DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
На что нужно обратить внимание для реализации своего потенциала

На что нужно обратить внимание для реализации своего потенциала

Деятельность Университета Талантов нацелена на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи республики Татарстан. Очень важно, чтобы каждый талантливый человек нашел себя и свое место в мире. Для этого Университет Талантов при помощи системы наставничества и множества мероприятий способствует самореализации своих студентов, достижение которой определяется четырьмя основными условиями:

— Лучшие знания о жизнедеятельности;

— Знание своих сильных сторон и «зон роста»;

— Позитивная практика применения себя;

— Рефлексивная позиция по отношению к себе и окружающему миру.

Самореализация, как известно, это максимально полное раскрытие потенциала человека в соответствии с его способностями и выбранной профессией. И здесь Университет Талантов предлагает массу дополнительных возможностей.

– На старте Университета Талантов и обсуждении реализации Концепции «Перспектива» еще в 2012-2013 годах мы с коллегами-экспертами, специалистами и наставниками не раз обсуждали, что необходимы какие-то особенные условия для раскрытия потенциала одаренных детей и молодежи. Такое понимание было раскрыто и описано в диссертации нашего наставника, доктора педагогических наук, сопредседателя госпрограммы Сергея Гиля «Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика».  Именно оно и легло в основу 4 условий самореализации молодого человека государственной программы «Стратегическое управление талантами на 2015-2022 годы в Республике Татарстан», – отмечает Лилия Орлова, эксперт Университета Талантов.

Лучшие знания о жизнедеятельности

В Университете Талантов для овладения лучшими знаниями и компетенциями предусмотрены образовательные модули. Один из них – программа «Талант достигай», проводимый совместно с Малой Академией КФУ. Также Университет Талантов проводит профильные школы, где ребята сами выбирают направления и наиболее волнующие их темы и встречаются с экспертами. Например, с 23 по 28 марта пройдет Школа карьерной навигации, на которой участники смогут узнать о профессиях и компетенциях, которые пригодятся для работы в них, а также смогут построить свою карьерную траекторию. Ребята научатся работать с большими данными Big Data – находить информацию, структурировать ее, выделять главное. 

Понимать особенности личностного развития, межличностного и социального взаимодействия помогает технология тренингов развития надпредметных компетенций по 5 компетенциям:

Когнитивность
Умение с легкостью ориентироваться в информации, выбирать самое лучшее и принимать эффективные решения;

Командность и эффективность сотрудничества
Умение работать в команде на достижение поставленной цели;

Открытость, инициативность и предприимчивость
Умение в каждой проблеме видеть задачу и предлагать способы ее решения;

Видение и лидерство
Умение стратегически видеть, организовывать и вести за собой команду;

Управление проектом под результат
Умение управлять идеей, как проектом, доводить их до конечного результата.

Знание своих сильных сторон и «зон роста»

В Университете Талантов раскрытие потенциала происходит через систему диагностики компетенций: самодиагностика, онлайн тестирование, глубинное интервью (до 18 лет) / ассессмент-центр (старше 18 лет). Эти шаги помогают ребятам понять себя и достижения, которые у них уже есть. 

 — Мы с ребятами часто обсуждаем какие сильные стороны проявились, что еще необходимо для достижения нового результата. Для них становится открытием, что одна и та же характеристика может проявляться как в положительном смысле, так и в негативном. Однажды мы со студентом анализировали отчет по итогам тестов, обсуждали по шкале Deep «решительность» – стремление быстро принимать решения, не опасаясь рисков. Если у нее низкий показатель, то это «осторожность». Мы начали задаваться вопросами о том, где нужна такая осторожность, в какой деятельности, в каких профессиях, что положительного и негативного в ее проявлении? Мы выяснили, что «осторожность» нужна там, где нужно перепроверять информацию и минимизировать риски – медицина, математика, и все, что связано с точными данными. А высокая «решительность» нужна при взятии ответственности в сложных ситуациях, при отстаивании своей точки зрения. Студент думал, в каких ситуациях у него это проявляется? Что хотелось бы ему самому изменить и улучшить? – вспоминает о работе со своими наставляемыми Лилия Орлова.

Университет Талантов рассматривает также и командные роли, например, «мотиватор». В этой роли человек стремится привносить в работу команды энергию и побуждать всех к действиям, он очень решителен, его не пугают конкуренция, препятствия и авралы. В любой ситуации он продолжает упорно идти к цели и вести к ней всю команду. Но есть небольшой риск – он может восприниматься другими членами команды как чересчур активный человек, а иногда даже подавлять окружающих и навязывать им свое мнение. Это может послужить предпосылкой конфликтов. Однако он никогда не даст впасть команде в застой. Иногда «мотиватор» может выступать инициатором существенных изменений в стиле и методах работы команды, чтобы продвинуть ее к достижению цели. При этом для него важно периодически проверять верность взятого курса, иначе его энергия может увлечь команду в неправильном направлении.

Позитивная практика применения себя

Ознакомившись с рекомендациями, составленными по результатам диагностики студента, наставник очень корректно дает студенту пояснения, так как некоторые сведения очевидны для всех, кто общается с молодым человеком, но не для него самого. Советы наставника помогают молодому человеку понять свои стороны и «игровые полигоны». Для этого также существует игра «Стратегическая гонка», где ребята во взаимодействии, через игровую симуляцию, учатся проявлять и понимать свои преимущества. У них появляется игровой опыт позитивной практики применения своего потенциала и компетенций. В Университете Талантов для получения реального опыта проводятся профессиональные пробы, стажировки, мастер-классы и занятия в лабораториях и научных центрах, хакатоны и статусные собеседования. 

Целью одной моей студентки в прошлом году в индивидуальном плане развития было «Нахождение себя в медиапространстве с помощью стажировок и профессиональных проб по направлению SMM и PR и режиссуры мероприятий для определения своего профессионального будущего». Для этого она прошла Медиашколу Университета Талантов, стажировку в направлении «Медиа» на фестивале «Rukami», мы провели статусные переговоры с руководителем Медиалаборатории Университета Талантов Кариной Ивановой и контент-менеджером Альбиной Папуга. Студентка получила обратную связь по итогам профпроб, рекомендации и предложения как развивать себя в медиапространстве. Интересно, что и она может быть полезной для развития новых идей для Университета Талантов, ее опыт интересен для понимания современных молодежных течений в соцсетях. Сейчас ей важно продолжить такую стажировку на мероприятиях Университета Талантов, выполнять задания от профессионалов для понимания специфики своей будущей профессии. А это возможно только в такой атмосфере поддержки и партнерства. В то же время для ребят, которые определились с профессиями, на наших партнерских площадках подробнее рассказывают о работе на предприятиях и организациях. Это помогает ребятам увидеть возможности в нашей республике, – рассказывает Лилия Орлова о методах самореализации одной из своих студенток.

 Рефлексивная позиция по отношению к себе и окружающему миру

В это условие входит анализ собственного развития, способность критически осмыслять происходящее, определять и отстаивать свою позицию, готовность ставить вопросы, готовность к адекватной оценке и самооценке.

В Университете Талантов основой выработки рефлексивной позиции являются наставническое сопровождение и взаимодействие «Студент-наставник». Наставник выстраивает со студентами отношения равенства, уважает их мнение и интересы, проявляет открытость для сотрудничества, восприятия новых идей и предложений. Наставник – ключевое звено в республиканской системе сопровождения одаренных и талантливых детей и молодежи, профессионал, который создает доброжелательную среду для раскрытия потенциала студента, содействует развитию и применению таланта молодого человека, вдохновляет и мотивирует его, поддерживает на пути профессиональной реализации. Главная задача наставника – помочь молодому таланту построить свою траекторию профессионального развития и содействовать его трудоустройству.

В рамках программы продюсерской поддержки наставник выполняет следующие функции:

— Оказывает студенту помощь в грамотной постановке цели на ближайшее будущее и содействует реализации индивидуального плана развития;

— Способствует постановке сложной задачи;

— Обсуждает со студентом перспективы или результаты его личностного, карьерного, профессионального развития;

— Подбирает меры поддержки, существующие в Республике Татарстан для развития его таланта, находит экспертов, способных обеспечить реализацию мер поддержки.

Лилия Орлова рассказала о методах работы со своими студентами:

Встречи с моими 12 студентами строятся по системе Grow:  «Будущее – Настоящее – Возможности – Действия». Через эти четыре этапа повышается осознанность человеком своих личных целей и устремлений, создается глубокое понимание текущей ситуации, возможностей, открытых для них, и действий, которые они могли бы предпринять для достижения своих личных и профессиональных целей. Я задаю много вопросов молодежи: «Кем ты хочешь быть? Чего ты хочешь? Что было сделано? К каким результатам это привело? Как ты можешь этого достичь? Почему тебе это важно? Что будет для тебя хорошим результатом? Какие действия тебе помогут в будущем? Какую ответственность ты готов взять на себя? Какая поддержка тебе необходима? Какими будут твои первые шаги?» Я верю, что они самостоятельно могут находить интересные и верные решения на большинство вопросов, ведь у них большой потенциала.

В  статье «Личностный потенциал: зачем, что и как?» Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, председатель Экспертного совета Программы Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала описывает понятие личностного потенциала: «Это то, что позволяет стать хозяином себя самого, как собственного ресурса. Это способность использовать свои способности. Начать действия, изменить, скорректировать, притормозить, выждать, развернуться, сконцентрироваться, расслабиться – проявления результата работы Личностного потенциала…При высоком Личностном потенциале люди могут быть успешны и счастливы одновременно».

Все перечисленные условия применяются в Университете Талантов на основе доброжелательной среды доверительных отношений, при которой молодой человек обращается к себе и к своему потенциалу, чтобы сделать успешную карьеру в будущем. 

Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов