В июле в Образовательном центре «Сириус» завершилась программа «Большие вызовы», в которой приняла участие и Арина Кузьмина — призер заключительного этапа одноименного конкурса. В интервью Арина рассказала о своем проекте и прохождении всех этапов «Больших вызовов».
Мой проектный путь начался после 6 класса, с поступления в Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ).
В лицее есть направленность на разработку проектов, с нами на постоянной основе работает методист по проектной деятельности. К тому же, я учусь в «Газпром-классе», где мы получаем опыт исследовательской работы совместно с учеными, участвуем в мероприятиях от компании — слетах, фестивалях и олимпиадах.
В 10 классе я разработала проект «Синтез азотсодержащих соединений — потенциальных ингибиторов коррозии». Моим наставником стала Роза Геннадьевна Тагашева — доцент кафедры «Технологии основного органического и нефтехимического синтеза имени профессора Г.Х. Камая» КНИТУ, кандидат химических наук.
На сегодняшний день сильно страдает добыча и транспортировка нефти и газа из-за коррозии и ее продуктов: было много случаев утечки и отравления окружающей среды. А починка оборудования и его замена стоят дорого. Поэтому необходимы ингибиторы, которые замедляют и предотвращают процесс коррозии. Чем шире линейка ингибиторов, тем более подходящую под индивидуальные условия трубопровода ингибиторную композицию можно подобрать.
Я ставила несколько вариантов синтеза, но результат принес только последний. Он дал хороший продукт, который потенциально может обладать свойствами ингибитора. И, поскольку я всей душой болею за свой проект, то решила отправить его на разные конкурсы, в том числе и на «Большие вызовы». Этот конкурс — отличная возможность для продвижения, не подать заявку было бы большой ошибкой.
Подготовиться к конкурсу мне помогла программа «Проектный коллайдер» от Университета Талантов. Это были очень активные три дня: мы общались с экспертами, слушали лекции, дорабатывали проекты. Благодаря этому на республиканском этапе конкурса я стала призером в направлении «Новые материалы» и прошла на заключительный.
Заключительный этап «Больших вызовов» проводится в два этапа:
- Тестирование было несложным, все задания оказались решаемыми.
- Собеседование. С экспертом — Сорокой Людмилой Станиславовной, кандидатом химических наук и доцентом «Отделения химической инженерии» Томского политехнического университета — мы общались около получаса. Она дала мне ценные советы по проекту.
Конечно, я очень волновалась перед защитой и думала, что не пройду дальше. Главное, о чем стоит помнить во время выступления — эксперты тоже люди, которые могут уставать. Поэтому я просто всем советую улыбаться — это всегда поднимает настроение. Рассказывайте о своем проекте, будто выступаете в очередной раз перед своим научным руководителем, и делайте это с воодушевлением.
Когда я увидела себя в списке призеров заключительного этапа, это принесло мне внутреннее ощущение уверенности в себе. Я поняла, что не хуже других и не зря столько работала.
Как призер, я отправилась на научно-технологическую проектную программу «Большие вызовы» в Образовательный центр «Сириус». Я даже не ожидала, что проектная деятельность займет там большую часть времени. Но сейчас понимаю, что так было нужно.
Самое главное на таких программах — это люди. У нас было потрясающие кураторы! А с преподавателями мы были «на одной волне», хотя ранее они не взаимодействовали со школьниками и впервые участвовали в «Больших вызовах», как и большинство участников нашей команды. Преподаватели признались, что тоже переживали, но звезды сошлись, и все прошло удачно!
Всего в нашей команде было 9 школьников. Совместно мы трудились над проектом «Полимер для натрий-ионных аккумуляторов — безопасный гибкий электролит». Каждому из нас досталась своя роль. Мне — химик-аналитик, другим — инженер-технолог, химик-технолог, инженер-тестировщик и т.д. У всех ребят разные сферы интересов. Возможно, учиться вместе нам бы не удалось, но вот работать в одной команде было комфортно. Например, я совсем не разбираюсь в компьютерах и IT. У нас были ребята, которые взяли это на себя — делали презентацию и сайт с учетом пожеланий остальных членов команды.
В итоге мы разработали аккумулятор, который работает на ионах натрия и содержит в себе полимер в качестве электролита. Он имеет ряд преимуществ над жидкостными и литий-ионными аккумуляторами, поскольку делает запас энергии более дешевым и безопасным процессом.
Впереди у меня 11 класс, который я посвящу подготовке к ЕГЭ. Но, если получится, снова подамся на «Большие вызовы». В дальнейшем я очень хочу продолжать проектную деятельность. Ведь с каждым новым проектом я лучше понимаю производственные процессы, с которыми, возможно, в будущем придется работать.
Если вы хотите, чтобы ваша разработка стала успешной, найдите себе наставника и заручитесь его поддержкой. Также посещайте специальные программы — например, тот же самый «Проектный коллайдер». Вы сможете увидеть выступления других ребят, оценить их уровень подготовки и понять, как можно развивать собственный проект с помощью конкурсов.