DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Ярослав Кончаков: «Отправная точка любого успеха — это искреннее желание»

Ярослав Кончаков: «Отправная точка любого успеха — это искреннее желание»

Интервью с экспертом профориентационного курса «Выбери профессию»

Самореализация – важный процесс в жизни каждого человека. Однако процесс становления не всегда дается легко. На сегодняшних выпускниках школ лежит большая ответственность по выбору дальнейшего пути развития. Часто абитуриенты при выборе профессии полагаются на мнение окружающих и не учитывают свои интересы, либо просто не видят применения своему потенциалу, так как мало что знают о новых специальностях. Цель Университета Талантов - содействие молодым людям в реализации потенциала. Для решения вопроса профориентации был запущен онлайн-курс «Выбери профессию». 

Эксперт профориентационного курса по нанотехнологиям и робототехнике, заместитель директора по информатизации политехнического лицея №182 (г. Казань) Ярослав Кончаков рассказал, как раскрыть потенциал ребенка, какие вопросы волнуют нынешних выпускников и как найти дело жизни. 

У меня уже был опыт преподавания в дистанционном формате. С августа прошлого года наш лицей выступает в качестве федеральной площадки по апробации программы «Цифровая платформа персонализированного образования для школы», которая была разработана по инициативе Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». С января этого года в лицее стала активно использоваться образовательная онлайн-платформа «ЯКласс». Я занимаюсь внедрением этих систем, поэтому хорошо осведомлен, как сделать дистанционное обучение максимально эффективным. Онлайн-формат способен качественно автоматизировать учебные процессы. Мне нравится работать в таком режиме, по отзывам ребят могут отметить, что им тоже комфортно взаимодействовать и постигать новые знания в онлайн. Плюс это развивает востребованные сегодня навыки, связанные с цифровыми технологиями. Помимо прочего, я работал педагогом дополнительного образования в таких учебных организациях как Первый инженерный лицей, школа Иннополис, Международная школа. Также обучаю молодых людей основам двухмерной и трехмерной графике. Когда в нашей республике начала функционировать программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills в партнерстве с WorldSkills, я стал экспертом программы по компетенции «Интернет вещей». 

Я часто пересекался с Университетом Талантов. Так например, в прошлом году нам удалось совместно поработать на фестивале идей и технологий «Rukami». Тогда я и начал активно интересоваться деятельностью данного института развития. Несколько наших учащихся – студенты Университета Талантов, они рассказывали, как открывают много инсайтов для себя, получают поддержку и хорошие возможности. Но я и не предполагал, насколько это масштабная работа, пока сам не стал ее частью! Меня пригласили в качестве эксперта на профориентационный курс «Выбери профессию». Я согласился, потому что мне интересно было поближе познакомиться с системой Университета Талантов, с тем как они работают, как раскрывают потенциал молодых людей. Кроме того, вопрос профессионального самоопределения сейчас очень актуален, поэтому хотелось помочь ребятам с их поиском своего ремесла.  

Многие абитуриенты до последнего тянут с выбором специальности и не понимают чего они хотят в дальнейшем от жизни. Это происходит из-за того, что выпускники не всегда разбираются в профессиях, а о существовании некоторых и вовсе не знают. Бывает и такое, что молодые люди не рассматривают определенную специальность из-за ложных представлений о ней. Поэтому в школах необходимо больше времени уделять вопросам профориентации. Если человек не получает удовольствия от своей работы, ему не добиться успеха в этой сфере. Какое-то время я работал в вузе в отделе профориентации, где мы проводили работу с абитуриентами. Я был руководителем отдела и общался с выпускниками школ, колледжей. Большинство из ребят говорили, что выбирают факультет, исходя из количества баллов и предпочтений родителей. И только единицы отталкивались от своих интересов. Необходимо как можно раньше начинать заниматься качественной профориентацией в школе. Когда-то существовали учебно-производственные комбинаты, где школьники могли попробовать себя в разных профессиях. Сейчас подобного нет. Есть экскурсии на предприятия, ярмарки профессий. На ярмарках обычно порядка 80 компетенций, которые дети должны пройти за полтора - два часа, условно на изучение каждой компетенции у ребят всего 2-4 минуты. Отсюда, мы понимаем, что это не совсем эффективно. А вот то, что мы делали с Университетом Талантов, это все-таки хорошо. Так как мы разбирались не только в тонкостях профессии, но и изучали интересы молодых людей, это предлагало несколько вариантов развития событий, а за участниками оставалось право выбора. Еще мы рассматривали разные вузы, особенности поступления в каждый из них. Определяли, в чем будет заключаться работа определенного специалиста и в каких организациях он сможет работать. То есть ребята четко видели, какие у них имеются варианты. Познакомившись со спецификой профессии, они могут сопоставить это со своими интересами и выбрать подходящее ремесло. Так проще понять, что созвучно их внутреннему миру. Это и является целью профориентации. Курс «Выбери профессию» включал в себя несколько этапов. Первым делом, молодые люди изучали различные сферы, потом выбирали из них одну. А затем определялись с направлением и отправлялись на индивидуальную консультацию. 

Не стоит настраивать молодых людей на то, что если они отучились на одну определенную профессию, это станет их ремеслом на всю жизнь. В течение жизни человек может поменять огромное количество областей деятельности. И то, что вы можете уйти работать в другую сферу вполне нормально. Главное, чтобы вам было интересно, ведь когда работа доставляет удовольствие, то и успех не заставит себя долго ждать. Да и нынешние тенденции на рынке труда показывают нам, что сейчас не очень ценятся специалисты только в одной области. В наше стремительно развивающееся время нужно быть специалистом разных областей и комплексно подходить к работе. Необходимо уметь быстро обучаться новому –  ценнейший навык. А как понять, что ребенку действительно интересно? Я определяю это по наличию вопросов, если у молодого человека их возникает много, значит, тема ему интересна. Все люди талантливы и у всех есть потенциал, который требует раскрытия. 

Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов