DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Основы исследовательской деятельности»: как прошла профильная программа по химии и биологии

«Основы исследовательской деятельности»: как прошла профильная программа по химии и биологии

Репортаж с очной программы по науке

С 10 по 31 января в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» состоялась очная профильная программа по химии и биологии «Основы исследовательской деятельности». Ее участники – 42 школьника 8-10 классов из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Азнакаево, Бугульмы, Волжска, Тетюш, Бавлинского, Елабужского, Буинского, Ютазинского, Лаишевского, Кукморского, Агрызского, Высокогорского и Балтасинского районов.

Профильная программа включала теоретические и практические занятия по изучению основ научно-исследовательской деятельности в области биологии и химии, научные онлайн-экскурсии, культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия. Программа состояла из двух модулей: 

  • Организация и проведение научных исследований. Модуль был направлен на знакомство с историей и актуальными направлениями современной науки, методологией и методами научных исследований, общенаучными и специальными методами исследований, планированием и проведением экспериментальных исследований. Каждый школьник научился проводить несложные экспериментальные исследования. Были проведены мастер-классы по работе в лаборатории и занимательные дискуссии по пройденным темам. Модуль содержал много наглядных экспериментов, которые позволили лучше понять и закрепить материал.
  • Анализ и апробация результатов научно-исследовательской работы. На модуле участники программы подробно познакомились с методами планирования научно-исследовательской работы, приобрели первичные навыки информационного и патентного поиска, статистической (математической) обработки результатов, написания научных статей и оформления презентаций, публичных выступлений и проведения научной дискуссии.

Разина Нигматуллина, научный руководитель профильных программ Республиканского центра по модели Образовательного центра «Сириус»:

Особенность данной программы в том, что участники работали над проектами непосредственно на площадке проведения программы. Одновременно они изучали теорию по химии и физиологии человека, также им объясняли основы проектной деятельности. Участники занимались исследовательской деятельностью - лабораторными работами по нейробиологии. Они смогли расширить свои познания в области закономерностей работы организма человека, поняли, как происходит передача сигналов от нервов к мышцам, сердцу и сосудам. Кроме того, смогли на практике освоить методы исследования функций сердца, сокращения скелетных мышц, дыхания. Считаю очень полезным то, что практически все участники программы выступали по теме своего проекта, защищали его перед экспертами. До защиты проекта у участников было выделено время на отработку самого проекта, а также на репетиции самого выступления.

Разина Рамазановна отметила, что в числе участников профильной программы были ребята, которые уже имели опыт участия в предметных олимпиадах. Полученные знания они смогут применить участвуя в олимпиадах, конкурсах проектных работ, конкурсах исследовательских работ. Все участники получили реально отличную практику работы с современным оборудованием, что поможет им в обучении в школе и при выборе профиля вуза.


Модуль по нейробиологии сопровождался выполнением лабораторных работ. Каждый участник программы провел лично не менее пяти лабораторных работ, описал ход исследования, привел результаты, произвел статистическую обработку и написал вывод. На модуле по химии участники изучали основные методы исследования в химии. Школьники разобрали основы качественного и количественного анализа, основы титрования.  

Модуль по проектной деятельности предполагал изучение теории проектной деятельности. Разина Нигматуллина считает, что это само по себе очень важно для понимания специфики и отличия проекта от исследования. Также участники выполняли под руководством педагогов реальные проекты. По итогам проведенной профильной программы участники, набравшие наибольшее количество баллов, получили специальные сертификаты. От экспертов поступило предложение представить проекты на других конкурсах.

Амин Бабаев, участник программы, ученик 8 класса IT- лицея КФУ (г. Казань), рассказал, чему новому он научился на программе:

Так как я хочу определиться с будущем направлением развития, я решил принять участие в данной программе. Подобные программы полезны для школьников, потому что они помогают найти себя и научиться работать в команде. Я научился создавать и продвигать проекты и узнал много нового. Например, как проводить исследования и опросы. Мы проводили опросы, собирали общедоступные данные, изучали статистику. Каждый день обрабатывали большое количество информации.  Я исследовал то, как используют мобильные телефоны участники смены и сколько времени проводят за ними. Я проводил опрос через Google docs и изучал статистику по этому вопросу ученых разных стран мира. Я пришел к такому выводу, что на программе ребята проводили меньше временем за телефоном чем, дома. Самым популярным приложением среди опрошенных стало «Вконтакте».


Амира Галяутдинова, ученица 9 класса Лицея-интернат №84 имени Гали Акыша (Набережные Челны), отметила, почему полезно участвовать в программах Республиканского центра:

– Биология – одна из моих любимых наук. Я интересуюсь ей и планирую сдавать экзамен по этому предмету, поэтому решила принять участие в программе. Я считаю, что школьникам полезно участвовать в таких программах, чтобы получить углубленные знания и навыки в интересующих их сферах: будь то наука, искусство или спорт. Хочу отметить, что самым интересным на программе было изучение теории по нейробиологии и повторение изученного на практике. Также было полезно познакомиться с исследовательской и проектной деятельностью. 

На программе большое внимание было уделено сердечной системе человека. Я узнала много информации о ней: подробное строение сердца, какие отделы и клапаны за что отвечают. Помимо этого, я научилась делать себе ЭКГ и ЭЭГ в упрощенном варианте. Мы клеили электроды на запястья,после чего подключались к компьютеру и с помощью приложения bitronics анализировали свои показатели. В будущем я хочу стать врачом или учителем химии, потому что меня интересует естественные науки и я бы хотела бы связать с ними свою жизнь.


Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов