В этом году Камила Багавеева стала призером заключительного этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» по направлению «Новые материалы». О своей любви к химии, большом исследовании коррозии и об участии в программе «Сириуса» она рассказала в нашем интервью.
В школе нам задавали проекты с самого первого класса, поэтому можно сказать, что я занимаюсь этим уже несколько лет. Но более серьезно к проектной деятельности подошла только в 9 классе, когда стала подавать заявки на масштабные конкурсы.
Например, я приняла участие в смене «Гранты СИБУРа». Нефтегазохимическая компания СИБУР проводит ее для одаренных детей из регионов. Программа помогает развивать компетенции, отвечающие требованиям СИБУРа к «инженеру будущего», и готовит к поступлению в вузы на профильные направления.
Вместе с командой мы работали над кейсом «Новые реалии катализа». Нашей задачей стало найти замену катализаторам для нефтегазохимической промышленности. По результатам смены мы заняли первое место!
Разработку собственного большого проекта я начала на «Сириус.Лето: начни свой проект». Эта программа — отличная возможность для тех, кто не может придумать тему и не знает, как работать с проектом. Я обожаю химию, поэтому, когда изучала проектные задачи, выбрала тему, близкую к моей сфере интересов.
С ребятами из команды и наставником мы ездили в Лабораторный корпус Университета Талантов, где и готовили наш проект. Он называется «Исследование влияния криогенной обработки металлографическим методом на коррозионную стойкость стали 30ХГСА и на появление межкристаллитной коррозии алюминиевых сплавов».
В России ущерб от коррозии достигает около 3-4% ВВП страны ежегодно. Эффективным методом борьбы с ней является криогенная обработка металла, которая осуществляется при сверхнизких температурах. Она помогает продлить срок службы изделий и снизить затраты на их обслуживание и эксплуатацию.
Мы проверяли, как криогенная обработка влияет на коррозионную стойкость сплавов, и использовали температуру жидкого азота -196 ℃. Сначала брали образцы с криогенной обработкой и без, создавали коррозионную среду, ждали, пока появится коррозия, а после исследовали ее под микроскопом.
Мы узнали, как защищать свою разработку и отвечать на вопросы экспертов, а затем презентовали проект на республиканском этапе.
Этот же проект я отправила на «Большие вызовы». Подготовиться к конкурсу мне помогла трехдневная программа «Проектный коллайдер» от Университета Талантов. Мы работали над своими проектами, общались с экспертами и настраивались на заключительный этап, где нас ждало тестирование и собеседование.
Я сильно волновалась перед собеседованием, хотя в Университете Талантов мы разбирали вопросы, которые мне могут задать. Прямо во время интервью по техническим причинам у нас прервалась связь с экспертом. В этот момент я подумала, что у меня ничего не получится. Поэтому, когда узнала, что стала призером, не могла поверить. Все же очень приятно осознавать, что проект, над которым я работала весь учебный год, помог мне занять призовое место на всероссийском уровне.
Сейчас мое исследование завершено. Теперь я бы хотела разрабатывать проекты, связанные с высокомолекулярными соединениями. Это поможет мне понять, готова ли я связать свою жизнь с этой сферой после окончания школы.
После заключительного этапа меня пригласили на образовательную проектную программу «Большие вызовы» в «Сириус». Поначалу было непросто: я не ожидала такого активного темпа работы. Все дни напролет мы находились в инновационных лабораториях, а после занимались самостоятельно, готовились к предзащитам. Еще было важно наладить взаимоотношения с командой, ведь конечный результат зависел от наших общих усилий.
Наш проект для компании СИБУР получил название «Умные композиционные материалы с перестраиваемой полимерной матрицей». Умные полимерные материалы в настоящее время могут совершить революцию в различных областях промышленности — все благодаря их способности изменять свои свойства под воздействием внешних факторов. Под руководством наставников мы исследовали витримеры — новый класс полимеров. Они обладают эффектом памяти, адаптивностью и способностью к самовосстановлению.
Проектная деятельность помогает развить навыки, которые пригодятся в будущем — например, на защите курсовых и дипломных работ, диссертаций. Также это возможность изучить то, на что нет ответов в интернете и других общедоступных источниках, создать что-то уникальное и сделать мир лучше. А еще дипломы призеров и победителей проектных конкурсов — хороший вклад в портфолио, которое пригодится при поступлении в вуз.
Всем, кто хочет добиться успеха в проектной деятельности, я советую не расстраиваться, если что-то не получается. Когда я начинала работать над проектом, то сама не до конца разбиралась в теме. Но глубже изучив ее, я смогла стать призером «Больших вызовов». Задавайте вопросы наставникам, общайтесь с командой — поддержка единомышленников в этом деле очень важна.