DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Как привить ребенку тягу к знаниям

Как привить ребенку тягу к знаниям

Советы и мнения

Многие родители сталкиваются со схожими трудностями при воспитании детей: у ребенка проблемы с успеваемостью, он ленится учиться или вовсе ничего не хочет и уделяет мало времени учебе. Мы в Университете Талантов считаем, что первостепенную роль в формировании личности и развитии ребенка играют именно родители. Кто, как не они, способны понять своего ребенка, увидеть его сильные стороны и зоны роста, помочь найти свое место в жизни? В этом материале мы собрали советы, которые помогут вам привить своему ребенку тягу к знаниям и развитию.

Тяга к активности зарождается в детстве

Кандидат педагогических наук Маргарита Крайникова считает, что в сложных ситуациях, прежде всего, родитель должен стать примером для ребенка:

- Самой большой проблемой представляется то, что ребенку «ничего не интересно». Значит, задача родителей – найти такое занятие, от которого у вашего сына или дочери загораются глаза, и принять участие в его любимой игре. Я имею в виду игру в широком смысле этого слова – как способ познания жизни. В вашем лице ребенок должен видеть человека, увлеченного своим делом. И чем раньше это случится, тем проще вам будет в будущем. Для развития порой достаточно небольшого толчка, затем оно продолжится с вашей минимальной поддержкой.

Причина пассивности ребенка, чаще всего, заключается в том, что в раннем детстве ему было отказано в получении знаний. Вспомните – маленькие дети всегда задают много вопросов, интересуются всем подряд и изучают мир. Если родитель в какой-то момент перестает отвечать на эти вопросы, для ребенка закрывается главный доступ к знаниям. Когда он в следующий раз захочет что-то спросить, то будет помнить, что не получил ответа в прошлый раз, поэтому желания что-то узнавать будет все меньше и меньше.

Основа развития лежит в мотивации

Мотивация бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешняя – это когда стимул приходит от окружающей среды (новый телефон за все пятерки в году), а внутренняя – когда человек стремится достичь целей, которые он ставит себе сам (хочу поступить  на бюджет).

У маленького школьника превалирует внешняя мотивация: он хочет быть похожим на родителя, на педагога, хочет получить подарок за старания. Позже, в подростковом возрасте, ребенок начинает искать свое место в жизни, и на первое место встают внутренние стимулы. Таким образом, чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению, на ранних этапах нужно поощрять его достижения и помогать разбирать причины неудач, а в более взрослом возрасте – помочь сформулировать жизненные цели и возможные пути развития.

Важно помнить, что неправильный подход к мотивации может негативно сказаться на воспитании ребенка. Если в детстве вы постоянно будете мотивировать его различными благами, то ребенок будет стремиться достичь успеха самым быстрым, а значит самым простым, а зачастую нечестным способом – списать, вырвать страницу из дневника, купить домашнее задание и так далее. В этом случае целью ребенка будет получение не знаний и навыков, а благ.

Лучшая мотивация – личный пример

- Подумайте, уважаемые родители, являетесь ли вы более интеллектуально и нравственно развитыми, чем современные школьники и студенты? Был ли у вас интерес к учебе, казались ли вам знания ценностью? Если нет – то вам придется очень постараться, чтобы ребенок не пошел по вашим стопам, – отмечает Маргарита Крайникова

Действительно, если у родителей нет хобби и интересов, если они сами не развиваются, то ребенку неоткуда взять положительный пример стремления к большему. Считается, что если ребенок будет видеть ваш неподдельный интерес к обучению и развитию, то он обязательно захочет последовать вашему примеру. К тому же ваши увлечения могут создать в доме атмосферу, располагающую к учебе. Ребенок может получать знания не только из уроков в школе. Помимо лекционного формата существуют походы в музеи, совместный просмотр научно-популярных фильмов, домашние эксперименты, чтение специализированной литературы. В некоторых случаях вы даже можете взять ребенка с собой на работу – профориентационная деятельность очень интересна и полезна для детей. 

Участвуйте в жизни своих детей Ребенку в любом возрасте важно чувствовать поддержку родителей и знать, что, при необходимости, ему помогут. Помогайте своим детям с трудными заданиями, интересуйтесь тем, что происходит в их жизни, развивайте их хобби. Ваше участие в жизни ребенка помогает ему найти то, что ему нравится, в чем он может развиваться. Также важно поощрять самостоятельность детей. Если ребенку в школе задали рассказать доклад, предложите несколько вариантов, как можно по-разному его составить, расскажите, откуда можно брать информацию, как оформлять презентацию, научите его пользоваться переводчиками.

У большинства детей любовь к урокам, которая была в начальных классах, к средней школе резко пропадает. Подростки теряют интерес к учебе и его очень сложно вернуть. В то же время некоторые школьники в средних классах участвуют в олимпиадах и соревнованиях, реализовывают свои проекты, и все это при высокой успеваемости. Маргарита Крайникова считает, что это происходит как раз из-за кругозора и хобби, развитых в детстве:  

- Как правило, интерес пропадает в подростковом возрасте, когда самым важным в жизни человека становится не учеба, а социализация. Другими словами, человека больше всего волнует вопрос: нравится или не нравится он сверстникам? Ребята приходят в школу главным образом для того, чтобы общаться. В этот период наступает кризис сознания ребенка, который связан с революционными изменениями в его организме. Спокойно переживают этот неспокойный возраст ребята, подготовленные к труду всей своей предыдущей жизнью. Те, кто с самого раннего возраста знает, что мир полон удивительных и увлекательных вещей. Те, кто умеет творить.

Родители играют важнейшую роль в развитии и становлении ребенка. Особенно сильно это проявляется в эпоху пандемии, когда родители вынуждены проводить со своими детьми недели, а то и месяцы. В такой ситуации вы, как никто другой, можете раскрыть потенциал своего ребенка и помочь ему полюбить учебу и развитие. Университет Талантов, в свою очередь, предоставляет для этого множество возможностей – это и профориентация, и проектная деятельность, и помощь наставников. Также вы можете вступить в наше сообщество родителей для обмена опыта и развития института семьи в нашей республике.Мы поговорили с родителями наших студентов о воспитании детей и вот, что они нам ответили.

Светлана Кольцова, мама 12-летнего студента Университета Талантов Даниила Кольцова:

- К сожалению, в переходном возрасте у ребенка на первое место выходят иные интересы (самоутверждение, социализация), нежели учеба и спорт. То, что в начальной школе было само собой разумеющимся, вдруг становится неважным и ненужным ребенку. Какое-то время он еще выполняет требования, но больше для родителей. Взрослея, он направляет все свои силы на доказательство всем и каждому наличия его собственного мнения, самостоятельности, которые непременно должны быть превалирующими. Разумные доводы, примеры из жизни других людей категорически отрицаются. В первую очередь, ребенок отказывается от того, что требует наиболее значительных сил и времени (для кого-то это тренировки, для кого-то - репетиции оркестра). Единственный известный мне способ справиться с такой ситуацией – это «поместить» ребенка в здоровую среду. Например, в профильный класс или кружок, где он сможет общаться с единомышленниками. Моему ребенку нравится учиться в школе. Думаю, что это заслуга педагогов, их уважительного отношения к ученикам. Современные школьники не готовы терпеть повышение голоса или иронию в свой адрес, но очень ценят понимание и готовность идти им навстречу, то есть когда взрослые люди, а особенно учителя, считаются с их мнением. К 12 годам мой ребенок имел возможность выбирать из разных вариантов дополнительных занятий и сейчас посещает только те, которые ему интересны. Здесь также важна личность и взаимоотношения с тренером или педагогом. Дети выбирают заниматься только у тех, кто любит свою профессию. Я считаю, что именно личность Учителя, Педагога, Тренера и взаимоотношения с ним – это главная побуждающая сила для подростка. К сожалению, людей не обучают профессии Родитель. И родители используют все те же приемы, которыми воспитывали их. Не всегда это верно. Сейчас много информации о психологии, мотивации, но надо ведь не только знать, но и уметь применять ее к месту и ко времени.

Маргарита Прыгунова, мама 15-летнего студента Университета Талантов Ярослава Прыгунова:

- Диагностика Университета Талантов показала, что у моего сына есть потребность развивать лидерские качества. Не могу сказать, что он идет «как локомотив» по своей траектории продвижения. Я помогаю ему с организационными моментами – это поиск новых обучающих программ, курсов, олимпиад и так далее. Я предлагаю ему различные варианты, мы вместе обсуждаем, обмениваемся мнениями и, в конце концов, вместе приходим к какому-то общему варианту. 

Мне кажется, мой сын становится наиболее пассивным в моменты большой учебной нагрузки – накапливается усталость. Для него стимулом становятся либо неудачи, которые он терпит в каком-то соревновательном процессе, либо, наоборот, хорошее выступление на олимпиаде. 

Мой сын учится в 9 классе. Конечно, сейчас мы занимаемся узконаправленно математикой и информатикой, поэтому ему не нравится посещать «второстепенные» занятия. Это отнимает много времени, а в сутках 24 часа и нужно готовиться к финишной прямой. Для любого олимпиадника крайне важна и Всероссийская олимпиада школьников, и другие олимпиады первого и второго уровней, позволяющие поступить в престижные вузы без вступительных испытаний.

Я считаю, что роль воспитания в педагогической среде несколько преувеличена. Невозможно ребенка, если у него нет к этому способностей и внутренней мотивации, побудить к учебе. Как родитель может смотивировать своего ребенка учиться? Обещая выполнение каких-то «хотелок»? Это слабо работает. 

Мой сын еще до школы был способным мальчиком. Он всем живо интересовался, читал книги, изучал различные энциклопедии. Свою задачу, как родителя, я видела в том, чтобы дать ему возможность попробовать себя в максимально большом количестве областей. Однако все это нужно делать с малых лет, чтобы дать ребенку понять, что ему действительно интересно. Не попробовав, не узнаешь - затянет это тебя или нет.

Я сама, будучи уже взрослым человеком, столкнулась с тем, что важно найти себя, сделать осознанный выбор своей будущей профессии, чтобы она действительно была любимым делом. Когда ты учишься выше среднего, твои возможности, например, количество возможных вузов для поступления, гораздо выше. Я всегда старалась доносить эту мысль до моего сына. Главная идея, на мой взгляд, состоит в том, что своей хорошей учебой ты можешь облегчить себе выбор в будущем. Ты не пойдешь работать или учиться туда, «куда тебя возьмут», ты выберешь то, что тебе по сердцу, что тебя увлекает. Для этого, конечно, надо применять определенные усилия.

Я считаю, что окружающая среда очень сильно влияет на желание ребенка учиться. Мой сын учился в нескольких специализированных школах. Когда рядом с детьми появляются другие ученики, которые равны или выше их по уровню, это стимулирует их соревноваться в хорошем смысле этого слова и держать друг друга в тонусе.

Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов