Деятельность Университета Талантов нацелена на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи республики Татарстан. Очень важно, чтобы каждый талантливый человек нашел себя и свое место в мире. Для этого Университет Талантов при помощи системы наставничества и множества мероприятий способствует самореализации своих студентов, достижение которой определяется четырьмя основными условиями:
— Лучшие знания о жизнедеятельности;
— Знание своих сильных сторон и «зон роста»;
— Позитивная практика применения себя;
— Рефлексивная позиция по отношению к себе и окружающему миру.
Самореализация, как известно, это максимально полное раскрытие потенциала человека в соответствии с его способностями и выбранной профессией. И здесь Университет Талантов предлагает массу дополнительных возможностей.
– На старте Университета Талантов и обсуждении реализации Концепции «Перспектива» еще в 2012-2013 годах мы с коллегами-экспертами, специалистами и наставниками не раз обсуждали, что необходимы какие-то особенные условия для раскрытия потенциала одаренных детей и молодежи. Такое понимание было раскрыто и описано в диссертации нашего наставника, доктора педагогических наук, сопредседателя госпрограммы Сергея Гиля «Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика». Именно оно и легло в основу 4 условий самореализации молодого человека государственной программы «Стратегическое управление талантами на 2015-2022 годы в Республике Татарстан», – отмечает Лилия Орлова, эксперт Университета Талантов.
Лучшие знания о жизнедеятельности
В Университете Талантов для овладения лучшими знаниями и компетенциями предусмотрены образовательные модули. Один из них – программа «Талант достигай», проводимый совместно с Малой Академией КФУ. Также Университет Талантов проводит профильные школы, где ребята сами выбирают направления и наиболее волнующие их темы и встречаются с экспертами. Например, с 23 по 28 марта пройдет Школа карьерной навигации, на которой участники смогут узнать о профессиях и компетенциях, которые пригодятся для работы в них, а также смогут построить свою карьерную траекторию. Ребята научатся работать с большими данными Big Data – находить информацию, структурировать ее, выделять главное.
Понимать особенности личностного развития, межличностного и социального взаимодействия помогает технология тренингов развития надпредметных компетенций по 5 компетенциям:
— Когнитивность
Умение с легкостью ориентироваться в информации, выбирать самое лучшее и принимать эффективные решения;
— Командность и эффективность сотрудничества
Умение работать в команде на достижение поставленной цели;
— Открытость, инициативность и предприимчивость
Умение в каждой проблеме видеть задачу и предлагать способы ее решения;
— Видение и лидерство
Умение стратегически видеть, организовывать и вести за собой команду;
— Управление проектом под результат
Умение управлять идеей, как проектом, доводить их до конечного результата.
Знание своих сильных сторон и «зон роста»
В Университете Талантов раскрытие потенциала происходит через систему диагностики компетенций: самодиагностика, онлайн тестирование, глубинное интервью (до 18 лет) / ассессмент-центр (старше 18 лет). Эти шаги помогают ребятам понять себя и достижения, которые у них уже есть.
— Мы с ребятами часто обсуждаем какие сильные стороны проявились, что еще необходимо для достижения нового результата. Для них становится открытием, что одна и та же характеристика может проявляться как в положительном смысле, так и в негативном. Однажды мы со студентом анализировали отчет по итогам тестов, обсуждали по шкале Deep «решительность» – стремление быстро принимать решения, не опасаясь рисков. Если у нее низкий показатель, то это «осторожность». Мы начали задаваться вопросами о том, где нужна такая осторожность, в какой деятельности, в каких профессиях, что положительного и негативного в ее проявлении? Мы выяснили, что «осторожность» нужна там, где нужно перепроверять информацию и минимизировать риски – медицина, математика, и все, что связано с точными данными. А высокая «решительность» нужна при взятии ответственности в сложных ситуациях, при отстаивании своей точки зрения. Студент думал, в каких ситуациях у него это проявляется? Что хотелось бы ему самому изменить и улучшить? – вспоминает о работе со своими наставляемыми Лилия Орлова.
Университет Талантов рассматривает также и командные роли, например, «мотиватор». В этой роли человек стремится привносить в работу команды энергию и побуждать всех к действиям, он очень решителен, его не пугают конкуренция, препятствия и авралы. В любой ситуации он продолжает упорно идти к цели и вести к ней всю команду. Но есть небольшой риск – он может восприниматься другими членами команды как чересчур активный человек, а иногда даже подавлять окружающих и навязывать им свое мнение. Это может послужить предпосылкой конфликтов. Однако он никогда не даст впасть команде в застой. Иногда «мотиватор» может выступать инициатором существенных изменений в стиле и методах работы команды, чтобы продвинуть ее к достижению цели. При этом для него важно периодически проверять верность взятого курса, иначе его энергия может увлечь команду в неправильном направлении.
Позитивная практика применения себя
Ознакомившись с рекомендациями, составленными по результатам диагностики студента, наставник очень корректно дает студенту пояснения, так как некоторые сведения очевидны для всех, кто общается с молодым человеком, но не для него самого. Советы наставника помогают молодому человеку понять свои стороны и «игровые полигоны». Для этого также существует игра «Стратегическая гонка», где ребята во взаимодействии, через игровую симуляцию, учатся проявлять и понимать свои преимущества. У них появляется игровой опыт позитивной практики применения своего потенциала и компетенций. В Университете Талантов для получения реального опыта проводятся профессиональные пробы, стажировки, мастер-классы и занятия в лабораториях и научных центрах, хакатоны и статусные собеседования.
— Целью одной моей студентки в прошлом году в индивидуальном плане развития было «Нахождение себя в медиапространстве с помощью стажировок и профессиональных проб по направлению SMM и PR и режиссуры мероприятий для определения своего профессионального будущего». Для этого она прошла Медиашколу Университета Талантов, стажировку в направлении «Медиа» на фестивале «Rukami», мы провели статусные переговоры с руководителем Медиалаборатории Университета Талантов Кариной Ивановой и контент-менеджером Альбиной Папуга. Студентка получила обратную связь по итогам профпроб, рекомендации и предложения как развивать себя в медиапространстве. Интересно, что и она может быть полезной для развития новых идей для Университета Талантов, ее опыт интересен для понимания современных молодежных течений в соцсетях. Сейчас ей важно продолжить такую стажировку на мероприятиях Университета Талантов, выполнять задания от профессионалов для понимания специфики своей будущей профессии. А это возможно только в такой атмосфере поддержки и партнерства. В то же время для ребят, которые определились с профессиями, на наших партнерских площадках подробнее рассказывают о работе на предприятиях и организациях. Это помогает ребятам увидеть возможности в нашей республике, – рассказывает Лилия Орлова о методах самореализации одной из своих студенток.
Рефлексивная позиция по отношению к себе и окружающему миру
В это условие входит анализ собственного развития, способность критически осмыслять происходящее, определять и отстаивать свою позицию, готовность ставить вопросы, готовность к адекватной оценке и самооценке.
В Университете Талантов основой выработки рефлексивной позиции являются наставническое сопровождение и взаимодействие «Студент-наставник». Наставник выстраивает со студентами отношения равенства, уважает их мнение и интересы, проявляет открытость для сотрудничества, восприятия новых идей и предложений. Наставник – ключевое звено в республиканской системе сопровождения одаренных и талантливых детей и молодежи, профессионал, который создает доброжелательную среду для раскрытия потенциала студента, содействует развитию и применению таланта молодого человека, вдохновляет и мотивирует его, поддерживает на пути профессиональной реализации. Главная задача наставника – помочь молодому таланту построить свою траекторию профессионального развития и содействовать его трудоустройству.
В рамках программы продюсерской поддержки наставник выполняет следующие функции:
— Оказывает студенту помощь в грамотной постановке цели на ближайшее будущее и содействует реализации индивидуального плана развития;
— Способствует постановке сложной задачи;
— Обсуждает со студентом перспективы или результаты его личностного, карьерного, профессионального развития;
— Подбирает меры поддержки, существующие в Республике Татарстан для развития его таланта, находит экспертов, способных обеспечить реализацию мер поддержки.
Лилия Орлова рассказала о методах работы со своими студентами:
— Встречи с моими 12 студентами строятся по системе Grow: «Будущее – Настоящее – Возможности – Действия». Через эти четыре этапа повышается осознанность человеком своих личных целей и устремлений, создается глубокое понимание текущей ситуации, возможностей, открытых для них, и действий, которые они могли бы предпринять для достижения своих личных и профессиональных целей. Я задаю много вопросов молодежи: «Кем ты хочешь быть? Чего ты хочешь? Что было сделано? К каким результатам это привело? Как ты можешь этого достичь? Почему тебе это важно? Что будет для тебя хорошим результатом? Какие действия тебе помогут в будущем? Какую ответственность ты готов взять на себя? Какая поддержка тебе необходима? Какими будут твои первые шаги?» Я верю, что они самостоятельно могут находить интересные и верные решения на большинство вопросов, ведь у них большой потенциала.
В статье «Личностный потенциал: зачем, что и как?» Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, председатель Экспертного совета Программы Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала описывает понятие личностного потенциала: «Это то, что позволяет стать хозяином себя самого, как собственного ресурса. Это способность использовать свои способности. Начать действия, изменить, скорректировать, притормозить, выждать, развернуться, сконцентрироваться, расслабиться – проявления результата работы Личностного потенциала…При высоком Личностном потенциале люди могут быть успешны и счастливы одновременно».
Все перечисленные условия применяются в Университете Талантов на основе доброжелательной среды доверительных отношений, при которой молодой человек обращается к себе и к своему потенциалу, чтобы сделать успешную карьеру в будущем.
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов