Блиц-интервью с руководителем профильной программы по физике Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан
С 30 июля по 19 августа Республиканский центр выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан проводит профильную программу по физике «Физические эксперименты и машины Гольдберга». Школьники научатся выполнять лабораторные работы по физике и обрабатывать результаты измерений, освоят методы решения задач повышенной сложности. Помимо этого, каждый участник программы познакомится с работами ученых физиков в Казани и узнает, как в теории и на практике создавать Машины Гольдберга – абсурдно сложные механизмы из самых простых материалов. Они используются нестандартным способом – как правило, посредством длинной последовательности взаимодействий по «принципу домино». Для ее создания ребятами понадобятся знания физики, математики, химии, электроники, механики и многих других. Данный модуль программы поможет школьникам развить фантазию, навыки технического конструирования, умение работать в команде, навыки работы с инструментами.
Руководитель программы – Рустем Хуснутдинов, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой физики Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Он рассказал, чем будут заниматься школьники на программе и почему в ней будет полезно и интересно поучаствовать.
– Рустем Рауфович, расскажите про свою профессиональную деятельность.
– После физфака Казанского государственного университета, я поступил в аспирантуру в Казанский физико-технический институт им. Е. К. Завойского Казанского научного центра РАН. Защитил диссертацию, работал научным сотрудником в лаборатории химической физики. С 2005 года – в КГЭУ. С 2018 года – заведующий кафедрой физики. Сфера моих научных интересов – спектроскопия ядерного квадрупольного резонанса и его приложения.
– Как разрабатывали программу? На какой опыт опирались?
– Идея программы возникла после посещения вместе с дочерью научно-популярных программ «Умная Казань». В некоторых программах дети младших классов выполняли эксперименты без элементов шоу, то есть без лишнего упрощения до детского уровня. Это очень нравилось детям и их родителям. В последние годы очень много таких псевдонаучных программ для детей, где научности отводится не первое и даже не второе место, а во главу угла положены спецэффекты: яркость, шипение, взрывы. Мое желание было отойти от всего этого и показать физику такой, какая она есть. Поэтому школьники, которые будут обучаться по нашей программе, не увидят опытов с жидким азотом или смешивания цветных жидкостей.
Новаторство программы заключается в том, что в первой части смены школьники будут узнавать новое и закреплять знания разделов физики с помощью выполнения экспериментов, которые включены в вузовскую программу по курсу «Физика». Во второй части смены, наверное, впервые в Казани, школьники самостоятельно будут придумывать и конструировать Машину Гольдберга.
– Что ждет участников программы? Чем они будут заниматься?
– В разделе программы «Физические эксперименты» занятия будут начинаться с лекций ученых Казани о проводимых ими исследованиях. Я планирую приглашать ученых из КГЭУ, КФУ и КФТИ. Затем несколько занятий будет посвящено выполнению лабораторных работ под руководством преподавателя и инженеров кафедры физики. Далее, мы, в отличие от школьной программы, научим школьников обрабатывать результаты измерений и считать ошибки. Естественно, затронем решение интересных задач. Во второй части смены участников ждут «Машины Гольдберга» – уникальные механические устройства, которые выполняют простое действие как можно более сложным, смешным и вычурным способом. Участники будут поделены на команды. У каждой команды будет наставник и инженер. Работать они будут в уникальном центре прикладных технологий по стандарту World Skills в тех же самых кабинках, где тренировались российские участники мирового чемпионата трудовых профессий. Здесь не только предстоит напрячь фантазию, генерировать идеи, но и затем реализовать их (выпилить, вырезать, склеить и так далее). И, самое главное, им придется основательно потрудиться, чтобы это все в конце концов заработало. Кроме двух основных модулей ребятам будут предложены два дополнительных модуля: «Социальное проектирование и предпринимательская деятельность» и «Атлас IT профессий».
– Что полезного узнают участники программы и почему в ней нужно принять участие?
– Мне кажется, ребятам, в частности, старшеклассникам, программа поможет глубже понять разделы физики, научиться проводить измерения и обрабатывать ошибки. Возможно, некоторым это поможет сделать выбор будущего вуза, кому-то – выбрать профессию. Также они научатся работать в команде и добиваться успеха, несмотря на то, что многое будет сначала не получаться.
Для многих физика и ученые, ей занимающиеся, представляются чем-то далеким. Здесь они узнают, чем в действительности занимаются физики в Казани, как и где, на каких установках они выполняют свои исследования.
– Какие ожидания от программы?
– Я ожидаю, что увижу ребят с горящими глазами, готовыми «пыхтеть» над задачами и не сломавшимися от «скучного» оформления результата измерений и вычисления ошибки. Выдержавших многократное несрабатывание механизма и добившихся того, чтобы он наконец заработал. После завершения участники будут представлять, что такое физика в техническом вузе, будут понимать, готовы ли они заниматься физикой и узнают, как собирать интересные конструкции Машин Гольдберга. Опыт по созданию таких механизмов поможет ребятам не скучать, например, в таких ситуациях, как нынешняя самоизоляция, они смогут руководить учениками младших классов и организовать кружки по созданию Машин. Возможно, захотят собрать команду и участвовать во всероссийских и международных соревнованиях, проводимых Лигой Гольдберга.
В профильной программе могут принять участие школьники, окончившие 9-10 классы. К участию в профильной программе могут быть допущены учащиеся, окончившие 8 класс, прошедшие отбор по программе 9 класса. Более подробную информацию о профильной программе вы можете прочитать здесь. По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу rcnauka@utalents.ru.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов