Репортаж с образовательной программы направления «Искусство»
В Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» прошла очная профильная программа по декоративно-прикладному искусству «Этнология творчества». Ее участники – 18 учащихся средних художественных школ, художественных лицеев и художественных училищ в возрасте от 13 до 15 лет из Казани, Арска, Буинска, Чистополя, Зеленодольска, Кукмора и Агрыза.
Участники программы познакомились с народным искусством Поволжья и Урала, начиная с истории возникновения, становления традиционной, народной, этнической и национальной культур до создания современного декоративно-прикладного искусства.
Особенность программы заключалась в том, что каждый школьник смог развить навыки работы с различными материалами: акварелью, гуашью, цветными карандашами. На практических занятиях и мастер-классах ребята учились работать с тканью и иглой, кожей и ватой, другими инструментами и техническими средствами для изготовления и декорирования изделий декоративно-прикладного искусства.
Мадина Махмутова, руководитель программы, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ:
– В программе был сделан акцент на знакомстве и освоении навыков изготовления изделий под руководством мастера. В мире современных цифровых технологий все меньше и меньше ребята уделяют внимание творчеству: изготовлению игрушек, подарков для своих близких и друзей своими руками. В связи с этим, освоение художественных технологий может стать решающим фактором для самоопределения в будущей профессии. Тем более, сейчас в нашей стране внимание уделяется популяризации творчества народных мастеров и сохранению и развитию художественных промыслов и ремесел. Проводятся фестивали и конкурсы, праздники и событийные мероприятия, посвященные фольклору народов многонациональной России. Нам, взрослым, необходимо делиться с ребятами тем, что знаем и умеем.
Преподаватели программы познакомили ребят с искусством создания:
- живописной картины на народно-бытовые темы,
- натюрморта с предметами народного быта,
- народной куклы,
- татарских головных уборов (тюбетейка и калфак),
- традиции одного из промыслов народной игрушки и видов декоративно-прикладного искусства.
Участники работали в четырех мастерских:
- «Народная игрушка»;
- «Кожаная мозаика». Школьники познакомились с народным промыслом, изучили орнамент татарского народа, выполнили авторский эскиз и освоили технологию изготовления лекала, выполнили декоративное панно в натуральной коже и оформили работу;
- «Халык бизэклэре» (украшения народов). Участники программы изготавливали из ваты фигуру и расписывали в традиционный татарский костюм. Ребята познакомились с элементами комплекса одежды казанских татар, цветовым решением костюма и росписью в объеме изделия;
- «Хазинэ» (сокровищница). Это мастерская живописи. Здесь школьники изучали и создавали живописные картины родного края. Развивали навыки работы с различными материалами: акварелью, гуашью, цветными карандашами.
Анна Буркова, мастер по кожаной мозаике, рассказала, чему научились участники программы:
– Программа позволила познакомиться с промыслом татарского народа, с особенностями строения орнамента. В мастерской «Кожаная мозаика» ребята попробовали работать с кожей. Это интересный, необычный материал, который ведет себя не как ткань. У нас было ознакомление с техникой казанского шва, который испокон веков применялся в сборке и украшении сапог татарского народа. Ребята изучили орнаменты, делали эскизы, попробовали комбинировать и сочетать узоры и материалы. Далее делали панно и брелоки – попробовали орнамент в большом и маленьком размере. Это была стилизация казанского шва под кожаную мозаику. Впечатления от работы с ребятами очень хорошие. Они готовы учиться новому и легко переключаются в рамках одной программы: сегодня работают с кожей, а завтра делают игрушку из ваты или эскиз для куклы.
Василиса Кочурова, ученица Лесхозской СОШ (Арский район), рассказала, чем ей понравилась профильная программа:
– Мне нравится рисовать, шить, лепить, поэтому меня привлекла данная программа и я решила принять в ней участие. Мы творили каждый день! Рисовали пейзажи, шили, вышивали, изучили татарский народный костюм и одежду народов Поволжья, занимались актерским мастерством, создавали ватные игрушки и занимались кожаной мозаикой, а в прошлой смене мы еще лепили из глины! Я узнала о костюмах и народных промыслах, мне очень понравилось вышивать канителью. Мы сшили чехлы для телефонов и калфаки, а после украсили их пайетками и стразами. Я познакомилась с техниками применения ваты и крахмала и теперь могу сделать интересную игрушку у себя дома, кроме того, научилась сшивать кожу на кожаном станке.
Арина Серегина, ученица гимназии №93 (Казань), рассказала:
– Когда я узнала о программа, меня сразу же охватил невообразимый интерес. Творческие люди со всего Татарстана, профессионалы разных декоративных искусств - все это пробуждало во мне стремление учится чему то новому. Я освоила различные техники. Конечно же познакомилась с разными интересными людьми: учениками и преподавателями. Научилась делать кожаное панно, освоила технику XVIII века по ватным игрушкам, узнала тонкости и секреты магии красок и цветов, познакомилась с мастерством актера. С детства мечтаю стать дизайнером-архитектором, потому что это, прежде всего, создание дома для человека. Очень надеюсь, что в будущем я смогу создавать уникальные и уютные интерьеры, используя полученные знания.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов