DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Софья Сенченкова: «Чтобы стать победителем олимпиады, нужно искренне интересоваться предметом»

Софья Сенченкова: «Чтобы стать победителем олимпиады, нужно искренне интересоваться предметом»

Студентка Университета Талантов Софья Сенченкова — амбассадор языков. Она стала победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по итальянскому и призером по русскому языку. Теперь учится в Высшей школе экономики, преподает итальянский и помогает школьникам становиться победителями олимпиад. В нашем материале Софья поделилась своей историей успеха и советами по изучению иностранных языков.

В итальянский язык я влюбилась с самого первого дня изучения. Мне близка культура, ценности, музыка и кухня Италии. Сам язык очень звучный, выражающий много разных эмоций. Сначала занималась самостоятельно, а потом в казанской школе «СОлНЦе», где я училась, появилась преподавательница итальянского языка, Наталья Александровна, и организовала кружок. Когда перешла в лицей №131, начала совершенствовать язык с репетитором. 

Изначально я не думала про олимпиады, но когда узнала про такую возможность, решила попробовать свои силы. В итоге стала победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по итальянскому языку.

Заключительный этап ВсОШ по итальянскому языку, г. Нижний Новгород

Со временем у меня возникло большое желание делиться своими знаниями. Я попробовала себя в преподавании ещё в 9 классе, когда уже уверенно чувствовала себя в итальянском. Сначала занималась с членами своей семьи — сестренкой и родителями. Позже это переросло во что-то большое: я начала изучать методику преподавания и разбираться, как правильно преподносить иностранный язык. 

Преподаю уже три года. У меня есть опыт и даже собственные материалы, но и без ошибок не обошлось. Однако я всегда стараюсь их прорабатывать. Например, когда я сама начала изучать новый для себя язык — немецкий, то поняла, с какими трудностями сталкивается ученик при изучении иностранного языка. Это помогло мне лучше доносить знания.

Начинать изучение любого языка нужно с постановки целей и определения мотивации. Спроси себя вслух: «Зачем я хочу учить язык?». Запиши ответ, чтобы в минуты отчаяния у тебя был огонечек, который будет сопровождать на протяжении всего пути и напоминать, для чего ты это делаешь. Следующий шаг — поиск грамотного преподавателя, который будет заинтересован в твоих достижениях.

У меня есть выработанная формула успеха. В ней пять пунктов:

1. Искренне интересоваться предметом. Не заставлять себя, потому что «надо», а действительно хотеть выучить язык. 

2. Окружить себя единомышленниками. Если в твоем окружении будет хотя бы пять человек, которые интересуются этим предметом и с которыми вы делитесь находками, процесс изучения будет протекать быстрее. 

Конечно, круто, когда есть возможность общаться с носителями. Но можно поехать в страну и вообще ни с кем не говорить. Среда, где есть увлеченные люди, тоже очень помогает. 

Я очень благодарна команде сборной Республики Татарстан по итальянскому языку: у нас был постоянный обмен информацией и новыми словами. 

3. Заниматься регулярно. Регулярность для меня не равно высокая эффективность. Занятия не должны тебя выматывать. Лучше учиться каждый день, но дозированно. Грамотно распределяй нагрузку.

4. Чередуй форматы и развивай насмотренность. Используй стикеры и карточки со словами, слушай музыку на иностранном языке, смотри обучающие ролики на YouTube. 

Итальянская музыка очень известная, она часто на слуху. Можно разобрать и перевести песни, а при прослушивании вспоминать, о чем поется в композициях. Также для себя я отмечаю мультфильмы — есть хороший перевод «Маши и Медведя». Можно посмотреть фильмы сильных итальянских режиссеров. Недавно вышел фильм «Рука бога», а еще советую кино 80-90-х годов — например, фильмы Фредерико Феллини, где играет Марчелло Мастроянни. 

У итальянской культуры богатое наследие. Может быть, где-то лексика покажется новой, но ее не стоит бояться, просто включай титры на итальянском.

5. Не зацикливаться на одном предмете. Лучше развиваться в нескольких сферах деятельности. Например, помимо учебы и участия в олимпиадах, иметь хобби — танцы, рисование, пение и т.д. 

Я, например, занимаюсь танцами и, помимо итальянского, увлекаюсь другими языками: ивритом, немецким, финским. Это нужно для того, чтобы в случае провала в одной сфере у тебя были точки опоры.

На заключительном этапе ВсОШ по русскому языку я стала призером. Это интересный предмет, но олимпиада мне тяжело давалась. Чтобы стать победителем ВсОШ по русскому, школьной программы недостаточно. На заключительном этапе много заданий на эрудицию, этимологию слов, историю языка. Я ездила на сборы от Республики Татарстан, погружалась в среду ребят, которым это интересно, мы друг от друга черпали энергию. 

От итогов ВсОШ зависело мое поступление. Я хотела на направление «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» в Высшую школу экономики. Победители и призеры заключительного этапа ВсОШ по русскому языку и математике имеют право поступить туда без вступительных экзаменов. И у меня все получилось!

Заключительный этап ВсОШ по русскому языку, г. Волгоград

За год обучения в ВШЭ я убедилась, что это современный вуз, где преподают интересные лекторы. Мы не учимся по старым учебникам: наши преподаватели сами готовят материалы и взаимодействуют с аудиторией. Но больше всего меня зацепила программа.

Мое направление находится на стыке двух наук — программирования и лингвистики. Там, где они пересекаются, возникают онлайн-переводчики, голосовые помощники — например, Алиса от «Яндекса». Если с лингвистикой я знакома и знаю, чего ожидать, то программирование — что-то новое, но не менее интересное. Мы изучаем программирование на Python — это очень востребованный язык.

Сейчас много подобных объединенных программ. Здорово, что можно попробовать и то, и другое и понять, нравятся тебе оба направления или что-то одно.

Про Университет Талантов я узнала примерно в 2017 году, когда в школе учитель раздал нам брошюры. Зашла на сайт, узнала про поддержку для школьников и подала заявку. Уже летом я поехала на выездную Молодежную школу талантов (МШТ). 

В Университете Талантов я развила свои надпредметные компетенции, познакомилась с мотивированными ребятами и получила финансовую поддержку. Университет оплатил выездные школы по русскому и итальянскому — это помогло в дальнейших моих достижениях.

Мы живем в быстро меняющемся мире, поэтому я не люблю строить планы. Однако глобальные цели все же есть — закончить учебу в университете, пройти стажировку, устроиться на работу в «Яндекс». Думаю попробовать получить второе высшее образование в области биологии. Скорее всего, направление будет связано с фармакологией. Мне интересна разработка лекарств. А еще планирую перейти от преподавания к созданию собственного бизнес-проекта, который помогал бы школьникам с языками и олимпиадами.

Всем, кто хочет достичь успеха, советую делать так, как чувствуешь, и не идти против своих чувств и желаний. Наш мозг хитро устроен, он часто знает, как нужно поступить в конкретной ситуации. Важно заботиться о своем ментальном здоровье — прорабатывать проблемы, а не копить их. В сборной по итальянскому был психолог, я к нему обращалась — это нормальная практика. Успешные люди много работают над своим внутренним миром, они уверенные в себе, стрессоустойчивые и решительные, их нелегко сломить. Это именно те качества, которые нужно в себе развивать.