В этом году участница Лидерской программы Университета Талантов Лина Гумирова стала победителем заключительного этапа конкурса «Большие вызовы», сдала ЕГЭ на высокие баллы, а теперь планирует связать свою жизнь с наукой. О своем проекте, подготовке к экзаменам и выборе дальнейшего пути Лина рассказала в нашем интервью.
В школе мы начали сдавать готовые проекты еще в 4-м классе. С каждым годом я набиралась опыта, а в старших классах заинтересовалась научной деятельностью и стала углубленно изучать биологию. Так и началась моя любовь к проектам!
В конце 2022 года я наткнулась на анонс Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» в сообществе Образовательного центра «Сириус» в социальных сетях. Прием заявок заканчивался в феврале, и у меня было всего 2-3 месяца, чтобы придумать тему и разработать проект.
Тему выбирала долго, ведь хотелось сделать что-то уникальное. Металась от психологии до молекулярной биологии, но в итоге остановилась на ботанике. Мне было важно провести эксперимент в домашних условиях. Ведь я училась в Физико-математическом лицее №145 г. Казань — необходимого оборудования там нет, а изучению биологии уделяют не так много времени. Знакомых в лабораториях Казанского федерального университета или других вузов у меня тоже не было. Поэтому исследование проводила своими силами, используя подручные средства.
Мой проект назывался «Влияние растворов клеточных соков горчицы и чистотела на развитие ростков томатов». Я исследовала, насколько вещества, содержащиеся в клеточных соках горчицы и чистотела, влияют на всхожесть, длину, развитие томатов, решают ли они проблему избыточного использования пестицидов и удобрений. Выяснилось, что при применении органического раствора на корнях растений образуются бактерии, которые действительно увеличивают доступность питательных веществ и плодородие.
Прошла на заключительный этап, но на собеседовании мне не хватило всего полбалла. В этом году решила закрыть гештальт и вновь подала заявку на «Большие вызовы». В рамках направления «Агропромышленные и биотехнологии» участвовала с тем же проектом, только поменяла томаты на баклажаны и заново провела эксперимент.
Проект я делала одна, у меня даже не было наставника. Единственное — школьный учитель помог достать предметные стекла и микроскоп. Наверное, поэтому особенно ценной для меня стала программа «Проектный коллайдер» Университета Талантов. На ней я несколько раз защищалась перед экспертами, прислушивалась к их замечаниям и вносила правки — это и сыграло главную роль в моем конечном результате.
Тестирование на заключительном этапе прошла с отрывом в полбалла от проходного. Ожидала, что баллы будут выше, но все равно была очень счастлива! К собеседованию готовилась тщательно: выписывала ответы на возможные вопросы, перечитывала свою работу, прогоняла выступление. В итоге оно длилось минут семь, а вопросы были самые простые — о чем проект, какую проблему решает, какая моя роль в нем? Я получила максимальный балл на собеседовании и стала победителем заключительного этапа «Больших вызовов». Хотя думала, что буду в конце списка участников!
Жаль только, что победителей, окончивших в этом году 11-й класс, не берут на образовательную программу «Большие вызовы», ведь я так хотела туда попасть! В программе могут участвовать только школьники 8-10-х классов. Значит, буду пробовать поступить в магистратуру в «Сириус»: пока не закрою гештальт, не остановлюсь! Благодаря победе в конкурсе я поняла, что нужно всегда идти до конца.
Проектная деятельность развивает критическое мышление, расширяет кругозор, знакомит с людьми. Пока готовишь проект, узнаешь много нового — и в своей области, и в смежных. А когда слушаешь выступления других участников, удивляешься, сколько всего интересного в нашем мире, и вдохновляешься на новые проекты.
Я активно участвую в других конкурсах и олимпиадах. Например, трижды становилась полуфиналистом конкурса «Большая перемена». До финала не дошла, но зато получила ценный опыт и завела новые знакомства.
Этот учебный год выдался особенно насыщенным. Я участвовала в программе «Сириус.Лето», где вместе с командой разработала проект «Получение генетических конструкций для нокаута гена PD-1 в Т-лимфоцитах с помощью системы CRISPR/Cas9». Он направлен на лечение онкологии.
Стала призером Всероссийской Сеченовской олимпиады школьников, олимпиады «Физтех», турнира им. М.В. Ломоносова по биологии, а также регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Раньше мне постоянно не хватало одного балла до регионального этапа, но в 11-м классе это наконец-то случилось. На ВсОШ я защищала тот же проект, что и на «Больших вызовах». Только я его немного преобразила, устремила в экологическую сферу. Проект получил хорошую оценку.
Еще занимаюсь волонтерством — в этом году являюсь волонтером БРИКС на соревнованиях по плаванию, в том числе синхронному, и прыжкам в воду. Получаю ценный опыт взаимодействия с людьми и практикую английский язык — на играх много иностранцев.
В этом году я сдавала ЕГЭ — базовую математику, русский язык, химию и биологию. Когда в 7-м классе я поступила в физико-математический лицей, то еще не знала, в какой области хочу развиваться. Сам лицей хороший, но там идет упор на математику и физику, а я поняла, что мне интереснее изучать биологию и химию. К ЕГЭ по этим предметам пришлось готовиться самостоятельно или в онлайн-школах. Плюсом стало регулярное участие в олимпиадах.
В течение всего 11-го класса я была уверена, что буду поступать в Институт медицинского образования НМИЦ им. В.А. Алмазова в Санкт-Петербурге. Это инновационный университет, который открылся сравнительно недавно. Бюджетных мест там не так много, даже без вступительных экзаменов могут поступить призеры и победители далеко не всех олимпиад.
Я участвовала в олимпиаде «Высшая проба» и думала, что как призер поступлю в вуз без вступительных экзаменов. Опасно было на это надеяться — в марте пришли результаты, до призерства мне не хватило всего одного балла! Пришлось в экстренном порядке готовиться к русскому языку — рассчитывала баллов на 80, но получила 91.
По биологии еще неизвестны результаты, а вот по химии набрала 97. За базовую математику получила «5». Я даже прохожу на бюджет в вуз своей мечты, но недавно поняла, что медицина — все-таки не мое. Мне ближе молекулярная биология и генетика.
Теперь в планах — поступление в Новосибирский государственный университет. Я считаю, там самый сильный биофак в стране — он находится в Академгородке, где много научно-исследовательских центров, сильный преподавательский состав, новый кампус и хорошие условия. Студенты НГУ действительно устремлены в науку. Возможно, и я свяжу свою жизнь с наукой!
Я сравниваю жизненный путь человека с катанием на лыжах. Представь: ты зимой на лыжной базе, едешь по лесу, а вокруг — красота, птички поют, солнце светит. Иногда тебе попадаются возвышения — на них сложно и долго подниматься, но ты все равно это делаешь. Ведь это и есть твоя цель.
Дальше тебя ждут спуски — р-р-раз и вот ты уже внизу! Да, поражения всегда проще получить, чем достичь своей цели. Но и от них можно что-то взять. В Университете Талантов мне однажды сказали: «Неидеальное действие лучше идеального бездействия». Я с этим полностью согласна.
Пока ты едешь по лесу, важно смотреть по сторонам. Это значит, что когда ты идешь к цели, не зацикливайся только на ней. Смотри на окружающих людей, перенимай опыт, расширяй кругозор. Да и просто не забывай кайфовать от каждого мига, ведь жизнь так хороша!