Репортаж с образовательной программы «Театральный вектор»
Поиск себя, своего будущего пути в жизни через театральное искусство. Такой шанс выпал ребятам – участникам профильной программы по театральному искусству и художественному слову «Театральный вектор». Она состоялась в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Республики Татарстан с 5 по 22 сентября. В программе участвовали 15 ребят 12-14 лет из Казани, Зеленодольского, Менделеевского, Арского, Альметьевского, Буинского и Атнинского районов Татарстана.
Руководителем программы выступила Зульфира Кельдиева, тренер-эксперт надпредметных компетенций, наставник Университета Талантов, разработчик профильных программ по искусству Республиканского центра по модели «Сириус»:
– Участвуя в программе, ребята познакомились с историей театра в республике, вехами его развития, актерами, внесшими значительный вклад в сценическое искусство. Участники встретились с настоящими профессионалами своего дела. Они также изучали особенности, приемы актерского мастерства и художественного слова, осваивали основы технологии создания сценического образа с помощью грима и костюма, технологии постановки пластики и голоса актера, как в теории, так и на практике. В программу вошли и занятия по проектному творчеству, развитию надпредметных компетенций.
Алевтина Кайнова, заместитель заведующего кафедрой театрального творчества, доцент Казанского государственного института культуры, преподавала дисциплины «Театральное искусство», «Актерское мастерство»:
– Наша главная цель – познакомить ребят с азами актерского мастерства. Это, в первую очередь, – самопознание, а только потом – работа в спектакле. Мы активно занимались тренингами. Работали над развитием элементов актерского мастерства – это внимание, воображение, фантазия, освобождение и пластичность тела, сценическая речь, самопознание. Занятия проходили таким образом: актерская разминка, упражнения на фантазию, внимание, взаимодействие, коллективность, только потом – репетиции.
Для выпускного спектакля ребята вместе с преподавателями выбрали «Балладу о крыльях» Роберта Рождественского. Во время репетиции участники программы общались на темы актерского мастерства, жизни в театре и искусства. Выбор пал именно на это поэтическое произведение неспроста: в нем максимально обострены чувства, есть философия, сжатая во времени, эмоции, чувства, темпо-ритмический, рисунок. Алевтина Кайнова дала возможность ребятам проявиться эмоционально и почувствовать себя настоящими актерами.
– Это очень важно для развития человека. Мы много обсуждали темы мечты, взаимоотношений с окружающим миром, выбора поступков, работая и над развитием ребят, их навыков. Я увидела, как меняются ребята, развиваются. Меня это очень радует. Приобретенные здесь знания ценны: это больше нигде нельзя приобрести. Все это время они занимались коллективным творчеством рядом с профессиональными, грамотными мастерами, которые знают психологию ребят, свою профессию. Это неоценимо, – отмечает преподаватель.
Лолита Кучинская, ученица 9 класса средней школы №34 с углубленным изучением отдельных предметов г. Набережные Челны профессионально актерским мастерством начала заниматься на этой программе. Она с 5 лет танцует на сцене, выступает со школой на различных мероприятиях. На программе по танцам, которая прошла 1-21 августа 2020 года, Зульфира Кельдиева увидела в ней актерские способности и предложила принять участие в «Театральном векторе».
– Я хотела получить огромный опыт для своей будущей карьеры, решила принять участие. После смены у меня появились знания в социальной сфере – это арт-маркетинг, арт-брендинг. Я осваивала также вокал и актерское мастерство. Я хочу связать свою жизнь с театром. Мне нравится управлять эмоциями зрительного зала со сцены. Именно актер может заставить зрителя заплакать или засмеяться от своей игры. Я не могу представить рутинную работу. А у артистов, думаю, ни один день не похож на другой.
В конце профильной программы ребята показали спектакль участникам научного направления. После спектакля прошло обсуждение смыслов, заложенных в постановке. В начале и конце спектакля ребята постарались передать свое мироощущение о человеке-личности, взаимоотношении с окружающим миром. В конце спектакля они включили технологию вербатим, где читали короткие монологи о себе и детских мечтах. И, возможно, на этой профильной программе у ребят определился свой вектор развития в театральном искусстве, художественном слове.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов