдвоем с видеографомДенисом Матвеевым. Я проводил семейные фотосессии, снимал свадьбы, он занимался рекламными роликами и графикой. Потом мы с ним разошлись, и я начал искать своих соратников: потихоньку привлекал фотографов и видеографов. Сейчас у нас большая команда. Мы базируемся в «Видимом доме» – в здании исторического наследия на Дзержинского. В нем жил Лев Толстой, казанский губернский архитектор Фома Петонди. Там 600 квадратных метров творчества в виде кирпичей, пола и потолка. В этом году нашей студии будет 7 лет.

«Видимый свет» – единственная казанская студия, которая создает свои проекты. Все обычно ждут какого-то проекта и финансирования, а мы сами реализуем свои идеи. У нас всегда есть 3–4 проекта, которые мы сами спонсируем, сами ведем, и вы про них слышите. Это выставка «Видимая Казань», фотоклуб «2 ЭТАЖ». Скоро в «Видимом доме» начнутся квартирники.  Мы это делаем ради того, чтобы жизнь у всех была интересней.

Я и мои друзья, которые работают у меня в студии, фотографируем крупные события в городе.  Мы любим Казань, и нам кажется, что это довольно крутой город, в котором можно жить всю жизнь. Поэтому иногда мы творим безвозмездно, вкладывая большие деньги и усилия для того, чтобы наш город рос, процветал, и о нем узнало как можно больше людей. Я фотографировал Универсиаду, наша студия бесплатно освещала события Чемпионата Мира. За мою жизнь, скорее всего, в Казани больше не будет подобного рода мероприятия, как Чемпионат по футболу. Нельзя было упускать такую возможность.

Одна из моих целей – сделать Казань столицей фотографии в России. Я хочу, чтобы у нас были фотографы с мировым именем. Поэтому я создал фотоклуб «2 ЭТАЖ» для профессиональных фотографов, чтобы научить их фотографировать еще лучше. Мы собираемся каждую неделю, общаемся, разбираем новые темы. Я с высоты своей колокольни делюсь своим опытом. Учим работать со студийным светом, общаться с моделями, правильно позиционировать себя на рынке фотографии, строить композицию, формировать кадр, обрабатывать фотографии, правильно одеваться на съемку. Участники фотоклуба практикуются на втором этаже «Видимого дома». Скоро в Национальном музее Татарстана откроется выставка фотоклуба, позже мы проведем выставки в парках Казани.

Фотография формирует наследие.Это один из самых главных способов рассказать о том, что происходит в этом мире. Если у людей спрашивать, что они знают о мире, у них в головах всплывут фотографии и видео. Разные люди видят мир по-разному. Фотограф с помощью своих работ рассказывает окружающим о том, как он видит мир. А люди, смотря на его фотографии, расширяют свой кругозор и насыщаются.

Мне нравятся люди.Мой любимый жанр – портрет. Люди – это высшая раса на земле из известных нам. В людях заложено очень много всего. Каждый человек – это целый мир.

Меня вдохновляют цели, которые я перед собой поставил.Вообще, я вдохновляюсь от всего: от самого себя, от своей жизни, от своих переживаний, от девушек, даже от того, как шумит кофемашина.

Ни одного робота нельзя создать без творческой составляющей. Без этого он не сможет быть красивым. Мой братишка – ученый, и он вдохновляется группой Pink Floyd и различными фильмами. Ему помогает не только научная литература. Творчество присутствует во всем.

Чтобы стать профессионалом в области фотографии, для начала я читал много книжек. Сейчас уже 10 лет я ничего не читаю, беру информацию с помощью глаз, ушей, носа. Вот там ритм красивый, а здесь всего два фонаря, а на отражении на стекле их больше. Интересно наблюдать за походками, жестами разных людей. Такие вещи очень сильно помогают. Мне нравятся работы фотографов Алекса Уэбба, Дэвида Бэломера, Юры Трескова. Не то, чтобы я у них учусь, они просто делают крутые вещи.

Без трудностей человек не станет сильным. Они появляются, когда ты начинаешь себя закалять и ставишь перед собой амбициозные цели. Если идешь к своей цели, не сворачивая никуда, цель тоже чувствует, что ты к ней идешь, и вся вселенная начинает тебе помогать. Когда достигаешь цели, понимаешь, что теперь можно ставить любые другие цели. Когда перестаешь ставить цели, то перестаешь бороться за жизнь.

Когда ты идешь к успеху, значит, ты добился успеха.Движение – это и есть успех. Когда ты не просто радуешься достигнутому, а все время идешь к своей цели, что-то делаешь ради того, чтобы у тебя получилось, и наслаждаешься этим.

Нужно заниматься таким бизнесом, который тебе будет приятен.Бизнес нужно открывать не исходя из вопроса «На чем же можно зарабатывать?», а исходя из своих интересов. Возможно, начать зарабатывать сразу не получится. Чтобы выйти в ноль и плюс надо время. В это время ты будешь улучшать свой товар, и это должно тебя зажигать. Потом, когда это и деньги начинает приносить, это вообще здорово.

Мои бизнесы вышли не из бизнес-моделей, а из дела. Я хотел создать профессиональную студию, как в Европе – с крутым светом, с различными фонами, с циклорамой, а не локацию с большими окнами, как в других казанских студиях. И я ее сделал. Я заметил, что казанские фотографы не умеют толком работать со студийным светом, они привыкли фотографировать от окошка, и их надо научить. Вот я и открыл фотоклуб, где учу их.

Вести бизнес мне помогает опыт, полученный во время студенчества. Я был в студенческом совете факультета № 5 КАИ. Это институт радиоэлектроники и телекоммуникаций. Я был режиссером, двигателем всех мероприятий, научился взаимодействовать, управлять людьми. Еще помогает то, что у меня много друзей-бизнесменов. Мы с ними общаемся, дружим, они чем-то делятся, и я прислушиваюсь к их словам. Иногда экспериментирую: делаю какие-то неожиданные бизнес-ходы.

Мотивировать людей решиться – самого себя не уважать. Кто не хочет, пусть не решается, может всю жизнь в скафандре жить. Это эволюция такая: если человек решился, делает что-то, его слышно и видно, он добивается успеха. Если не делает, то о нем никто не слышит. Поэтому я лучше буду помогать людям, которые уже поняли, чего хотят. С такими людьми мне интересно общаться. Ты должен сам себя проверять и выяснить, что тебе нужно. Это может вызвать слезы, могут опускаться руки, но если свой талант не будешь показывать людям, «обкатывать» его, то не важно, насколько ты талантлив. Всегда надо действовать.

Я не верю в то, что у человека что-то не получается.Не получается сейчас, может получиться потом. Я не скажу человеку: «Ты лучше фотографией не занимайся». Если он будет продолжать делать – будет движение и результат.

Булат Курамшин
КФУ
Казань
Преподаю в химическом кружке в Лицее № 131 (г. Казань)
Медалист Международной олимпиады школьников по химии, двухкратный золотой медалист Менделеевской международной олимпиады, трехкратный победитель Всероссийской олимпиады школьников по химии
Моя история началась с «тройки» по химии. Я получил её в восьмом классе и меня это подстегнуло к усердной работе: я хорошо писал контрольные и участвовал в олимпиадах.

Когда-то я занимался в кружке по химии, решал сложные задачи. Благодаря этому опыту я трижды выигрывал Всероссийскую школьную олимпиаду.

Сначала я выиграл Всероссийскую олимпиаду, также прошел и внутреннюю олимпиаду: 20 победителей собрали на химическом факультете МГУ, где нас готовили и проверяли. В итоге на Международном уровне от России было четверо участников.

В школе мне помогали и меня поддерживали учителя химии Альфия Блигвардовна Хабибулина – директор нашего лицея, она ведет кружок по химии, и учитель химии ‒ Эльфия Рустямовна Сафонова, она направила меня в нужное русло, когда я еще только начинал изучать этот предмет.  

Сейчас я учусь на первом курсе и преподаю в лицее № 131, из которого выпустился год назад. Там веду кружок по химии, готовлю учеников к олимпиадам. Я уже знаю  материал за первый курс и за половину второго, поэтому этому сейчас у меня больше свободного времени, и я уделяю это время занятиям со школьниками. Также я занимаюсь научной деятельностью в лаборатории, ставлю эксперименты и нарабатываю навыки.

После окончания университета я собираюсь заниматься научной работой. Поступлю в аспирантуру и буду защищать диссертацию. Точно буду преподавать в школе, потому что считаю, что закладывать базу знаний важно именно со школы. Главное - чтобы в это время рядом был хороший учитель и наставник.

Я успешно закончил школу, и теперь хочется достичь успеха в университете и научной деятельности. Ученики, которых я готовил, хорошо написали предметную школьную олимпиаду – это тоже для меня показатель успех. Чтобы чего-то достичь, нужно быть усердным и старательным. Это один из элементов любого рецепта успеха.

Марат Мухамедьяров
КГМУ
Казань
Изучаю механизмы функционирования синапсов, работаю над разработкой генно-клеточного способа лечения болезни Альцгеймера
Доктор медицинских наук, доцент, начальник отдела международного сотрудничества КГМУ
С детства передо мной были примеры для подражания: Мама – врач, отец – инженер, бабушка была главным онкологом республики, прадедушка был министром здравоохранения РТ. Глядя на них, мне всегда хотелось добиться чего-то более значимого.

Я занимал первые места в школе на олимпиадах по химии, биологии, математике, географии. Нельзя сказать, что все было предопределено. В последние два-три года в школе я колебался, куда пойти. Но сделал выбор в пользу медицины, потому что в роду много медиков.

Профессия врача благородная, востребованная и серьезная. Правда, в итоге я сам не лечу больных – занимаюсь не практической, а фундаментальной медициной.

Уже с первого курса начал заниматься научной деятельностью. Работал в лаборатории на кафедре нормальной физиологии КГМУ, выступал на конференциях. Хотя красный диплом не был самоцелью, но я видел, что, если постараться, получится. Поэтому иногда лучше поднапрячься.

После шести лет обучения я планировал продолжать научную деятельность, оставаться в аспирантуре. Когда я только пришел на кафедру, это был первый курс, 97-ой год. Это было время почти самого развала в российской науке – сложное время, в стране не было денег, тем более на науку. В то время я решил пойти в науку во многом благодаря моему будущему наставнику, заведующему кафедрой нормальной физиологии КГМУ - Андрею Львовичу Зефирову. Наверное, благодаря таким людям, как он, российская наука выжила в те нелегкие времена.

Совместно с Андреем Львовичем, членом-корреспондентом РАН, мы изучаем механизмы функционирования синапсов. Синапсы - это контакты, которые обеспечивают передачу информации между клетками в организме, в первую очередь – между нервными клетками, а также между нервными к мышечными клетками. От эффективности передачи информации в синапсах зависят функции мозга и нервно-мышечной системы, и здесь же кроются причины многих болезней. Поэтому эта тема так актуальна. Мы как раз сейчас работаем над разработкой генно-клеточного способа лечения болезни Альцгеймера, одним из эффектов которого является влияние на функции синапсов.

 Мы разрабатываем генно-клеточный способ лечения на основе применения различных модификаций стволовых клеток. В данный момент мы подбираем наиболее эффективную конструкцию. Следующим этапом необходимо будет убедиться в том, что препарат безопасен и не оказывает побочных эффектов. После этого можно получить разрешение для начала клинических испытаний на пациентах.

На сегодняшний день у меня более 250 научных публикаций в центральной и международной печати. Более 50 статей, цитируемых в базе данных Scopus.

Большинство российских журналов не цитируются в базах Scopus и Web of Science. И если ученый хочет, чтобы работа дошла до научного сообщества и хорошо цитировалась, то надо публиковаться в иностранных англоязычных журналах. При этом надо не забывать о возможности сотрудничать с зарубежными коллегами, которые могут помочь в написании хорошей статьи.

Также важно, что в зарубежных журналах проходит серьезное рецензирование статей. Рецензенты довольно жестко оценивают каждую статью и могут отправить ее на доработку либо отклонить. Поэтому нужно правильно оценивать свои силы и подбирать для опубликования результатов научный журнал, соответствующий тематике и уровню исследований. Ну а в целом, если хорошая научная работа написана хорошим английским языком, то опубликовать ее в зарубежном журнале – не такая большая проблема.

В какой-то момент я понял, что хочу выйти за пределы своей лаборатории и сделать что-то полезное не только в научной сфере, но и для университета, для республики в целом. И теперь я являюсь заместителем председателя движения молодых ученых РТ.   

Мы проводим совещания, круглые столы, школы для молодых ученых, семинары, конкурс «Лучший молодой ученый». Периодически я читаю мастер-классы и лекции, например, как получить грант на проведение научных исследований. Потому что не все представляют, как, например, правильно написать заявку на грант, или какие вообще бывают гранты и зачем они нужны.

В какой-то степени я перфекционист. Мне хочется всё делать идеально. Но для этого нужно много времени: и в административной деятельности успеть, и в научной работе, и лекции прочитать моим студентам, и домой прийти не очень поздно. Это не так просто, но я стараюсь все свои дела делать хорошо. Иногда кажется, ничего не успеваешь, а потом смотришь отчеты, и оказывается, что сделано немало. И в этот момент радуешься.

Я не считаю себя самым успешным, есть более успешные люди. Но у меня есть цели, я знаю, куда стремиться – это и есть успех.