DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Советы профориентолога: «Индивидуальная траектория развития, как и любой план, приводит к успеху»

Советы профориентолога: «Индивидуальная траектория развития, как и любой план, приводит к успеху»

Интервью с coоснователем Международной Ассоциации Профориентации, карьерным консультантом, психологом и психотерапевтом Аленой Михалевой 

Профессиональное самоопределение — этап взросления каждого человека. После окончания школы нам всем приходится делать выбор, чем заниматься дальше, ответить на вопрос: «Кем мне стать?». Чтобы сделать этот выбор правильно, нужно не только понять себя, свои возможности и предрасположенность, но и изучить современный рынок труда и даже заглянуть в будущее. Какие профессии существуют сейчас, подходят ли они мне и буду ли я востребован как профессионал годы спустя? Самостоятельно ответить на все эти вопросы подростку крайне сложно, поэтому на помощь приходят профориентологи. 

Мы поговорили с coоснователем Международной Ассоциации Профориентации, карьерным консультантом, психологом и психотерапевтом Аленой Михалевой и узнали, когда стоит приступать к выбору профессии, на что нужно обратить внимание при выборе и зачем для этого обращаться к специалистам.

Кто такой профориентолог и в чем заключается его работа?

– Профориентолог – это специалист, помогающий определиться профессией или даже кардинально поменять направление деятельности. Его основная задача  заключается в том, чтобы помочь человеку определить свои сильные стороны, способности, таланты, и совместить это с востребованными направлениями на рынке труда. При этом отметить в себе те soft skills, которые помогут реализоваться подростку или взрослому быстрее и в полной мере. Очень важно понимать, что в задачи профориентолога входит не назвать профессию, а выбрать направление, в котором человек может начать развиваться. Часто бывает, что этих направлений несколько, и тогда здесь два варианта развития событий — либо совместить эти два направления и найти профессии на стыке, либо расставить приоритеты с чего начать. Замечу, что особенно сегодня сферу деятельности человек может менять несколько раз. 

– В каком возрасте, по-вашему мнению, ребенку нужно задумываться о профориентации и обращаться к специалистам?

– На самом деле, каждый задумывается о профориентации в любом возрасте. Если мы понаблюдаем за маленькими детьми, то мы увидим, что малыши трех-четырех лет играют в пожарных, «в дочки-матери», в продавцов и врачей — это тоже, пусть  условно, но можно назвать профориентацией. Реально выбирать направление деятельности, в котором в будущем подросток сможет максимально реализоваться, стоит с 12 лет. В этом возрасте он самостоятельно может делать выбор. Кстати, на мастер-классе Республиканского форума «Открытие талантов» мы поговорили о том, как увидеть по интересам и увлечениям ребенка его способности и таланты и под них подбирать направление. 

– Стоит ли подключать родителей в процесс выбора профессии школьника, или этот он должен проходить самостоятельно, без поддержки взрослых?

– Справедливо говоря, этот процесс не может проходить без родителей хотя бы по той простой причине, что дети финансово зависят от своих родителей. Подбор репетиторов, поездки на дни открытых дверей и различные мастер-классы — это все происходит вместе. Другое дело, что взрослый не должен делать выбор вместо сына или дочери. Задача родителей - поддержать, показать как можно больше различных направлений для профессионального развития, возможностей, вариантов профессий.

Выбирать направление деятельности, в котором в будущем подросток сможет максимально реализоваться, стоит с 12 лет


– Как определить, к чему действительно «душа лежит», что спустя годы будет также интересно, приносить не только финансовое благополучие, но и удовлетворение от работы?

– Предрасположенность видна через интересы. Например, ребенок очень любит гулять. Часто взрослые несерьезно относятся к этому, но если мы с вами погрузимся глубже в этот процесс и начнем узнавать больше об этом интересе? Что именно подросток находит в прогулках - ему нравится общаться с конкретными людьми или  знакомиться с новыми? Возможно, так он с большим интересом познает окружающий мир? Аналогично можно рассуждать и про увлеченность  и про компьютерные игры: какого характера игры, что в них в действительности притягивает? Ему нравится строить или организовывать, планировать или выполнять какую-то кропотливую работу? Эти интересы мы уже накладываем на функционал определенных профессиональных должностей. 

– Сейчас все популярнее становится тема построения индивидуальных траекторий развития как для взрослых, так и для школьников.

– Я думаю, эта тема была популярна всегда, просто сейчас о ней стали много говорить. Для взрослого это звучит как карьерный план, индивидуальная траектория развития, для подростков — как образовательный маршрут. Вполне возможно, что во время профориентационной работы подросток выберет 2-3 профессиональной деятельности, которые можно совместить. Тогда мы, расставляя приоритеты и составляя образовательный маршрут, сможем спланировать движения к реализации его талантов и способностей. 

– Насколько эффективно это реализуется в условиях принятой образовательной системы?

– Если мы говорим про школы, наверное, сейчас это малоэффективно. Дело в том, что  построением образовательных маршрутов должен заниматься человек, знающий различные варианты этих маршрутов. Специалист, который ориентируется в трендах рынка труда, знает, как составлять карьерные треки, и умеет прокачивать soft skills. Все-таки образовательная система состоит из учителей-предметников, и, конечно, они этими компетенциями не обладают. Но хорошо, что сейчас есть достаточное количество специалистов, которые умеют это делать. Тьюторы, карьерные консультанты, профориентологи — с их помощью можно все организовать. 

– Хочется сказать, что профориентационную функцию сегодня берет на себя Университет Талантов – в прошлом году стартовал наш новый проект «Недели профпроб». Большое количество участников со всей республики показало, насколько велик интерес учеников выпускных классов к этому вопросу.  Можете привести пример, когда ваша работа с индивидуальной траекторией подростка помогла ему достичь результатов?

– Индивидуальная траектория развития – это последствие профориентационной работы. Расскажу самый яркий и свежий пример. Мальчик-подросток пришел на консультацию. После девятого класса он собирался уходить в колледж учиться на токаря. При этом на вопрос: «О чем ты мечтаешь?», он говорил о военной сфере, силовых структурах. На вопрос: «Почему ты не планируешь туда поступать?», он сказал, что не очень хорошо учится и что шансов поступить в военное училище у него мало. Тогда мы с ним обсудили, как можно распорядиться оставшимися двумя годами школы. Когда мы с ним четко расписали план, это очень вдохновило. Он передумал уходить после 9 класса и хорошо сдал ОГЭ. Причем он сам удивился своему успеху. Сейчас он уже выбирает не просто какое-то военное училище, а уже из нескольких военных учебных заведений, в которые хотел бы попасть. Поэтому индивидуальная траектория развития, как любой план, приводит к успеху. Основная задача в индивидуальной траектории — периодически пересматривать, сверять ориентиры, быть гибким, перестраиваться при необходимости, смотреть на актуальность.