Талантливая молодежь и одаренные дети создают умную среду обитания и контролируют окружающую среду, приспосабливают космос для жизни человека, находят полезную для себя информацию в BigData и конструируют электромобили. Школьники работают над задачами, стоящими перед учеными и технологами.
Чтобы заявить о своих идеях и разработках, для них существует множество конкурсов. Одним из таких является Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы». Его проводит Образовательный центр «Сириус» совместно с региональными центрами поддержки одаренных детей. В Татарстане учредителями конкурса выступают Министерство образования и науки Республики Татарстан и Образовательный Фонд «Талант и успех», региональным оператором – Университет Талантов.
22 и 23 марта состоялся финал регионального этапа, участниками которого стали более 40 школьников. Учащиеся 7-11 классов из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Зеленодольска и Кукмора представили 27 проектов. Защита проектов проходила онлайн по 8 направлениям:
- Нейротехнологии и природоподобные технологии;
- Когнитивные исследования;
- Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение;
- Умный город и безопасность;
- Новые материалы;
- Агропромышленные и биотехнологии;
- Беспилотный транспорт и логистические системы;
- Современная энергетика.
Работы оценивали более 15 экспертов. По сравнению с конкурсами прошлых лет в этом году есть ряд существенных отличий по критериям оценки работ участников конкурса. Разделены понятия научно-исследовательских и прикладных проектных работ. Критерии оценки для них – разные. Выделены обязательные требования к содержанию работы: она должна быть оригинальной, этичной и полезной на практике.
Алексей Хабибуллин, директор по довузовскому образованию Университета Иннополис, оценивал работы участников по направлению «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность»:
– Важны не конкурсы, а возможность удовлетворять свое любопытство, способность и желание ставить вопросы и искать на них ответы. Любая подобная работа начинается с вопроса и желания сделать мир лучше. Дальше – формирование команды, поиск ответов, гипотезы, их проверка, прототипы и все остальное. Конкурсы стимулируют к этому и дают возможность структурировать свою работу. Но в принципе, можно то же самое делать и без конкурсов.
Участникам конкурсов важно больше общаться с людьми. Когда хочешь улучшить чью-то жизнь, то невозможно это сделать без постоянного контакта с этим человеком. Поэтому все свои гипотезы надо проверять на реальных пользователях. И не забывать про экспертную поддержку: есть вопросы – задавать.
В ходе защиты авторы проектов рассказали о своих изобретениях и исследованиях, а также ответили на вопросы о научных возможностях разработок, перспективах их внедрения в производство. Помимо этого, каждый участник отработал навыки публичных выступлений и презентаций и получил рекомендации от экспертов, чтобы улучшить свой проект.
Альбина Миссарова и Илдан Петров, учащиеся 10 класса IT-лицея КФУ (г. Казань), участники направления «Умный город и безопасность» защитили проект «Feel parking» и стали победителями. Альбина отмечает, что любые конкурсы – это хороший опыт научиться презентовать свой проект, как настоящий продукт. Получить отзывы и рекомендации. Она считает, что важно не боятся просить помощи и задавать вопросы. На конкурсах полезно заводить знакомства, потому что все занимаются похожим делом и развиваются в одной и той же сфере.
– Конкурсы развивают в тебе такие компетенции, как коммуникабельность, креативность, критическое мышление. Ты также учишься принимать критику от опытных экспертов. В наше время автовладельцы тратят много личного времени на поиск свободного парковочного места. Чтобы решить эту проблему, мы решили создать удобный сервис, который поможет водителю в поиске свободного парковочного места.
На данный момент – это алгоритмы поиска свободных мест, но мы планируем создать и мобильное приложение. Мы получаем данные с камеры, установленной во дворе, а далее программа определяет свободно место или занято. Если свободно, то выделяет зеленым прямоугольником, а если занято – красным. Благодаря программе создается база данных, с помощью которой можно будет предсказывать загруженность, – отметила Альбина.
Владимир Ларюхин, ученик 10 класса лицея №1 (г. Зеленодольск), участник направления «Беспилотный транспорт и логистические системы» второй год подряд становится победителем регионального этапа конкурса. По его словам, приобретенные полезные контакты намного важнее звания «победитель»:
– В самом названии конкурса «Большие вызовы» кроется весь смысл – вызовы сопровождают нас всю жизнь. Когда школьник попадает в среду, где у молодежи есть желание творить, создавать проекты, которые изменят в дальнейшем жизнь, он и сам меняется. Благодаря новому окружению, появляется огонь в глазах и тебе хочется менять этот мир к лучшему.
В прошлом году Владимир стал только участникам заключительного этапа. Он отметил, что для победы в таких конкурсах нужен опыт и знания программирования. За год он изменил подход ведения проектов. Благодаря рекомендациям экспертов пошло дальнейшее развитие проекта. Он считает, что если что-то не получается, нужно остановиться и посмотреть как это можно исправить.
– Летающий купол – это дрон, который летает на эффекте Коанда. Он отличается от других квадрокоптеров повышенной грузоподъемностью, может летать до 8 часов, когда обычные дроны летают по 20 минут. Как пришла идея проекта? Я несколько лет занимаюсь квадрокоптерами, и одну из своих моделей я решил модернизировать: поставить более качественную камеру. Но у меня это не получилось, так как взлетная масса моего квадрокоптера была мала и он просто не взлетел. Я понял, что это слабое место и задал себе вопрос – как это исправить? В итоге нашел решение этой проблемы. Сейчас у меня есть несколько прототипов, и я собираю еще одну модификацию с улучшенными характеристиками. В планах на будущее – участвовать в Startup village в Москве, – рассказал о своем проекте Владимир.
Победители регионального этапа финал пройдут дистанционно, с 10 апреля по 15 мая. Этап будет состоять из двух туров: выполнения задания от экспертных комиссий направления, которое поступит участнику в личный кабинет, и индивидуального собеседования по видеосвязи. Победители и призеры конкурса станут участниками научно-технологической образовательной программы «Большие вызовы», которая пройдет в сочинском «Сириусе» с 1 по 24 июля. Помимо этого, победители регионального этапа конкурса смогут принять участие в Летней проектной школе Университета Талантов и получить поддержку для развития своего проекта.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов