DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Этнология творчества»: как прошла профильная программа по декоративно-прикладному искусству

«Этнология творчества»: как прошла профильная программа по декоративно-прикладному искусству

Репортаж с образовательной программы направления «Искусство» 

В Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» прошла очная профильная программа по декоративно-прикладному искусству «Этнология творчества». Ее участники – 18 учащихся средних художественных школ, художественных лицеев и художественных училищ в возрасте от 13 до 15 лет из Казани, Арска, Буинска, Чистополя, Зеленодольска, Кукмора и Агрыза.

Участники программы познакомились с народным искусством Поволжья и Урала, начиная с истории возникновения, становления традиционной, народной, этнической и национальной культур до создания современного декоративно-прикладного искусства.

Особенность программы заключалась в том, что каждый школьник смог развить навыки работы с различными материалами: акварелью, гуашью, цветными карандашами. На практических занятиях и мастер-классах ребята учились работать с тканью и иглой, кожей и ватой, другими инструментами и техническими средствами для изготовления и декорирования изделий декоративно-прикладного искусства.


Мадина Махмутова, руководитель программы, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ:

– В программе был сделан акцент на знакомстве и освоении навыков изготовления изделий под руководством мастера. В мире современных цифровых технологий все меньше и меньше ребята уделяют внимание творчеству: изготовлению игрушек, подарков для своих близких и друзей своими руками. В связи с этим, освоение художественных технологий может стать решающим фактором для самоопределения в будущей  профессии. Тем более, сейчас в нашей стране внимание уделяется популяризации творчества  народных мастеров и сохранению и развитию художественных промыслов и ремесел. Проводятся фестивали и конкурсы, праздники и событийные мероприятия, посвященные фольклору народов многонациональной России. Нам, взрослым, необходимо делиться с ребятами тем, что знаем и умеем.

Преподаватели программы познакомили ребят с искусством создания:

  • живописной картины на народно-бытовые темы, 
  • натюрморта с предметами народного быта, 
  • народной куклы, 
  • татарских головных уборов (тюбетейка и калфак), 
  • традиции одного из промыслов народной игрушки и видов декоративно-прикладного искусства. 


Участники работали в четырех мастерских:

  • «Народная игрушка»; 
  • «Кожаная мозаика». Школьники познакомились с народным промыслом, изучили орнамент татарского народа, выполнили авторский эскиз и освоили технологию изготовления лекала, выполнили декоративное панно в натуральной коже и оформили работу; 
  • «Халык бизэклэре» (украшения народов). Участники программы изготавливали из ваты фигуру и расписывали в традиционный татарский костюм. Ребята познакомились с элементами комплекса одежды казанских татар, цветовым решением костюма и росписью в объеме изделия;
  • «Хазинэ» (сокровищница).  Это мастерская живописи. Здесь школьники изучали  и создавали живописные картины родного края. Развивали навыки работы с различными материалами: акварелью, гуашью, цветными карандашами.

Анна Буркова, мастер по кожаной мозаике, рассказала, чему научились участники программы:

– Программа позволила познакомиться с промыслом татарского народа, с особенностями строения орнамента. В мастерской «Кожаная мозаика» ребята попробовали работать с кожей. Это интересный, необычный материал, который ведет себя не как ткань. У нас было ознакомление с техникой казанского шва, который испокон веков применялся в сборке и украшении сапог татарского народа. Ребята изучили орнаменты, делали эскизы, попробовали комбинировать и сочетать узоры и материалы. Далее делали панно и брелоки – попробовали орнамент в большом и маленьком размере. Это была стилизация казанского шва под кожаную мозаику. Впечатления от работы с ребятами очень хорошие. Они готовы учиться новому и легко переключаются в рамках одной программы: сегодня работают с кожей, а завтра делают игрушку из ваты или эскиз для куклы.


Василиса Кочурова, ученица Лесхозской СОШ (Арский район), рассказала, чем ей понравилась профильная программа:

– Мне нравится рисовать, шить, лепить, поэтому меня привлекла данная программа и я решила принять в ней участие. Мы творили каждый день! Рисовали пейзажи, шили, вышивали, изучили татарский народный костюм и одежду народов Поволжья, занимались актерским мастерством, создавали ватные игрушки и занимались кожаной мозаикой, а в прошлой смене мы еще лепили из глины! Я узнала о костюмах и народных промыслах, мне очень понравилось вышивать канителью. Мы сшили чехлы для телефонов и калфаки, а после украсили их пайетками и стразами. Я познакомилась с техниками применения ваты и крахмала и теперь могу сделать интересную игрушку у себя дома, кроме того, научилась сшивать кожу на кожаном станке. 

Арина Серегина, ученица гимназии №93 (Казань), рассказала:

Когда я узнала о программа, меня сразу же охватил невообразимый интерес. Творческие люди со всего Татарстана, профессионалы разных  декоративных искусств - все это пробуждало во мне стремление учится чему то новому. Я освоила различные техники. Конечно же познакомилась с разными интересными людьми: учениками и преподавателями. Научилась делать кожаное панно, освоила технику XVIII века по ватным игрушкам, узнала тонкости и секреты магии красок и цветов, познакомилась с мастерством актера. С детства мечтаю стать дизайнером-архитектором, потому что это, прежде всего, создание дома для человека. Очень надеюсь, что в будущем я смогу создавать уникальные и уютные интерьеры, используя полученные знания.


Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов