DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Этнология творчества»: как проходит профильная программа по декоративно-прикладному искусству

«Этнология творчества»: как проходит профильная программа по декоративно-прикладному искусству

Репортаж с образовательной программы направления «Искусство»  

С 27 сентября по 18 октября в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» проходит очная профильная программа по декоративно-прикладному искусству «Этнология творчества». Ее участники – 25 учащихся средних художественных школ, художественных лицеев и художественных училищ в возрасте от 13 до 15 лет из Казани, Арска, Азнакаево, Нурлата, Менделеевска, Чистополя, Атнинского и Сабинского районов. Программа проводится на базе детского лагеря «Байтик» при соблюдении всех требований Роспотребнадзора, введенных в связи с особой санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Программа состоит из интерактивных теоретических и практических занятий и мастер-классов по декоративно-прикладному искусству, живописи, художественным технологиям от ведущих экспертов-художников, мастеров народного и декоративно-прикладного искусства, искусствоведов Татарстана. Курс лекций программы включает в себя темы, отражающие основные этапы развития народного и декоративно-прикладного искусства Поволжья и Татарстана: история возникновения, становления традиционной, народной, этнической и национальной культур. 

Мадина Махмутова, руководитель программы, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ:

– Особенностью этой программы является то, что школьники получают тот материал, который не дают в общеобразовательных школах. На данной профильной программе мы работаем на результат, у ребят есть возможность полностью погрузиться в процесс, в атмосферу творчества. Вне занятий каждый участник в любое время может получить консультацию наставника. Участие в программе может повлиять на выбор будущей профессии. 

Участники программы работают в четырех мастерских:

  • «Халык бизэклэре» (украшения народов). Здесь школьники изучают художественные технологии создания куклы в национальном костюме народов Поволжья, осваивают навыки ручного труда и создают готовые изделия. Сначала костюм на кукле, далее для самих себя: татарские головные уборы (тюбетейка и калфак), народные игрушки. Работают с иглой, тканью, инструментами, техническими средствами изготовления и декорирования изделий.
  • «Арт-глина». Здесь участники программы работают на гончарном круге с живой глиной – переносят знания о народном костюме и создают куклы, тарелки.
  • «Хазинэ» (сокровищница). Это мастерская живописи. Здесь школьники изучают предметы и интерьеры народного быта. Создают живописные картины на народно-бытовые темы, натюрморта с предметами народного быта. Развивают навыки работы с различными материалами: акварелью, гуашью, цветными карандашами.
  • «Фотодизайн». Здесь ребята фотографируют и обрабатывают фотографии. Осваивают основные навыки работы в программах CorelDraw и Photoshop. 


Артур Шакиров, преподаватель программы, педагог дополнительного образования Центра детского творчества «Галактика» (Кукморский район):

– Я преподаватель компьютерной графики, дизайна, рисунка и фотографии. Отдельно проводим занятия и мастер-классы по лепке и гончарному делу с Дилярой Шакировой, педагогом того же Центра. На своих занятиях по компьютерной графике изучаем  графический дизайн, промышленную графику, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы. Работаем с фотографией, то есть сами с детьми фотографируем и учимся сразу же обрабатывать снимки. Я надеюсь, что все эти знания в области дизайна, полученные на наших занятиях, пригодятся ребятам, ведь на сегодняшний день дизайнер – одна из самых востребованных профессий. И, может, как раз профильная программа станет началом рождения профессии – дизайнер.

Педагогическая особенность программы состоит в практико-ориентированной направленности. Овладение художественными технологиями позволяет участникам программы создавать творческий индивидуальный продукт и развивать коммуникативные способности согласно специфике их будущей профессиональной сферы деятельности.

Маргарита Пьянова, ученица 8 класса гимназии №1 (Чистополь), рассказала, чему она научилась на программе:

Я решила принять участие в этой программе, чтобы попробовать что-то новое, усовершенствовать свои навыки в рисовании и декоративно-прикладном искусстве и получить много положительных эмоций. Я познакомилась с историей костюмов народов Поволжья, научилась создавать своих собственных кукол, потренировалась в составлении композиций, дизайнерских решений, познакомилась с фотошопом. Те знания и навыки, которые я получила здесь, пригодятся мне во многом. Например, с их помощью я смогу дальше развиваться в творчестве, буду лучше знать историю нашей культуры и  создавать на этой основе что-то свое.

Мне нравится эта программа своей творческой атмосферой, прекрасными преподавателями и приятным общением с ребятами. Конечно, в любом деле возникают трудности. Мне показалось сложным шить платье для куклы, но с помощью наставника у меня все получилось. На такие профильные смены ездить очень полезно и важно, потому что это дает новые знания, навыки и знакомства, помогает определиться со своим будущим, понять, чем ты действительно хочешь заниматься. Я планирую связать свое будущее с творческой сферой и вижу себя только в этом, но кто знает, может, все еще изменится. 


Лиана Багманова, ученица 9 класса школы-интерната с углубленным изучением отдельных предметов для одаренных детей (Сабинский район), рассказала о роли творчества в ее жизни:

– Умение творить, креативить и создавать красоту, будет актуально во все времена! Ведь именно творческие люди раскрашивают эти серые будни. И я хочу стать одной из таких людей. Хочу радовать всех красотой, которую буду создавать собственными руками, разбавлять консервативные будни и придумывать что-то  новое, интересное, а главное свое. Поэтому я уже начала задумываться о своем будущем. Его я хочу связать с направлением дизайна интерьера и экстерьера. С шестого класса я увлекаюсь дизайном одежды, мне нравится рисовать, лепить, творить и создавать красоту своими руками. На занятиях мы изучаем много интересного и познавательного: декоративно-прикладное искусство,  компьютерная графика, керамика, история костюма и много другое. Я открыла для себя новые техники рисования (граттаж, точечная техника рисования, рисование пищевой пленкой, техника росписи в народном стиле), создала свою первую куклу, впервые работала с глиной, получила ответы на все интересующие вопросы, связанные с творчеством.

Марьям Валиева, ученица 8 класса школы-интерната с углубленным изучением отдельных предметов для одаренных детей (Сабинский район), поделилась своими впенчатлениями:

На программе я узнала много интересного и полезного про историю народов Поволжья и Урала, происхождение и разновидности их национальных костюмов. Научилась писать картину, применяя различные законы в сфере искусства, шить  народных кукол по старым обычаям, лепить из глины различные предметы и разбираться в фотоискусстве. Да, трудности возникали при рисовании и лепке национальных кукол, но, благодаря хорошим наставникам,  они  быстро исчезали. 

Программа нравится тем, что она наполнена интересными занятиями, занятия ведут крутые преподаватели, а, главное, нам предоставляются большие возможности, о которых я не знала. Стоит просто сделать маленький шаг, и ты уже окунаешься с головой в этот прекрасный мир! Наверное, я еще полностью не определилась, кем я хочу стать, но я определенно знаю, что эта профессия будет неразрывно связано с творчеством и искусством. Полученные знания и навыки пригодятся мне в будущем.

 Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов