DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Максим Бондарев: «Хакатон – прекрасная возможность для личностного роста и понимания сути вещей в современном образовании»

Максим Бондарев: «Хакатон – прекрасная возможность для личностного роста и понимания сути вещей в современном образовании»

Интервью с организатором III Всероссийского педагогического онлайн-хакатона «PedHack: инновационные образовательные решения»

Сегодня в России особой популярностью пользуются хакатоны – соревнования, во время которых программисты сообща решают какую-либо проблему за определенное время. Теперь такие мероприятия проводятся и для специалистов из других отраслей, например, образования. Так 24-26 апреля в городе Ростов-на-Дону прошел уже III Всероссийский педагогический онлайн-хакатон «PedHack: инновационные образовательные решения», в ходе которого себя активно проявили и педагоги, и IT-специалисты.

Мы поговорили с одним из организаторов хакатона, Максимом Бондаревым, кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующим кафедрой начального образования Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону).

Когда у вас появилась идея организовать педагогический хакатон?

– В Южном федеральном университете традиция проведения хакатонов существует давно. Ежегодно проходит хакатон «Cyber Garden» для специалистов IT-сферы. Три года назад мы с коллегами пришли к выводу, что педагогам не хватает неформальной площадки, где было бы возможно совместно со студентами и специалистами из других областей создавать комплексные образовательные продукты с использованием нестандартных методов. Такая площадка могла бы стать основой для создания сообщества профессионалов, которым не безразлична тема развития образования и разработки инновационных образовательных решений. Так пришла идея организации педагогического хакатона.

В чем главная суть мероприятия?

– Дать возможность людям с различным бэкграундом в неформальной обстановке работы за 48 часов попробовать себя в создании нового продукта в области образования в трех номинациях: edutainment, educational design и edutech. Площадка предполагает возможность разработки и представления своего собственного проекта или решение кейса от компаний и организаций-партнеров хакатона. Главной задачей мероприятия является объединение на одной площадке людей, которые в обычной жизни вряд ли бы встретились, чтобы в рамках совместной деятельности они могли создать классный продукт, его прототип или концепцию. 

Хакатон проводится уже третий год. Какое новшество введено в этом году?

–  На первом хакатоне в 2018 году участники работали над собственными идеями и проектами. Хакатон 2019 года проходил на площадке Точки кипения ЮФУ в смешанном формате: несколько команд разрабатывали решения в соответствии с проектными задачами, предложенными нашими партнерами - платформой Учи.ру и проектом Яндекс.Учебник. В 2020 году хакатон прошел в онлайн-формате при поддержке проекта «Учитель будущего» президентской платформы «Россия - страна возможностей» и «Digital Contest». Особенностью этого хакатона стал «кейсовый формат»: все 78 команд работали над проектными задачами, представленными 11 компаниями и организациями-партнерами (Яндекс.Учебник, Учи.ру, CORE, Университет Талантов, Умные города, Гринатом и др.).

Как решения, представленные участниками хакатона, в дальнейшем реализуются в жизнь?

– По итогам первых двух хакатонов некоторые проекты, представленные командами, дорабатывались в акселераторах Sfedu Business Station и Южный IT-парк. Отмечу, что мы не ставили задачу вырастить стартапы. Но нам удалось дать участникам возможность попробовать себя в новых форматах, поработать в отличной атмосфере профессионального марафона в междисциплинарных командах. Заказчики хакатона 2019 года были довольны решениями кейсов, представленными командами, с некоторыми из которых продолжили сотрудничество в том или ином формате. По итогам последнего хакатона можно отметить, что некоторые партнеры, в частности образовательная платформа CORE, продолжили работу с командами-победителями, предложив уже реальные коммерческие заказы. Три команды, предложившие лучшие, по мнению экспертного жюри, решения кейсов от проекта «Учитель будущего» были приглашены для прохождения специальной образовательной программы постсопровождения на базе мастерской управления «Сенеж».

 Насколько результативен формат хакатона при решении конкретных задач от различных компаний?

– У нас не было задачи во что бы то ни стало решить задачу компании и создать полноценный продукт. Проектная деятельность предполагает два результата – продуктовый и образовательный. Мы, как организаторы, ставили во главу угла образовательный и социальный эффекты. 48 часов непрерывной командной работы позволяют прокачать как hard, так и soft skills и предложить заказчику нестандартные комплексные решения, проработанные с позиций педагогов и разработчиков образовательных программ, маркетологов, дизайнеров, специалистов IT-сферы. Партнеры онлайн-хакатона не раз отмечали, что, благодаря предложенным решениям, они открыли для себя новые горизонты развития и увидели возможности развития своих продуктов. Формат хакатона оказался эффективным инструментом для всех сторон. 

 Как оцениваете участие Университета Талантов в данном хакатоне в качестве партнера мероприятия?

– С Университетом Талантов мы сотрудничаем достаточно плодотворно в различных направлениях. Мы участвовали в Молодежной школе талантов, конференции, посвященной развитию талантов в регионах, студенты ЮФУ принимали участие в Олимпиаде наставников Университета Талантов. Две команды из Университета Талантов принимали участие в нашем педагогическом хакатоне в прошлом году. Мы совместно работаем в области сопровождения талантливой молодежи в регионах. Участие Университета Талантов в хакатоне в качестве партнера – логичное продолжение нашего сотрудничества. Убежден, что у нас впереди много интересных проектов и мероприятий. 

Насколько кейс Университета Талантов был интересен членам жюри, и для самих участников?

– Задача на развитие soft skills, тем более в игровом формате, для людей, планирующих связать свою жизнь с наставничеством – все это было интересно и нам, и участникам. Это достаточно необычное направление. Данный кейс решали восемь команд.


Как развиваются педагоги, участники, благодаря участию в хакатоне? Какой опыт они получают?

– Развитие участников осуществляется в трех направлениях – hard skills, soft skills и личностные качества. Например, одна из команд, состоящая из будущих педагогов и IT-специалистов занималась разработкой чат-бота. Мне кажется, что в данном случае мы смогли увидеть отличный пример развития профессиональных навыков, связанных с междисциплинарностью, решением комплексных проблем, а также развития коммуникативной компетенции в области «межотраслевого» взаимодействия, навыка работы в междисциплинарной команде. Сегодня такой опыт очень важен для личностного роста и понимания сути вещей в области образования и связанной с ним  инновационной деятельностью, способности создавать качественные продукты и решения.

Как вы считаете, важно ли постоянное внедрение инновационных решений в систему образования?

– Мы прекрасно понимаем, что сегодня образование – зеркало многих процессов, происходящих в мире. В последние десятилетия мир развивается очень быстрыми темпами. К сожалению, ввиду объективных причин и закономерностей развития, мы не успеваем «бежать» с той же скоростью. Школьников и студентов, как правило, учим не тому, что пригодится им завтра, а тому, что умеем делать сегодня. Это одно из наиболее существенных противоречий, характеризующих современное образование. Считаю, что современное образование должно априори быть инновационным. Педагог должен постоянно учиться. Как только мы решили, что все умеем и знаем и что являемся достаточно квалифицированными профессионалами, в этот момент нужно срочно искать актуальную статью или книгу, онлайн-курс или программу повышения квалификации, записываться в качестве участника на интересное образовательное мероприятие и выходить из зоны комфорта. Считаю, что современный педагог должен учиться постоянно и творить, опираясь на те достижения, которые сегодня существуют в науке и профессиональной практике, а также в смежных областях. Сама педагогическая деятельность сегодня должна стать инновационной. Иначе, она не имеет смысла.

Довольны ли вы, как автор, результатами III хакатона?

– Да, безусловно. За достаточно короткое время мы смогли сделать большую работу как команда. Наш хакатон, благодаря онлайн-формату, стал действительно всероссийским. В нем приняли участие более 340 человек из 58 регионов России. Подобное невозможно было бы осуществить в офлайн-формате на одной площадке. К сожалению, не все команды дошли до финала. Напряженная командная работа в онлайн-режиме шла на протяжении всех 48 часов. В процессе работы  мы потеряли девять команд, некоторых уже на последнем чек-поинте. Все те, кто дошел до конца, большие молодцы.

–  Какие планы у вас появились для проведения хакатона в следующем, 2021 году?

– Мы бы хотели провести его в 2021 году в офлайн-формате на нескольких площадках одновременно в разных городах. Нас уже поддержали Университет Талантов, Томский государственный педагогический университет, некоторые университетские  «Точки кипения» в различных регионах страны. Возможно, это будет некий микс онлайн- и офлайн-форматов.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов