Рассказываем, как прошла очная профильная программа «Начала химического анализа»
В феврале в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» состоялась очная профильная программа по химии «Начала химического анализа». Ее участниками стали 58 учащихся 8-10 классов из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Азнакаево, Актаныш, Бугульмы, Елабуги, Менделеевска, Чистополя, Тетюшей, Зеленодольского, Высокогорского, Новошешминского и Ютазинского районов Татарстана. Отбор участников осуществлялся по результатам прохождения ими теста и наличию академических и научных достижений.
Программа состояла из трех модулей:
- качественный анализ индивидуальных химических веществ и смесей,
- количественный анализ индивидуальных химических веществ и смесей,
- инструментальный анализ химических веществ.
В каждом модуле присутствовали интерактивные лекции, красочные экспериментальные лабораторные работы, тренинги по решению задач, мастер-классы от преподавателей. Таким образом школьники смогли разобраться в методах исследования химических веществ и провести эксперименты, которые применяются в современной химии. Каждый смог выполнить эксперименты и получить навыки работы с оборудованием.
Алексей Шулятьев, разработчик программы, аспирант химического института им. Бутлерова КФУ, сотрудник лаборатории высоких давлений:
– Программа была нацелена на приобретение участниками практических навыков: работы в лаборатории и решении реальных научных задач. Ребята проходили основные методы химического анализа, исследовали качественные реакции и решали много задач. Также они теперь разбираются в теории растворов. Затрагивали и другие темы из курса химии, в моей группе, например, задавали много вопросов из органической химии: в свободное время мы работали и над этими темами.
Модуль «Качественный анализ индивидуальных химических веществ и смесей» подразумевал изучение теории растворов, работу с классификациями катионов и анионов и знакомство с методиками качественного анализа индивидуальных веществ и смесей.
Модуль «Количественный анализ индивидуальных химических веществ и смесей» был направлен на изучение математического и химического аппарата объемных методов исследования растворов веществ, а именно – кислотно-основное, окислительно-восстановительно, комплексонометрическое и осадительное титрования.
Модуль «Инструментальный анализ химических веществ» был посвящен знакомству с оборудованием (для хроматографии, абсорбционной спектрофотометрии, пламенной фотометрии), применяющимся для определения состава вещества и смеси, и описанием его работы со стороны физико-химических процессов.
Кирилл Лобачев, ученик 10 класса школы №16 (Бугульма), рассказал, что нового узнал на программе:
– Я решил принять участие в программе, потому что хотел получить опыт работы в лаборатории и лучше подготовиться к сдаче экзамена по химии. На программе мы изучали качественный и количественный анализ веществ. Я познакомился с правилами работы в лаборатории, научился титровать, рассчитывать концентрации растворов. Для школьников участие в таких программах – это возможность получить навыки и более углубленные знания предмета, которые не входят в школьную программу. В будущем мне интересно связать свою профессию в области медицины.
Дина Нурмехаметова, ученица 10 класса школы №2 (Азнакаево), поделилась, чему научилась на программе:
– В январе я была на образовательной программе по биологии и химии Республиканского центра. Это то место, куда хочется возвращаться вновь, здесь преподают более расширенные знания, в отличие от школы. Я узнала, как решать окислительно-восстановительные реакции методом полуреакций, научилась титровать, узнала и провела много новых качественных реакций. Участие в таких программах – это всегда новый опыт, новые знания. Во время занятий я провела большое количество различных химических реакций, училась решать задачи, уравнения и примеры. И, конечно, обзавелась новыми друзьями.
Амира Галяутдинова, ученица 9 класса Лицея-интернат №84 имени Гали Акыша (Набережные Челны), рассказала, почему полезно школьникам участвовать в профильных программах:
– В будущем я хочу стать врачом. Так как в данной профессии важно хорошо знать химию, я решила принять участие в профильной программе. Особенностью программы стало то, что сначала мы изучали теорию, а затем практиковались в лаборатории. Я узнала много информации об аналитической химии, качественных реакциях, а также немного о физической химии. В школьной программе не дают такую подробную информацию, поэтому школьникам, которые хотят связать жизнь с химией, стоит здесь позаниматься.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов