DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Наталья Смелкова: «Мы смотрим на тренды, которые интересны молодежи, и следуем за ними»

Наталья Смелкова: «Мы смотрим на тренды, которые интересны молодежи, и следуем за ними»

Технологическое творчество - новый тренд современности. Им увлекаются люди всех возрастов: от самых юных изобретателей до опытных мейкеров. Сейчас изобретательство выходит за рамки привычного понимания. Это уже не просто посиделки в гараже и перебирание автомобильного мотора. Мейкеры применяют новые технологии, создают собственные community и заимствуют идеи друг у друга. 

О том, как будет выглядеть это движение через несколько лет и какие у него перспективы развития в России, мы поговорили с директором Центра поддержки проектов по развитию талантов НТИ, АО «РВК», руководителем проекта Rukami Натальей Смелковой. Она рассказала нам, какие тренды ожидают технологическое творчество, чем отличаются мейкеры предыдущего поколения от современных и почему руководители кружков должны постоянно развивать новые компетенции.

- Что вкладывается сегодня в понятие «техническое творчество» ?

- На фестивале идей и технологий Rukami мы неоднократно говорили, что одна из ведущих компетенций будущего - это креативность. И, в то же время, нельзя обойтись без технологий: ими дышит вся молодежь, это необходимо как воздух. Техническое творчество сочетает в себе и то, и другое. Через него можно развивать творческую составляющую, опираясь на то, что привычно и понятно современной молодежи. Другой сегодняшний тренд - общение в community. В основном это происходит благодаря интернету. Сообщества делятся по интересам, у них есть одна ведущая мысль, которая их сплачивает. Наши папы и дедушки были тоже своего рода мейкерами: паяли в гаражах, чинили автомобили. В нашем проекте мы называем их мейкеры 1.0. Это не значит, что они хуже современных мейкеров 2.0, просто ими двигало совершенно другое. Они были охвачены желанием что-то делать своими руками, но при этом, на мой взгляд, были самодостаточны. Сейчас же мейкеры 2.0 основываются на сообществе: вместе они сильнее, чем поодиночке. 

- Есть ли какой-то яркий тому пример?

- Конечно, платформа RepRap. Эта компания изобрела самопродуцирующийся 3D-принтер. В самом продукте заложена идея, что каждый последующий владелец принтера мог сделать из него запчасти для другого принтера. Это давало стимул, чтобы члены сообщества менялись деталями между собой. Тем самым, это сплачивало сообщество технологических энтузиастов. 

- Какое будущее вы видите для мейкерского движения в России?

- В России мейкеры - это пока что только инженерное направление. Этого мало. Чтобы называться мейкером, нужно также иметь гуманитарные и дизайнерские навыки. В сочетании этих компетенций и рождается мейкер. Будущее мейкерского сообщества в России - это объединение в одно большое сообщество всех микросообществ. В них входят и кружковцы, и художники, и архитекторы и другие. 

- На пленарном заседании вы упомянули, что фестивали - это один из методов популяризации движения. Какие инструменты вы можете выделить еще?

- Фестивали - это ведущая, «якорная» история в нашем проекте, но популяризация ни в коем случае ею не ограничивается. Сейчас надо делать ставку на digital-инструменты. Совершенно бесполезно что-либо печатать в газетах: это не подходит для нашей целевой аудитории. Интересная тема - подключение видеоблогеров. Через них можно «подцепить» ту молодежь, которая еще не знакома с мейкерством. Также можно заниматься интеграцией в социальные сети. Например, TikTok: молодежь в России только начинает к нему присматриваться. Мы смотрим на тренды, которые интересны молодежи, и следуем за ними. 

- Расскажите пожалуйста подробнее о программе «Обмен практиками», о которой вы упоминали на пленарном заседании?

- Решив одну проблему и популяризовав техническое творчество, мы, к сожалению, можем оказаться в ситуации, когда молодежь в технологических кружках не получит того, что хотела. Уровень таких кружков может не соответствовать ожиданиям молодежи, которую мы так усердно зовем. Нужно работать по двум направлениям. Одним из них занимается Академия наставников - это непосредственная работа с детьми. Вторым направлением пока что никто не занимался: это работа с руководством технологических кружков. Есть огромное количество компетенций, которые пока никак не прокачиваются. Это маркетинг образовательных продуктов, финансовое моделирование, работа с партнерами, project-менеджмент. Вот несколько болевых точек, с которыми мы работаем в этом блоке. Мы начнем с онлайн-курсов, которые запустим осенью, будут воркшопы, а также большая трехдневная офлайн-программа в Москве. 

Нам бы не хотелось, чтобы нас путали со школой наставников, это абсолютно разные проекты. Мы с ними постоянно синхронизируемся, чтобы не наступать друг другу на пятки. Мы понимаем, что порою работаем с одними и теми же людьми, но над разными компетенциями. В Екатеринбурге мы проводили пробный воркшоп. Это были практически те же люди, что и в школе наставников, однако к ним присоединились и их руководители. Мы поняли, что сделали все правильно, потому что руководители кружков ранее не получали таких знаний и хотели, чтобы мы приехали еще. 

- Как вы оцениваете уровень технологического творчества в Татарстане?

- Татарстан активно развивается в этой области. Я была в прошлом году в Альметьевске на конференции ЦМИТов. Этот город - один из самых передовых, в котором встречаешь живой, а не протокольный интерес администрации. Если говорить про Казань, то все началось с совещания с Президентом республики, где присутствовали член Наблюдательного совета Ассоциации инновационных регионов России Иван Бортник и я. С этого момента и началась подготовка к Rukami. Интерес администрации гарантирует высокий уровень качества. 

- Почему технологическое творчество остается актуальным?

- В Rukami нет акцента на то, что деятельность обязательно должна быть  «ручная». Этим мы и отличаемся от WorldSkills. Мы говорим про все ступени технологического творчества, начинающиеся с крафтовых изданий, заканчивая электроникой и цифровыми технологиями. Мы в своем проекте охватываем все, а его основная цель - популяризация технического творчества. Не будет никакого технического лидерства, если мы не начнем возвращать интерес к этому делу. Помимо того, что нам надо наполнить заинтересованной молодежью кружки, которых не так много.  Надо сделать этих ребят крутыми, чтобы им все завидовали.

- Почему вы решили делать фестиваль в городах по всей России?

- Странно было бы делать такой проект только в Москве, потому что огромное количество команд и кружков существует по всей стране. На каждом региональном фестивале мы подсматриваем идеи, которые повезем в Москву, например, элементы шоу. Диджея Максима мы нашли в Нижнем Новгороде и привезли в столицу. Все от него в восторге. Очень важно уметь на ходу создавать коллаборации. Из таких миксов и складывается одна цельная история. 

- Какие проекты вас заинтересовали на казанском фестивале?

- В Казани мне понравились многие проекты, я даже не могу кого-то выделить. Но могу отметить открытость детей: они умеют выступать и знают, как держаться на публике, при этом не теряют искренности. Они не бояться признаться, что им с идеей помогал преподаватель, и это круто! 

Екатерина Дьякова, 
Медиалаборатория Университета Талантов