DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Сириус. Лето» в Татарстане: робот в помощь эйчарам, экологичная утилизация отходов и вопросы энергосбережения

«Сириус. Лето» в Татарстане: робот в помощь эйчарам, экологичная утилизация отходов и вопросы энергосбережения

В России стартовала программа поиска и реализации научно-технологических проектов и наставников для школьников «Сириус. Лето». В Татарстане привлечением республиканских компаний в программу и координацией взаимодействия школьников и наставников занимается Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей по модели Образовательного Центра «Сириус», сформированный на базе Университета Талантов.

В программе участвуют школьники 7-11 классов, которые до конца лета могут найти актуальную, современную задачу для проектной работы в следующем учебном году, и студенты, которые выступят наставниками проектных групп. Задачи в сфере науки, технологии, бизнеса предлагают индустриальные и научные партнеры – предприятия и вузы.

Программа подразумевает взаимодействие школьников, студентов, индустриальных и научных партнеров под одной общей идеей проектное творчество. На данный момент загрузка задач партнерами завершена, и идёт стадия выбора проектов студентами и школьниками, — отмечает Ольга Шиндор, руководитель направления «Территориальная сеть и партнерское взаимодействие» Университета Талантов.

По ее словам, предприятия Татарстана, которые имеют актуальные  или нерешенные проблемы, могут представить свою задачу для решения студентам и школьникам. При этом студенты выступят наставниками, которые помогут разобраться в теме. Они получат опыт педагогической практики в проектной деятельности, познакомятся с потенциальными работодателями, смогут проявить себя и трудоустроиться. Для школьников – это возможность поработать с вузами и компаниями, определиться с будущей профессией, создать свой проект и представить его для участия в международных проектах.

Участники программы – школьники – могут выбрать проект до 31 августа на сайте «Сириуса».  При решении кейсов учащиеся объединяются в команды, их наставниками станут студенты – проектные менеджеры, которые будут утверждены заказчиками. По всей России порядка 200 компаний представят свои кейсы для решения. В работе активно примут участие 50 региональных центров выявления и поддержки одаренных детей, созданные по модели «Сириуса». В Татарстане об участии в проекте заявили 248 человек – это 163 школьника и 85 студентов. Для решения им предлагаются 54 задачи  – 25 из них поступили от четырех ведущих вуза республики: Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ) Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), Казанский национальный исследовательский технологический университет, (КНИТУ-КХТИ) и Казанский государственный аграрный университет. Еще 29 задач предоставили 12 предприятий и компаний республики.  

«Сетевая компания»

ОАО «Сетевая компания» представляет для «Сириус. Лето» три программы, одна из которых связана со снижением потерь электроэнергии в электрических сетях. По мнению Айрата Туитярова, инженера 1 категории лаборатории испытания интеллектуальных систем ОАО «Сетевая компания», специалисты компании ожидают от школьников представление алгоритмов по переключению трансформаторов для снижения потерь холостого хода в виде блок-схемы с описанием проведенных исследований. Кроме того, ребята могут разработать программное обеспечение для демонстрации сути их решения и возможного испытания на реальных объектах.

Это задача будет для школьников своеобразным кейсом. В процессе его решения они смогут изучить вопросы автоматизации и потерь электроэнергии при ее передаче и распределении, – отмечает он.

В ОАО «Сетевая компания» проектной деятельности уделяют особое внимание. «Я считаю, что занятия проектной деятельностью имеют большую роль. Это понимают и в нашей компании. У нас постоянно проходят тренинги по проектной деятельности, в частности обучение работе в команде, искусству выступления и презентации», – подчеркнул Айрат Туитяров.

Кроме того, компания уделяет много внимания и профориентации школьников. Это и мероприятия, направленные на ознакомление с профессией (экскурсии на объекты), обучения основам безопасного использования электроприборов, также целевые мероприятия.

– «Сетевая компания» участвует во всех социальных проектах, которые проводятся в республике. Работа с молодежной аудиторией поможет в дальнейшем готовить профессионалов, – отметил Всеволод Семенюк, начальник управления по работе с персоналом ОАО «Сетевая компания».


Унистрой

Унистрой представляет для участников программы «Сириус. Лето» пять проектов. Один из них посвящен роботизации и искусственному интеллекту в рамках подбора сотрудников. Это необходимо для того, чтобы первичные собеседования проводили не менеджеры по персоналу, а роботы. Они проведут анализ кандидата по итогам интервью и сделают первичный срез: подходит ли данный кандидат компании. Это необходимо для высвобождения времени менеджеров по персоналу для другого рода задач.

– Это будет взгляд со стороны. Ребята могут предложить совсем иные, новые решения, не похожие на мысли взрослых. Эта область не так глубоко изучена, и требуется очень большой объем работы. В дальнейшем ребята смогут развивать данный проект не только в рамках «Сириус. Лето». Знание цифровизации, информатики, психологии, любознательность, интерес к этому делу, изучение возможных сторон, системное мышление, умение самоорганизации, работа на результат может во многом помочь ребятам. Именно эти hard и soft skills необходимы для решения нашего кейса», – поделилась Екатерина Царенко, заместитель генерального директора УК «Унистрой» по персоналу.

КНИТУ-КХТИ

Специфика Казанского технологического университета  связана с  химией, биологией и микробиологией. Для программы «Сириус. Лето» вуз представляет 12 тем для решения его участниками. Одна из них связана с утилизацией отходов пластика, полиэтилена и вторичным использованием полученных материалов.

– Проблема ресурсосбережения, охраны окружающей среды – одна из самых актуальных. Ее можно назвать общемировой проблемой. Это классический метапредметный проект, в котором необходимо знать математику, информатику, биологию, органическую и неорганическую химию. Во время работы мы попытаемся выявить сильные стороны ребят и сформировать команду. Каждая предложенная нами тема может стать акселерационным проектом, а самые интересные из них мы обязательно продолжим. Участников пригласим в нашу химическую школу «Орбиталь», которая пройдет в ноябре, – отметила Любовь Овсиенко, директор по реализации проектов непрерывного образования КНИТУ-КХТИ.

Решения данного кейса будут интересны муниципальным органам власти, предприятиям, которые ищут новую форму бизнеса. В период переработки также нужно думать о том, насколько это токсичная переработка, необходимо уметь рассчитывать стоимость этой переработки.

КНИТУ-КХТИ ведет и проектную деятельность со школьниками. У вуза есть филиал – лицей-интернат с углубленным изучением химии. Его учащиеся ежегодно участвуют в конкурсе «Большие вызовы» «Сириуса». Один из самых известных конкурсов вуза – «Нобелевские надежды КНИТУ», включающий в себя 23 направления. Конкурс «Моя интеллектуальная собственность» связан с патентами, результатами инновационной деятельности, поддержкой патентной активности. В конкурсе «Инновационный полигон» школьники создают проекты-стартапы.

– Проектное творчество – это основа любой инженерной деятельности. Современный инженер – это человек, который должен уметь принимать нестандартные решения, работать в команде, искать новых союзников. Ребята во время работы над проектом создают партнерскую сеть, помогают друг другу. Это те самые навыки и коммуникации, без которых бизнес невозможен. Мы стараемся готовить их к будущей жизни. Чтобы не растеряться в этом мире, не бояться будущего, понимать существование универсальных инструментов, нужны такие конкурсы. Школьнику, который занимался проектами, гораздо легче адаптироваться в вузе. Чем раньше начинается такая деятельность, тем школьник  успешнее. Так можно развить компетенции, обрести новые знания, а еще важнее запустить механизм саморазвития. Тогда человек уже сам находит свои ниши и работает в них, – считает Любовь Овсиенко.


Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов