Ян Шнейдман:  «Открытие Республиканского центра – подарок молодежи и всему научному сообществу»

Ян Шнейдман: «Открытие Республиканского центра – подарок молодежи и всему научному сообществу»

Республиканский центр выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Татарстана по модели Образовательного центра «Сириус» открылся 1 сентября 2020 года. Школьники со всего Татарстана участвуют в образовательных программах, обучаются новому и знакомятся с профильными направлениями. В конце декабря самые активные из них вместе с руководством Университета Талантов посетили новый лабораторный корпус на Малой Армавирской.

Участники образовательных программ совсем скоро начнут работу с высококлассным оборудованием в лабораторном корпусе.  Ян Шнейдман, студент Университета Талантов и обладатель серебряной медали на Международной Балтийской олимпиаде по физике 2020 года, рассказал о своих впечатлениях после экскурсии и своем научном пути.

Познакомиться с новым лабораторным корпусом меня пригласил исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов. Я рад, что смог в числе первых увидеть оборудование, предназначенное для практики в науке, искусстве и спорте. Хороший, добротный комплекс. Юные любители науки здесь могут реализовывать свой потенциал в полной мере. Я осмотрел все оборудование, не только физическое, оно достаточно серьезное, качественное. Я бы сам с удовольствием на нем занимался, но направленность моей деятельности более теоретическая. Если бы занимался исследованиями, то с удовольствием поупражнялся в таком центре.

Такие центры необходимы в каждом федеральном округе. Так молодым талантам легче заниматься. Если говорить про меня, я не успел поучаствовать во многом, попал, правда, в образовательный центр «‎Сириус» в Сочи. Эта поездка значительно прокачала мои навыки, дало много знаний. У меня есть друзья, которые занимаются исследовательской деятельностью, могу сказать –  с Республиканским центром и таким оборудованием им было бы гораздо легче развиваться в науке. Например, моя подруга плотно занималась биологией, но она уже выпустилась из школы и поступила в университет. Уверен, что появись центр на год-два раньше, она бы добилась еще больших результатов. Открытие такого центра – подарок как и молодежи, так и всему научному сообществу Казани.

Моя сфера деятельности – олимпиадная физика. Я решаю задачи, делаю эксперименты, сложное оборудование мне пока что не нужно. Хотя мне очень понравился аппарат для занятий астрономией, интересное оборудование для биологии – стойки для выращивания растений. Химические лаборатории в Республиканском центре очень неплохие, на уровне «‎Сириуса» в Сочи. Для сборов по химии Республиканский центр – идеальное место.

Я увлекаюсь физикой с восьмого класса. Начал самостоятельно, а с девятого класса мне помогает кандидат физических наук Алексей Евгеньевич Заяц, которого я могу назвать своим наставником. Он прививает мне любовь к науке. На мой взгляд, молодым ученым, талантливым школьникам очень важно иметь наставника. У меня в жизни был момент, когда я выиграл олимпиаду и в течение четырех месяцев усиленно занимался физикой с лучшими преподавателями Казани. Это был для меня большой прорыв. Наставник дает поддержку, мотивацию. В данный момент я полностью ориентируюсь на себя, не могу сказать, что чья-то история успеха меня вдохновляет, но на пути становления себя мне очень помогает Алексей Евгеньевич. Сейчас у меня как раз такой период, когда мне нужно заставлять себя держаться на хорошем уровне, постоянно ищу источник мотивации. Пока что это успешная сдача экзаменов и поступление в хороший вуз. Нужно быть готовым, что в университете буду постоянно заниматься.

Я стремлюсь поступить в Московский физико-технический институт. За четыре месяца усиленной учебы я понял, что меня больше привлекают смежные дисциплины: химия, физика и биология. В будущем было бы здорово заниматься именно этим, поскольку данная сфера активно развивается. После бакалавриата я хочу поучиться и за границей. Я не исключаю вариант, что после обучения за пределами Казани вернусь в Татарстан и буду развивать сильную физическую школу.

Пока что моя главная цель – хорошо выучиться и найти себе альтернативные пути после института. Определиться с направленностью сферы, в которой хочу развиваться. Мои родители занимались наукой и я думаю, что любовь к ней я впитал с рождения. Кроме того, я увлекаюсь программированием, играю на гитаре. Мои советы ребятам, которые планируют пойти в науку – особое внимание уделите учебе именно с 13 до примерно 20 лет, ищите наставников, себя в науке. Главное – выбрать то, что нравится и близко именно тебе.

Дания Загидуллина,