DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Лазеры и аддитивные технологии»: как новые знания тестируются на практике

«Лазеры и аддитивные технологии»: как новые знания тестируются на практике

Репортаж с очной образовательной программы по физике

С 1 по 14 марта в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» состоялась очная профильная программа по физике «Лазеры и аддитивные технологии». Участниками стали школьники 7-8 классов из Азнакаевского, Лаишевского, Нижнекамского, Агрызского, Альметьевского и Бугульминского районов. Ребята также приехали из Менделеевска, Казани, Актаныша и Буинска. Профильная программа прошла на базе оздоровительно-образовательного комплекса «Дуслык».

В рамках программы участники получали и закрепляли теоретические знания, после чего приступили к отработке знаний на практике: работали в лаборатории, знакомились с лазерными и аддитивными технологиями. Теоретическая база была сложной, но преподаватели и руководители программы подавали материал на простых и понятных примерах.


Программа состояла из семи модулей:

  • «Понятие лазера» – юные физики узнали, что предшествовало открытию лазеров и как их открыли. Краткий экскурс в историю: создание лазера и настоящий «фейерверк» новых открытий в области квантовой электроники.
  • «Энергетическая структура атомов и молекул» – изучение основ квантовой физики. Энергетический уровень и энергетический переход, излучательные и безызлучательные переходы, спонтанное излучение: происхождение и основные свойства.
  • «Структурная схема лазера» – ребят познакомили с основными элементами лазера и классификацией лазеров по агрегатному состоянию и типам активных сред. 
  • «Понятие технологического лазера» – участники программы познакомились с классификацией способов лазерной обработки материалов и с ее преимуществом перед другими способами обработки.
  • «Понятие сварки» – ребята узнали виды сварки, ознакомились с преимуществом и деталями лазерной сварки.
  • «Понятие лазерной наплавки» ввело в суть современного метода производства деталей, так называемого аддитивного производства. 

В качестве лекторов и преподавателей выступили аспиранты и преподаватели КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева. После теоретического блока ребята решали задачи, задавали вопросы и сразу же получали на них подробные ответы. В конце каждого дня решали тесты, и педагоги отслеживали качество усвоения материала.


Сергей Никифоров, аспирант физико-математического факультета КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, ассистент кафедры лазерных технологий, разработчик профильной программы:

  • Наша образовательная программа отличается тем, что сочетает в себе фундаментальную и инженерную подготовку. Юные таланты не просто приехали и слушали лекции, но сразу же задавали вопросы, решали вместе с педагогами задачи и потом применяли полученные знания уже в лабораторном блоке. На данный момент мы одни из основоположников 3D-печати металлами. Планируем реализовать программу, на которой каждый участник сможет освоить основы физики, подготовить его тем самым к будущему обучению в университете. Каждый на наших занятиях сам моделирует, обрабатывает и печатает с помощью принтера задуманную модель, а наша задача - корректировать его, помогать и отвечать на вопросы. Так мы формируем у него самостоятельность и креативное мышление.

Для глубокого понимания науки теоретические знания сразу же применялись в лабораториях. Основная цель программы - создать базу, на которой ученик продолжит изучать предмет самостоятельно и с энтузиазмом.


Дарья Савинова, преподаватель профильной программы, магистр кафедры «Лазерной техники и технологий» КНИТУ-КАИ, победитель и призер всероссийских олимпиад, участник всероссийских и международных конференций:

  • Мы с ребятами рассматривали все поэтапно, чтобы информация хорошо усваивалась и четко структуризировать. Ребята на программе были  способные, заинтересованные. Мы старались объяснять сложные термины простыми словами, приводили аналогии. В рамках направления аддитивных технологий у них была проектная деятельность: они создавали 3D-модели и печатали их под нашим руководством, причем, весьма успешно. В процессе подобных программ ребята могут найти себя, определиться с тем, что им по-настоящему интересно. Думаю, подобные программы максимально полезны для будущих ученых.

Айнур Алтынбаев, МБОУ «СОШ п. Победа» Азнакаевский район, 7 класс:

  • Очень классные профильные программы, я получил много новой и интересной информации о строении лазеров и их применении. Не пожалел, что приехал сюда.Также здесь я обрел много новых друзей, все они особенны по-своему. Кураторы поддерживали нас на протяжении всего обучения. 

На программе участники также развивали свое практико-ориентированное мышление, умение работы в коллективе и научились работать с научной и технической литературой.


Кристина Снежинкина, ученица 10 класс МБОУ СОШ №16 г. Бугульма:

  • Изначально я выбрала физику, ведь это интересная и перспективная наука. Здесь школьник может уйти во множество сфер: инженерные науки, компьютерные и так далее. Когда учитель мне сообщил, что такая программа стартует в Казани, я сразу согласилась. Перспектива печатать на 3D - принтере меня заинтриговала, ведь это наука будущего! Если я уже сейчас овладею такими навыками, мне будет легче и в вузе, и в дальнейшем при трудоустройстве. Мне нравится, что смена - это не развлекательное мероприятие, тут все очень серьезно, педагоги интересно и увлекательно объясняют новый материал. Темы, которые я не понимала в школе, теперь стали для меня простыми. С педагогами и ребятами мы работали  на одной волне, приятно учиться с новыми людьми, знакомиться с чем-то новым. 

Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации часть программы была перенесена в дистанционный формат. Самые заинтересованные участники с 15 по 21 марта продолжают посещать заочные лекции от преподавателей КНИТУ-КАИ им. Туполева. Очный этап программы завершился выставкой работ, выполненных на 3D-принтере.


Дания Загидуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов