DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Взаимосвязь сердца и мозга: что выяснили талантливые биологи со всех уголков Татарстана

Взаимосвязь сердца и мозга: что выяснили талантливые биологи со всех уголков Татарстана

Итоги зимней профильной программы «Сердце и мозг - что между ними общего?»

29 января закончилась зимняя профильная программа направления «Наука» Университета Талантов. Она собрала 50 учеников с 15 районов Татарстана: Арского, Альметьевского, Агрызского, Актанышского, Менделеевского, Зеленодольского, Нижнекамского, Елабужского, Пестречинского, Новошешминского, Ютазинского, Буинского, Заинского, Высокогорского, Челнинского, а также из Казани.

Попасть на программу «Сердце и мозг - что между ними общего?» было сложно. Нужно было показать все свои достижения по биологии за последние пару лет, а также приложить оценки из школьного дневника и написать мотивационное письмо. В нем школьники рассказали, что знают о нейробиологии и обосновали свое участие в профильной программе. 

На программе у юных биологов была уникальная возможность погрузиться в научную среду и побыть настоящими исследователями. Кроме того, ребята на учебной площадке получили хорошую базу в сфере нейробиологии, а многие даже решили для себя, что будут продолжать заниматься наукой в области мозга. Школьники изучили основы электрических процессов в организме человека. Учащиеся также получили знания о формировании электрической активности сердца, мозга, мышц, приобрели опыт регистрации и анализа электрокардиограммы, электромиограммы и электроэнцефалограммы у человека. 


Программу разделили на две части: дистанционную и очную. Во время перво участники получили теоретические знания и регулярно проходили тестирование по пройденному материалу. На очной части программы школьники полностью изучили работу сердца человека, возбуждение нейронов центральной нервной системы. Обучение проходило в формате лекций, семинаров и лабораторных занятий. Программу разделили на три модуля:

  • Физиология возбудимых тканей – лекционный курс;
  • Физиология сердечно-сосудистой системы – лекционный курс и лабораторные работы;
  • Физиология центральной нервной системы – лекционный курс и лабораторные занятия.

Светлана Сорокина (абсолютная отличница по всей программе, набрала максимальные 100 баллов), ученица 10М класса, «Гимназия №139 - Центр образования», Казань:

- Я узнала на практике много нового о своей будущей профессии нейрохирурга. Мы научились сами проводить значимые для обследования людей регистрацию ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ Я занималась разработкой проекта по тематике болезни Альцгеймера. Этот проект основывается на опросах людей. Я получила ценный опыт и готова двигаться дальше к своей мечте - стать профессиональным нейрохирургом. Я благодарна Университету Талантов за организацию такой интересной профильной программы, ведь ее атмосфера очень заряжает: здесь собраны самые замечательные дети Татарстана и потрясающие педагоги.


Большое внимание на очной части уделили семинарским и лабораторным занятиям. Школьники своими глазами увидели работу многих явлений, происходящих в организме человека. Например, узнали про влияние физических нагрузок различной мощности на показатели сердечно-сосудистой системы, исследовали выраженность симпатических влияний на сердечно-сосудистую систему при проведении ортостатической пробы. 

Школьники познакомились с электрокардиографией, спектральным анализом ЭЭГ и узнали, как эмоции влияют на активность нашего мозга. Любопытно, что все работы ребята провели как настоящие исследователи – оформили данные и представили их перед кураторами и педагогами программы. Некоторые участники занимались собственным проектом, применяя полученные знания на программе для его развития.

Милена Шайдуллина, 8 класс, «Уруссинская школа №3»:

- Мне нравится физиология, поэтому шла на программу с лучшими ожиданиями. Здесь я получила много опыта и разных навыков. Конечно, эмоции были разные – мне бывало и грустно, когда у меня не получалось правильно оформить нужный доклад для сдачи работ. Но в итоге все закончилось благополучно: я все сумела сделать!

Кураторы и педагоги программы – настоящие профессионалы своего дела. Они прекрасно разбираются в биологии и любят эту науку. Разработчик и педагог программы, доктор биологических наук, профессор кафедры нормальной физиологии Казанского государственного медицинского университета, соучредитель и заместитель генерального директора «Центра ранней диагностики нейродегенеративных заболеваний», являющегося участником Сколково, - Разина Рамазановна Нигматуллина. В качестве педагогов на программе также выступили аспирант кафедры биоэкологии, гигиены и общественного здоровья Института фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета Татьяна Сурнина и аспирант кафедры нормальной физиологии Казанского государственного медицинского университета, врач-отоларинголог Алексей Безбрязов.


Разина Рамазановна Нигматуллина, разработчик и педагог программы:

- В зимней профильной программе мы глубоко погрузили школьников в основы возбудимости клеток нашего организма и того, как работают мембраны клеток, мембранные каналы. Материал сложный, но для детей уровня призеров и победителей олимпиад по биологии он подходит. Уровень школьников разный, но мы дали возможность всем увидеть горизонты науки и попытаться овладеть новыми знаниями. В результате тестов и контроля мы определили уровень всех детей в конце программы: они хорошо усвоили пройденный материал. В этот раз мы сделали акцент на глубокое освоение фундаментальных основ биологии и физиологии. Также научили ребят исследовать мозг и сердце человека. Они сумели поставить цели и задачи исследования, описать, провести их и сформулировать выводы. Я горжусь, что на нашей программе были такие талантливые школьники! Кстати, объединяет сердце и мозг общность электрических процессов, которые возникают на мембранах кардиомиоцитов и нейронов.И это мы вместе с ребятами тоже выяснили!

Отдельно на программе участников знакомили со спецификой обучения в медицинских университетах. Многие ребята мечтают в будущем стать врачами, поэтому им было необходимо услышать всю важную информацию для поступления и обучения. Для этого организовали встречу в Zoom с руководителем отделения довузовского образования Казанского государственного медицинского университета Юлией Пуховой.


На этой программе участники начали готовить несколько проектов, в разработке которых им продолжают помогать преподаватели. Дальше школьники выступят с ними на Всероссийском научно-исследовательском конкурсе проектов «Большие вызовы». Летом снова состоится профильная программа «Сердце и мозг - что между ними общего?», где юные биологи уже более детально займутся проектной работой.

Дания Загидуллина, 
Медиалаборатория Университета Талантов