DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Марьям Салихова: «Большое счастье, когда хобби и работа – это одно и то же»

Марьям Салихова: «Большое счастье, когда хобби и работа – это одно и то же»

2019 год в России был объявлен годом театра. По всей стране проходили яркие и запоминающиеся мероприятия, в том числе Театральная олимпиада, Всероссийский театральный марафон и Фестиваль-конкурс любительских театров России. В Республике Татарстан театральная стезя развивается не менее быстрыми темпами: спектакли казанских театров номинируют на главную российскую национальную театральную премию «Золотая Маска», проводятся фестивали, например, Международный театральный фестиваль «Европа-Россия-Азия», а репертуары театров постоянно пополняются новыми интересными работами. Главным вузом, выпускающим будущих актеров и режиссеров, считается Казанский государственный институт культуры (КазГИК). 

Мы поговорили с Марьям Салиховой, старшим преподавателем отделения режиссуры театрализованных представлений Казанского государственного института культуры. Читайте в материале об особенностях учебного процесса в КазГИКе, о том, как привить ребенку любовь к будущей профессии и какие возможности есть для творческой молодежи Татарстана.  

– Важно ли информировать талантливую молодежь о возможностях профориентации? Если да, то с какого возраста начинать?

– Профориентация – важно. Расскажу на своем примере. Я с детства читала стихи: все вокруг говорили, что я должна стать актрисой. Но я не знала, что есть такая профессия. В пятом классе после участия в очередном школьном спектакле классный руководитель посоветовала мне стать актрисой. На мое возражение «Это не профессия, этому нигде не учат» она ответила, что в Казани есть институт культуры, куда я должна поступить. После этого я уже целенаправленно занималась в театральной, вокальной и танцевальной студиях. Тогда я уже точно знала, кем хочу быть: это добавляет спокойствия и уверенности в себе. Важно не тратить ценный ресурс – время, а тщательно готовиться к профессиональному пути. Ведь в подростковом возрасте есть и здоровье, и силы, и энергия, и желание и инициатива.

– Но в итоге вы выбрали режиссуру?

– В театральной студии на мою профориентацию повлиял педагог. Он направил меня на режиссерское направление вместо актерского. Сказал, что режиссер – более перспективная профессия. Я нисколько не пожалела об этом решении. Я училась в химико-биологическом классе, занималась даже научной работой по экологии, но в итоге выбрала другое направление. Я сразу вижу конечный результат, к которому хочу прийти. И мне не важна материальная составляющая, потому что я делаю это исключительно для себя. Это желание осуществить то, что находится в голове. И прежде чем прийти к достойному уровню жизни, надо пройти этап становления. Это можно сделать только при большой любви к профессии. 

– Как вы пришли к преподаванию режиссуры?

– Современный человек проводит на работе бо́льшую часть жизни, поэтому это счастье, когда хобби и работа – одно и то же. Я очень счастлива в своей профессии, это мое призвание. В детстве примеряла на себя всевозможные роли: изображала учительницу, продавца, врача. Еще во время школьных дней самоуправления я поняла, что мне нравится преподавать. В старших классах занималась в театральной студии и периодически заменяла преподавателя. Мой дедушка учитель истории, а бабушка учитель географии, так что скорее всего это заложено внутри меня. Профессия учителя – призвание. Не нужно идти в нее, если ты не чувствуешь внутренней потребности в этом. Это смысл и счастье моей жизни. Мои студенты – моя гордость и радость, я их безгранично люблю. Это высшая точка счастья.

– Как помочь молодежи в вопросах профориентации?

– Ребенку нужно предоставить возможность все попробовать самому. Дети воспринимают профессии со стороны иначе, чем взрослые. Кажется, что профессия актрисы романтична, а на деле это тяжелый труд, который не каждый может выдержать. Ознакомительные мероприятия помогают посмотреть под другим углом на известные профессии и ответить себе на вопрос: «Смогу ли я посвятить 5-6 лет своей жизни обучению этой специальности?». Нужно пробовать. Задача родителей – предоставить возможность. Задача педагогов – заинтересовать.

– Как организован учебный процесс студентов-режиссеров КазГИКа?

– У студентов КазГИКа есть и лекционные, и практические занятия. Также практикуется формат индивидуальных занятий. Например, будущий режиссер работает совместно с мастером, а реализовывать его задумку помогает группа студентов. Проходят тренинги по отработке сценической речи. Еще один формат –  работа на площадках, например, в концертном зале КСК КФУ «УНИКС» или в культурно-развлекательном комплексе «Пирамида». Наши студенты в процессе учебы проходят через эти площадки и пробуют себя в качестве исполнителей, режиссеров и их помощников. 

– Насколько комфортными можно назвать условия для творческой молодежи в Татарстане?

– Мы живем в замечательное время, когда у молодежи много возможностей. В сфере творчества существуют все условия, например, дома культуры. Нужно только лишь обладать большим желанием развиваться. Правительство поддерживает нашу Республику. Проходит огромное количество фестивалей и мероприятий по выявлению талантливых ребят. Это показатель, что мы нужны и к нам прислушиваются.

– Как меняется преподавательская методика в КазГИКе?

– В КазГИКе я работаю с 2010 года. Очень многие стандарты поменялись за это время. Мы пришли к компетентностному подходу, который влияет на методику преподавания. Преподаватели регулярно проходят курсы повышения квалификации. При этом фундамент образования остается прежним. Важным в работе является синтез старых и новых методов. Саморазвитие раскрывает новые горизонты и перспективы. В этом году на меня очень сильно повлияли курсы по сценической речи Елены Черной, педагога из Санкт-Петербурга. Я выявила новые упражнения и техники для своих студентов. Еще в студенческие годы нам привили любовь к кино, где оживают метафоры. Именно такие фильмы для меня являются вдохновением. Они несут не просто сюжетную линию, а скрытый смысл. Такими фильмами являются «Остров» Павла Лунгина и «Время танцора» Вадима Абдрашитова.

Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов