DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Физики изучили теорию, поставили эксперименты и построили машину Гольдберга

Физики изучили теорию, поставили эксперименты и построили машину Гольдберга

Как прошла летняя профильная программа направления «Наука» в Республиканском центре

21 августа закончилась профильная программа по физике «Физические эксперименты и машины Гольдберга» в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус». Всего участие приняли 25 человек из Казани, Зеленодольска, Азнакаево и Бугульминского, Зеленодольского, Альметьевского, Нижнекамского, Рыбно-Слободского, Сабинского, Высокогорского районов Татарстана. 

Для участия в программе пригласили школьников 9-10 классов, которые успешно выполнили тесты на знания по физике. Практически каждый школьник на программе ранее участвовал в конференциях, олимпиадах и других научных мероприятиях. Цель программы – улучшить качество знаний у сильных школьников, расширить кругозор и дать фундаментальные знания по физике.

Особенность программы - в качественной теоретической базе по четырем разделам физики: по оптике и квантовой физике, молекулярной физике, механике, электричеству и магнетизму. Все теоретические знания подкреплялись решением задач и лабораторными работами по каждой из тем. Ребята в процессе программы освоили основные физические законы и теорию, ставили эксперименты и научились правильно интерпретировать их результаты.

Программа поделена на два модуля:

  • Модуль «Физические эксперименты» направлен на развитие умения ставить эксперименты и делать лабораторные работы. Ребята получили теоретическую базу, ознакомились с физическими открытиями последних лет, в числе которых разработки казанских ученых. 
  • Модуль «Машины Гольдберга» создан, чтобы участники программы самостоятельно построили этот механизм. Сначала под руководством преподавателей и наставников школьники придумали, а впоследствии создали сложное устройство.

Лекции читал заведующей кафедрой Физики Казанского государственного энергетического университета, кандидат физико-математических наук, доцент Рустем Хуснутдинов. Также теоретические и практические занятия вели лаборант-исследователь кафедры ядерно-физических методов исследования Санкт-Петербургского государственного университета Наира Хуснутдинова, выпускник Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева, инженер – электронщик в ООО "ProdusED" Искандер Мамлеев и сотрудник Йенского университета имени Фридриха Шиллера (Германия) Илья Ануфриев.


Наира Хуснутдинова, лаборант-исследователь СПбГУ, преподаватель профильной программы:

- Разброс уровня знаний у участников достаточно заметный. Однако вне зависимости от класса и пройденной программы, это ребята, способные трудиться и думать, с достижениями в своих областях. Программа составлена так, чтобы быть интересной и доступной всем. Моя цель как преподавателя – показать, что физика бывает разной, интересной и очень логичной и, если быть внимательным ко всем деталям, можно найти ответ на все вопросы. Не сделать из ребят готовых физиков-теоретиков или экспериментаторов, но показать, какие направления существуют и как в них двигаться. Студент должен приехать на программу готовым к работе, а уехать с засевшим в голове базовым набором физика и с приобретенным навыком получать все сложные формулы из известных простых, готовым продолжать работать. Ребята в этом году попали в уникальную ситуацию, когда итак стрессовый процесс подготовки машин Гольдберга был усугублен отсутствием времени и достаточного количества инженеров. Однако отлично проявилось то, насколько сильные ученики на этой программе. Ребята – огромные молодцы, которые за сжатые сроки смогли создать не только работающие, но и зрелищные машины Гольдберга, после чего мы обсудили, благодаря каким законам физики это стало возможно.

Профильная программа прошла на базе Инженерного лицея интерната КНИТУ-КАИ. На этой площадке перед школьниками открываются широкие возможности экспериментов и свобода в самовыражении. Именно тут ребята конструировали проект - собственную «Машину Гольдберга». Для укрепления навыков совместной работы школьников разделили на две команды. Идеей было не соперничество команд, а достижение общей цели — успешно провести лабораторные работы и ответить на каверзные вопросы, которые хаотично получал каждый член команды. Поэтому в рамках подготовки к сдаче ребятам было необходимо объединить свои знания. 

Азалия Назмутдинова, ученица 11 класса Гимназии №102 им. М.С. Устиновой г. Казань:

- Обожаю физику, увлекаюсь ею с восьмого класса и за моей спиной - множество наград и пройденных олимпиад. Поэтому программа создана для меня. В школе я изучаю физику на теории, а вот здесь удалось применить знания на практике, подкрепить их. Мы делали лабораторные работы по всем разделам, ну а вишенкой на торте стала «Машина Гольдберга». Кураторы и наставники объясняли досконально, было легко и просто с ними работать. Дальше я планирую обязательно поступать на физический факультет и связать жизнь с физикой.

Хазеев Амир, ученик 9 класса Лицея №83 г. Казань:

- Я недавно начал открывать для себя физику, но уже в какой-то мере восхищен ею. Здесь подкрепил  полученные знания, а также узнал программу старших классов и университетскую, например про «Кольца Ньютона». Кураторы и преподаватели отвечали на любой вопросы, направляли, поддерживали и открывали физику. Я планирую продолжать посещать профильные программы и найти себя в будущей профессии.


Дания Загидуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов