Репортаж с образовательной программы направления «Искусство»
С 27 сентября по 18 октября в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» проходит очная профильная программа по декоративно-прикладному искусству «Этнология творчества». Ее участники – 25 учащихся средних художественных школ, художественных лицеев и художественных училищ в возрасте от 13 до 15 лет из Казани, Арска, Азнакаево, Нурлата, Менделеевска, Чистополя, Атнинского и Сабинского районов. Программа проводится на базе детского лагеря «Байтик» при соблюдении всех требований Роспотребнадзора, введенных в связи с особой санитарно-эпидемиологической обстановкой.
Программа состоит из интерактивных теоретических и практических занятий и мастер-классов по декоративно-прикладному искусству, живописи, художественным технологиям от ведущих экспертов-художников, мастеров народного и декоративно-прикладного искусства, искусствоведов Татарстана. Курс лекций программы включает в себя темы, отражающие основные этапы развития народного и декоративно-прикладного искусства Поволжья и Татарстана: история возникновения, становления традиционной, народной, этнической и национальной культур.
Мадина Махмутова, руководитель программы, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ:
– Особенностью этой программы является то, что школьники получают тот материал, который не дают в общеобразовательных школах. На данной профильной программе мы работаем на результат, у ребят есть возможность полностью погрузиться в процесс, в атмосферу творчества. Вне занятий каждый участник в любое время может получить консультацию наставника. Участие в программе может повлиять на выбор будущей профессии.
Участники программы работают в четырех мастерских:
- «Халык бизэклэре» (украшения народов). Здесь школьники изучают художественные технологии создания куклы в национальном костюме народов Поволжья, осваивают навыки ручного труда и создают готовые изделия. Сначала костюм на кукле, далее для самих себя: татарские головные уборы (тюбетейка и калфак), народные игрушки. Работают с иглой, тканью, инструментами, техническими средствами изготовления и декорирования изделий.
- «Арт-глина». Здесь участники программы работают на гончарном круге с живой глиной – переносят знания о народном костюме и создают куклы, тарелки.
- «Хазинэ» (сокровищница). Это мастерская живописи. Здесь школьники изучают предметы и интерьеры народного быта. Создают живописные картины на народно-бытовые темы, натюрморта с предметами народного быта. Развивают навыки работы с различными материалами: акварелью, гуашью, цветными карандашами.
- «Фотодизайн». Здесь ребята фотографируют и обрабатывают фотографии. Осваивают основные навыки работы в программах CorelDraw и Photoshop.
Артур Шакиров, преподаватель программы, педагог дополнительного образования Центра детского творчества «Галактика» (Кукморский район):
– Я преподаватель компьютерной графики, дизайна, рисунка и фотографии. Отдельно проводим занятия и мастер-классы по лепке и гончарному делу с Дилярой Шакировой, педагогом того же Центра. На своих занятиях по компьютерной графике изучаем графический дизайн, промышленную графику, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы. Работаем с фотографией, то есть сами с детьми фотографируем и учимся сразу же обрабатывать снимки. Я надеюсь, что все эти знания в области дизайна, полученные на наших занятиях, пригодятся ребятам, ведь на сегодняшний день дизайнер – одна из самых востребованных профессий. И, может, как раз профильная программа станет началом рождения профессии – дизайнер.
Педагогическая особенность программы состоит в практико-ориентированной направленности. Овладение художественными технологиями позволяет участникам программы создавать творческий индивидуальный продукт и развивать коммуникативные способности согласно специфике их будущей профессиональной сферы деятельности.
Маргарита Пьянова, ученица 8 класса гимназии №1 (Чистополь), рассказала, чему она научилась на программе:
– Я решила принять участие в этой программе, чтобы попробовать что-то новое, усовершенствовать свои навыки в рисовании и декоративно-прикладном искусстве и получить много положительных эмоций. Я познакомилась с историей костюмов народов Поволжья, научилась создавать своих собственных кукол, потренировалась в составлении композиций, дизайнерских решений, познакомилась с фотошопом. Те знания и навыки, которые я получила здесь, пригодятся мне во многом. Например, с их помощью я смогу дальше развиваться в творчестве, буду лучше знать историю нашей культуры и создавать на этой основе что-то свое.
Мне нравится эта программа своей творческой атмосферой, прекрасными преподавателями и приятным общением с ребятами. Конечно, в любом деле возникают трудности. Мне показалось сложным шить платье для куклы, но с помощью наставника у меня все получилось. На такие профильные смены ездить очень полезно и важно, потому что это дает новые знания, навыки и знакомства, помогает определиться со своим будущим, понять, чем ты действительно хочешь заниматься. Я планирую связать свое будущее с творческой сферой и вижу себя только в этом, но кто знает, может, все еще изменится.
Лиана Багманова, ученица 9 класса школы-интерната с углубленным изучением отдельных предметов для одаренных детей (Сабинский район), рассказала о роли творчества в ее жизни:
– Умение творить, креативить и создавать красоту, будет актуально во все времена! Ведь именно творческие люди раскрашивают эти серые будни. И я хочу стать одной из таких людей. Хочу радовать всех красотой, которую буду создавать собственными руками, разбавлять консервативные будни и придумывать что-то новое, интересное, а главное свое. Поэтому я уже начала задумываться о своем будущем. Его я хочу связать с направлением дизайна интерьера и экстерьера. С шестого класса я увлекаюсь дизайном одежды, мне нравится рисовать, лепить, творить и создавать красоту своими руками. На занятиях мы изучаем много интересного и познавательного: декоративно-прикладное искусство, компьютерная графика, керамика, история костюма и много другое. Я открыла для себя новые техники рисования (граттаж, точечная техника рисования, рисование пищевой пленкой, техника росписи в народном стиле), создала свою первую куклу, впервые работала с глиной, получила ответы на все интересующие вопросы, связанные с творчеством.
Марьям Валиева, ученица 8 класса школы-интерната с углубленным изучением отдельных предметов для одаренных детей (Сабинский район), поделилась своими впенчатлениями:
– На программе я узнала много интересного и полезного про историю народов Поволжья и Урала, происхождение и разновидности их национальных костюмов. Научилась писать картину, применяя различные законы в сфере искусства, шить народных кукол по старым обычаям, лепить из глины различные предметы и разбираться в фотоискусстве. Да, трудности возникали при рисовании и лепке национальных кукол, но, благодаря хорошим наставникам, они быстро исчезали.
Программа нравится тем, что она наполнена интересными занятиями, занятия ведут крутые преподаватели, а, главное, нам предоставляются большие возможности, о которых я не знала. Стоит просто сделать маленький шаг, и ты уже окунаешься с головой в этот прекрасный мир! Наверное, я еще полностью не определилась, кем я хочу стать, но я определенно знаю, что эта профессия будет неразрывно связано с творчеством и искусством. Полученные знания и навыки пригодятся мне в будущем.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов