DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
HOW TO: конспектировать просто и эффективно

HOW TO: конспектировать просто и эффективно

Не секрет, что сегодня, в эпоху интернета, мы все сохраняем информацию в электронном формате, в закладках браузера или социальных сетях. Вести же конспекты становится не так актуально. Но именно это  универсальное средство может помочь запомнить большое количество информации, подготовиться к контрольным и экзаменам. 

Тетрадь или ноутбук?

По статистике 81% студентов вместо того, чтобы начать конспектировать на ноутбуке, сначала проверяют почту, а 25% играют в компьютерные игры. Поэтому лучше вести конспекты в тетради, «от руки»: так можно записывать только самое важное, по ходу структурировать записи, делать сразу схемы и графики. Отвлекающие факторы сведены к минимуму.

Написать и прочитать

Перечитывание конспекта важно не только для запоминания информации, но и для исправления ошибок, восполнения пропусков, недописанных фраз, сокращений.

Какие методы можно использовать?

Известно шесть методов эффективной записи информации. 

Метод Корнелла подходит для информации большого объема.

Как писать: ‍на листе провести 2 горизонтальные линии (одна сверху – для даты и заголовка; вторая внизу – для написания основной сути). Провести вертикальную линию и разделить середину листа на 2 части. В правой колонке нужно писать основную информацию. После лекции в левой колонке написать самое важное: имена, формулы, даты, правила. В нижнем поле в течение 24 часов написать резюме по лекции.

Метод боксов помогает фокусироваться на определенном пункте темы, запоминать факты.

Как писать: на листе начертить квадраты или прямоугольники, распределяя их хаотично. Записывать в эти многоугольники важную информацию по каждому ключевому понятию. Боксы можно озаглавить по темам.

Метод нумерации служит для легкого ориентирования в конспекте, тренирует емкость и четкость мышления.

Как писать: на каждой строчке писать ручками разных цветов. Один тезис – одна строка. Присваивать номер каждой строке.

Метод таблиц поможет конспектировать большое количество фактов и объединить несколько элементов в одну систему, определить положительные и отрицательные стороны чего-либо.

Как писать: на листе начертить необходимое количество столбцов. Вносить информацию в соответствующие столбцы.

Метод индексов служит для структурирования данных, позволяет запомнить ключевые понятия.

Как писать: составить список используемых значков (например, квадрат – учить наизусть, круг – прочитать в учебнике, вопрос – уточнить у преподавателя). Записать их в начале тетради. Потренироваться в пользовании этих значков перед использованием.

Метод ментальных карт помогает разобрать сложные темы, анализировать произведения, подготовить выступления.

Как писать: центр карты – место для написания главной мысли. От нее провести линии, отметить важные идеи по теме. На эти линии можно добавить новые пункты, которые раскрывают предыдущие и так далее. Нужно писать кратко, не усложнять карту до четвертого уровня. Объединять темы от разных линий. 

Для чего надо писать конспект

Ведение конспектов переводит материал из краткосрочной в долгосрочную память. Так, материал лучше усваивается и запоминается. Благодаря написанию конспекта:         

– приводится в определенную структуру информация, полученная на лекции;

– можно подготовиться к экзаменам в короткие сроки;

– можно найти самое главное по теме лекции;

– конспекты заменяют учебники (некоторую информацию можно получить только от лектора). 

Как конспектирование тренирует память

При конспектировании очень хорошо можно тренировать ассоциативную память и улучшить концентрацию. Одно и то же содержание фиксируется в сознании четыре раза: при самом слушании; при выделении главной мысли; когда подыскивается обобщающая фраза и при записи. К слову, люди, окончившие вузы много лет назад и записывавшие все только «от руки», помнят разные факты со времен школы или университета.

Как правильно вести конспекты (практические советы)

·         Полное погружение в тему

Полностью сосредотачиваясь, ты обеспечишь себе качественный и полезный конспект. Отвлекаясь на разговоры, сообщения в мессенджерах, велика вероятность пропустить важную информацию, которая пригодится на экзамене.

·         Пиши и сокращай

Придумай свои правила для сокращения длинных слов для удобства и экономии времени.

·         Самое главное

Выделяй самое главное, а не записывай каждое слово.

·         Цветной маркер в помощь

Цветные маркеры или текстовыделители помогут выделить самую главную информацию в конспектах. 

·         Структура

Преподаватель обычно дает понять, где нужно сделать новый абзац. Если подсказок нет, необходимо прослушать тему, а после написать по памяти.

·         Пустая строка пригодится

Важно оставлять место для дополнений.

·         Детали не лишни

Даты ведения конспекта, имена лекторов – такая информация может пригодиться.

·         Новая тема – новая страница

Лучше использовать тетради на кольцах (со сменным блоком), писать только с одной стороны и начинать каждую новую тему с нового листа.

Алина Минневалиева, 
Медиалаборатория Университета Талантов