DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
История успеха: Алмаз Ахтямов о становлении предпринимателя, заработке в один миллион рублей и упорстве в бизнесе

История успеха: Алмаз Ахтямов о становлении предпринимателя, заработке в один миллион рублей и упорстве в бизнесе

Конкретные цели и желание действовать могут свернуть горы. В этом на своем личном примере убедился Алмаз Ахтямов, приехавший поступать в вуз в Казань из Нижнекамска. В 2019 году он окончил Химический институт им. Бутлерова по специальности «фундаментальная и прикладная химия». Сам стобалльник, Алмаз основал и возглавил Онлайн-школу подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Pi-Fi» и заработал свой первый миллион в свой 21 год. Мы поговорили с Алмазом о том, какие страхи нужно перебороть, чтобы стать предпринимателем и через какие тернистые пути пришлось пройти молодому бизнесмену.

Школу я окончил с золотой медалью, постоянно участвовал в олимпиадах, сдал ЕГЭ по химии на 100 баллов. Пока все мои одноклассники беспокоились о поступлении, я точно знал, что поступлю без проблем. Тогда и начал задумываться о будущем. Поинтересовался у 10 студентов и 10 выпускников вуза, чем они дышат, сколько зарабатывают. Посмотрев на их ответы (студенты не знали, почему они учатся, выпускники трудились за небольшую зарплату), понял, что я так жить не хочу. После этого я начал задумываться о цели и желаниях. Я прочитал книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа. Бедный папа», которая перевернула мои мысли. Также я посмотрел курсы «Бизнес-молодость», подписался на бизнес-блогеров.

Когда я вижу успех какого-либо человека, читаю о его пути, у меня возникает только один вопрос: «А чем я хуже?». Ничем! Значит, тоже смогу это сделать.

В 18 лет я принял решение, что хочу стать предпринимателем. В блоге Аяза Шабутдинова увидел пост о том, что он в 21 год заработал один миллион. Я подумал, что я не хуже него, записал эту цель на бумаге от руки и повесил на стену комнаты в общежитии. Каждый, кто заходил, увидев эту надпись, смеялся. Цель была конкретно сформулированной: «Я имею на своем счету более 1 миллиона рублей к 21 году». Путь предпринимателя начался именно с этой записки.

В 19 лет я полностью перестал брать деньги у родителей. Для обеспечения себя начал заниматься репетиторством. Кроме того, организовал камеру хранения для студентов Деревни Универсиады на летнее время. Идея пришла в мае, когда я узнал об отсутствии помещения для хранения личных вещей.

Олег Тиньков, известный российский бизнесмен, говорил, что предприниматель умеет видеть позитивное в негативном. У меня был негатив: я не хотел увозить вещи домой, сделал из этого проект – превратил его в позитив. Правда, мне пришлось отдать 10 тысяч рублей за аренду, а на жизнь осталось 2 тысячи. Две ночи не мог заснуть из-за дикого страха потери денег, что у меня не получится. Будто я шагнул в бездну. Не было понимания, что будет дальше. Сначала из собравшихся 20 людей 18 отказались, тогда понял, что нужно брать предоплату. После дополнительного набора собралось 120 человек. В итоге, в этом проекте я чистыми заработал 30-40 тысяч рублей. Это были мои первые большие деньги. Сегодня данный проект существует уже без меня, под руководством другого человека. Потом мы открыли интернет-магазин, где продавали 3D-ручки. На тот момент был на них ажиотаж перед Новым годом. Это был быстрый, сезонный бизнес, от которого мы ничего не ожидали, но заработали хорошо.

Меня пригласили в крутую оффлайн-школу по подготовке к ОГЭ и к ЕГЭ в 2015 году. Проработав там 2 месяца, осенью я основал свою школу. Я никогда не был сторонником изобретения велосипеда заново. Если есть, что посмотреть у других, я всегда “за” это. Зачем сидеть и ломать голову над тем, что уже придумали? Тогда я просто полностью скопировал бизнес-модель при запуске своей школы. Но не учел тот факт, что та школа имела разрешение со стороны Управления образования Казани. Я это понял, когда нас не стали пускать в школы. Тогда мы своими силами привлекали аудиторию. Нам помог и республиканский проект «Фабрика предпринимательства», в котором я проходил обучение - благодаря им, у нас был разрешающий документ от Министерства экономики Татарстана. Мы рассказывали школьникам об основах предпринимательства, предлагали бесплатное занятие в нашей школе. Детей обучали студенты-высокобалльники, которые проходили отбор. 100 тысяч рублей мы потратили на аренду, техническое оснащение. Полтора года мы работали «в ноль», то есть без прибыли, лишь покрывая расходы. 

Мы не считали показатели и не вели отчет денежных средств. Это было одной большой ошибкой. Чтобы не «прогореть», нужно вести аналитику по всем цифрам. У тебя будет ощущение наличия денег, но ты не имеешь права их тратить. В аналитике так называются кредитные деньги.

Как только какая-либо школа придумывает внешнее отличие, все это быстро копируется, это перестает быть уникальностью в течение 1-2 месяцев. Об этом написано и в книге Остина Клеона «Кради, как художник» - нет ничего уникального в этом мире. Мы тоже не отличались от других школ. Бизнес-модель уникальна только в том случае, когда ты копируешь понемногу в разных сферах и у различных конкурентов.

Забавно, что в момент начала бизнеса считаешь себя предпринимателем, хотя ни капли им не являешься. С точки зрения твоих действий и мыслей, ты не предприниматель, а ремесленник. Проблемой на момент открытия школы было отсутствие денег. Я сам мыл полы перед первым занятием, настраивал проектор, расставлял стулья. Сейчас меня уже не заставишь делать все это. Проблема предпринимателей в том, что они занимаются ненужными вещами. Он – уборщик, генеральный директор, бухгалтер, юрист, преподаватель. Совмещение всех ролей неправильно.

Позже я понял, что команда – это то, что делает предпринимателя предпринимателем, а твой проект успешным. Важно даже не количество твоих клиентов, а работа команды, которую ты собрал. 

Основное свойство, отличающее успешного предпринимателя от неуспешного – это мышление. Очень важно читать книги или просто общаться с предпринимателями. При общении с бизнесменами ты понимаешь, что они – люди с другим мышлением, образом жизни. То, что для тебя проблема вселенского масштаба, для них чепуха. Когда они тебе дают решение, твой мозг отказывается верить, что это так просто. Я стал участником «Фабрики предпринимательства», и она дала мне новое окружение. У меня была возможность пообщаться с бизнесменами-миллионерами. Сейчас я – наставник в «Фабрике предпринимательства. Дети».

Когда мы закрыли оффлайн-школу по подготовке к ЕГЭ с долгами в 100 000 рублей в 2017 году, я начал работать онлайн-преподавателем математике. В начале было сложно, так как нужно было арендовать квартиру, записывать вебинары. При открытии оффлайн и онлайн-школ я использовал стипендиальные деньги, выделенные Президентом Татарстана за успехи в олимпиадном движении.

При выборе ниши на рынке, я опирался на несколько пунктов: рынок должен быть неконсолидированным, объем рынка должен быть большой,  у тебя должен быть знакомый, зарабатывающий столько, сколько хочешь ты. У меня была знакомая, которая ездит на Range Rover, открывшая онлайн-школу. «У нее получилось, и у меня получится» – концепция моей жизни такая. Осенью 2018 года я, как один преподаватель, выпустил более 2500 учеников на платной основе за учебный год. С осени 2019 года мы запустили и остальные предметы (обществознание, история, физика). Сейчас в нашей команде более 70 человек. Мы записываем онлайн-вебинары. На момент открытия онлайн-школы у меня были навыки маркетинга и работы в команде. И все это мне, безусловно, помогло.

Как я заработал свой первый миллион в 21 год. Когда ушел в онлайн-формат работы, начал расти, очень-очень много работал, мало спал. Я по природе своей человек-деятель. Я даже спокойно не могу гулять, мне нужно что-то делать. Помню, что сначала было на счету 300 тысяч рублей, потом – 500 тысяч. Когда я увидел на счету один миллион рублей, я сфотографировал деньги на счету с той бумагой, где была написана цель. Один миллион рублей - это была чистая прибыль, которую я мог положить себе в карман. Весь этот доход за 2017-2018 учебный год был с онлайн-школы: 15 процентов дохода шло с преподавания, а все остальное – с выстраивания бизнес-процесса.

Говорят, что в человеке должна быть предпринимательская жилка. Я думаю, что предприниматели – в положительном смысле сумасшедшие люди. Потому что только такие могут работать по 12 часов день, без выходных. У кого-то это с рождения, кто-то приобретает в процессе жизни. Научиться мышлению предпринимателя сложно, но понять его можно.

В российском рынке дополнительного образования онлайн-образование составляет не более 8 процентов. 92 процента – это частные оффлайн-школы, репетиторы. Учащиеся к онлайн-школам относятся положительно, потому что у них нет проблем с интернетом. С родителями – проблематичнее. У них существует некий шаблон: «Если нужно готовиться к ЕГЭ, то нужно обращаться к репетиторам». Им сложно представить альтернативный вариант. Кто-то считает онлайн-школы мошенничеством. А ведь много репетиторов опираются на советские методы преподавания или подают материал неинтересно. Для сегодняшнего школьника важна интересная и веселая подача материала. 

70 процентов российских онлайн-школ по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ расположены в Татарстане, а их центральные офисы расположены в Казани. Эти цифры сами говорят за себя. Другие онлайн-школы удивляются этому - ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге такого нет.

Нужно помнить, что в предпринимательстве не все всегда получается. Это просто надо принять. Ты, как предприниматель, становишься лучше, решая проблемы большого формата. Все, что требуется – отключить эмоции и решать проблемы.

Советы для будущих молодых предпринимателей:

1.   Не начинай дело, пока не встретишься и не пообщаешься с 10 предпринимателями. Это нужно для понятия, чем они мыслят. Предприниматели очень любят лесть, потому что никто не видит их труд. Предприниматель – скрытый супергерой, работает во благо общества, но этого никто не видит.

2. Пойми, нужно ли тебе это дело? (Для этого ответь на вопрос: «Готов ли ты работать днями и ночами полгода, ничего не зарабатывая?»)

3. Анализируй конкурентов.

4. Очень-очень-очень много работай.

Если бы я поступил в Университет Талантов на ранней стадии развитии проекта, это было бы, безусловно, полезно. Если ты хочешь стать предпринимателем, то обязательно нужно черпать знания везде, где это возможно.  Университет Талантов, как продукт, очень классный. Во-первых, меня там заметили, во-вторых, благодаря своему проекту оффлайн-школы, я дважды стал победителем на зимнем форуме «Открытие талантов», где мне выделили грант. На эту сумму я смог купить средства для технического оснащения школы, а также получил возможность поездки в Москву и в Санкт-Петербург, где знакомился  с интересными личностями, и внедрил их опыт в свою работу. В Татарстане проходит форум «Мой бизнес», даже если пойти и послушать, то получишь много полезного. Университет Талантов, «Фабрика предпринимательства» тоже помогают в развитии предпринимательской деятельности.

С наставником лучше, чем без него, это безусловно. У меня никогда не было наставника. Но я не считаю себя успешным человеком. У меня есть ментальный наставник – внутренний директор, который заставляет меня идти на работу даже тогда, когда я не хочу. Мне кажется, если есть наставник, это очень здорово.

Алина Минневалиева, 
Медиалаборатория Университета Талантов

Фотографии из личного архива Алмаза Ахтямова