Как проходит профильная программа по биологии «Полевые исследования и проектная деятельность в биологии»
2 июня стартовала июньская программа направления «Наука» в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус». Она уникальная: участники не только осваивают качественный курс теории, но и делают пробы, создают проекты в полевых условиях на территории Национального парка «Нижняя Кама». Участниками, после предварительного этапа, стали 45 юных биологов из Казани, Чистополя, Зеленодольска, Нижнекамска и Ютазинского, Высокогорского, Бугульминского, Балтасинского, Альметьевского, Аксубаевского и Азнакаевского районов Татарстана. Программа проводится на базе лагеря «Звездный» Набережных Челнов.
Основная цель – поддержка научного интереса к биологии у учащихся 7-8 классов и помощь в осознанном выборе профессии в будущем. Также в процессе программы участники обучаются исследовательской, проектной деятельности. Каждый ставит эксперименты в области ботаники, зоологии и экологии, осваивает методы отбора проб, полевых биологических и экологических исследований, учится определять видовую принадлежность растений и животных. 21 июня каждый школьник предоставит собственный проект.
Искандер Набиуллин, разработчик программы, наставник победителей и призеров республиканских и всероссийских олимпиад по биологии и экологии:
- Эта программа была изначально ориентирована больше на практическую биологию. В школе обучающиеся получают теоретический материал, а на профильной программе есть уникальная возможность заниматься практической деятельностью: изучать флору, фауну, экологию, проводить лабораторные исследования. При этом не просто в природе, а в единственном Национальном парке, где множество разных видов животных и растений. Преподавательский состав очень сильный: Александр Новиков, например, уже открыл несколько видов беспозвоночных. Под вниманием педагогов школьники делают проекты, исследуют, делают экологические выводы. Каждый делает проект исследовательского характера, касающийся местной флоры и фауны. Мне бы хотелось, чтобы участники нашли какие-то индикаторы, то есть растения, насекомых или животных, по наличию и количеству которых смогли самостоятельно определить экологическую благоприятность среды. Учитывая специфику территории, я думаю, юные биологи могут встретить виды, которые занесены в Красную книгу.
Участники слушают лекции, закрепляют материал на практических занятиях, решают тесты, а также исследуют окружающую среду: растения, птиц и насекомых. Программа охватывает экологию, зоологию, ботанику и биологию. Все занятия проходят под кураторством педагогов: автора программы, учителя биологии МАОУ «Гимназия-интернат №4» и Инженерного лицея КНИТУ-КАИ Искандера Набиуллина, студентов магистратуры Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Татьяны Сурниной, Александра Новикова, Дины Сиргалиной.
В программе предусмотрены следующие модули:
- Морфология и экология растений – изучение строения растений, видов и методов работы с растениями, выходы на полевые исследования в Национальный парк;
- Орнитофауна Республики Татарстан – знакомство с видовым разнообразием птиц на территории Национального парка, овладение методами исследования птиц в полевых условиях;
- Биоразнообразие Республики Татарстан – знакомство с животными, насекомыми, микробами и растениями, обитающими в пределах Национального парка;
- Зоология беспозвоночных – изучение строения и видового разнообразия беспозвоночных, освоение методов исследования;
- Проектная деятельность – создание собственного проекта под кураторством педагогов, с применением всех полученных исследовательских и практических знаний.
Александр Новиков, педагог профильной программы, студент магистратуры Института фундаментальной медицины и биологии КФУ:
- Я занимаюсь классической зоологией, а моя сфера - веслоногие беспозвоночные раки. На программе вместе со школьниками мы изучаем беспозвоночных животных: насекомых, слизней, червяков. Уникальность программы в том, что здесь дети сами ищут материал, сами собирают пробы, сами все описывают и изучают. Теория на программе сложная, но адаптированная под возраст участников. Особенность программы также в том, что я и мои коллеги представляем самые свежие и актуальные данные, это формирует у ребят аналитическое мышление. Я ставлю себе целью изменить у школьников отношение к биологии, чтобы они увидели в предмете логику и пытались понять науку глубинно.
Юных биологов разделили на три группы и организовали внутри них работу таким образом, чтобы участники с олимпиадной базой работали с теми, у кого есть только школьная база. Одна из задач программы – погружение участников в настоящую научную работу. «Большинство тех, кто сюда приезжает, изначально хотят работать в медицине. Здесь школьники могут почувствовать себя настоящими учеными, понять, чем они и занимаются, помочь друг другу, подтянуть знания», – добавил Александр.
Татьяна Сурнина, педагог профильной программы, студентка магистратуры Института фундаментальной медицины и биологии КФУ:
- Мы занимаемся орнитологией и экологией. Не просто изучаем строение, видовое разнообразие птиц, а именно влияние внешней среды на популяцию и взаимодействие птиц с людьми и окружающим природой. Со школьниками мы изучаем видовое разнообразие, которым может похвастаться Национальный парк. Прежде чем приступить к работе с окружающей средой, мы тщательно изучаем на лекциях виды птиц, методы их изучения. Мне, как ученому, хочется обучить школьников тонкостям орнитологии и привить любовь к ней. Я думаю, юному биологу очень важно любить природу.
Помимо научно-познавательного и исследовательского блока, большое внимание на программе уделено качественному досугу. В свободное от занятий время участники ведут дискуссии и поддерживают друг друга. Также кураторы ведут с ними профессионально-ориентационную работу, рассказывают о новейших открытиях в сфере биологии и делятся тонкостями работы в науке.
В сентябре 2020 года состоялась профильная программа для учащихся 7-8 класса по биологии, где были теоретические и практические занятия по ботанике, зоологии, гистологии и цитологии на базе оздоровительно-образовательного комплекса «Дуслык».
Амина Сибгатуллина, ученица 8 класса лицея имени Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета:
- Профильную программу нашла на сайте, еще в сентябре прошлого года. Именно опыт прошлогодней программы подсказал мне, что я должна попасть сюда в июне. Программы особенные, ведь только здесь юные биологи могут прикоснуться к настоящей работе. В сентябре я препарировала лягушек, что помогло мне попасть в число сильнейших учеников при отборе на июньскую смену. В этот раз надеюсь узнать много новой, отличной от школьной биологии информации и провести множество исследований на территории Национального парка.
Элеонора Карасева, ученица 7 класса школы СОлНЦЕ, г. Казань:
- Про программу узнала в школе, слышала много положительных отзывов. Тут отличная практика и прекрасные преподаватели. Преподаватели - настоящие ученые, которые влюблены в свое дело. Я планирую создать проект по зоологии и дальше двигаться в этом направлении.
Следующая программа по биологии состоится в августе «Сердце и мозг - что между ними общего?» для учеников 9-10 класса. На программе большое внимание будет уделено нейробиологии и другим процессам внутри человеческого организма.
Дания Загидуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов