DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Управленцы образовательных организаций Татарстана узнали, как создать личностно-развивающую образовательную среду

Управленцы образовательных организаций Татарстана узнали, как создать личностно-развивающую образовательную среду

В 2019 году Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» провел конкурс на участие в комплексной программе по развитию личностного потенциала. Республика Татарстан стала одним из 10 регионов, отобранных экспертной комиссией из 32 российских субъектов в рамках федерального конкурса на реализацию программы. 9 августа прошлого года на торжественной церемонии посвящения молодых педагогов Татарстана в профессию «Учитель» в Казани состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки РТ и Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» по реализации трехлетней Комплексной программы по развитию личностного потенциала. Университет Талантов – оператор реализации программы. 

Программа фокусируется на развитии личностного потенциала. Он позволяет ребенку ставить жизненные цели и достигать их за счет умения управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействием с другими людьми. Также содействует внедрению компетентностного подхода в образование – в этом поможет комплекс учебно-методических решений по развитию и оценке навыков XXI века у детей дошкольного и школьного возраста и интеграции их в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году. Этот подход соответствует задачам в сфере образования, обозначенным в Указе Президента России, и государственным образовательным стандартам. 

Программа состоит из трех модулей: управленческий, педагогический и модуль для наставников. С 3 по 8 февраля на базе Института экономики, управления и финансов КФУ прошел управленческий модуль для руководителей образовательных организаций. Обучение прошли 57 управленцев из Казани, Набережных Челнов, Елабуги, Арска, Зеленодольска, Альметьевского, Сабинского, Лениногорского районов. В результате обучения каждая команда управленцев разработала концепцию проекта по созданию личностно-развивающей среды в образовательной организации. 

Пётр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее»:

 Для нас важно заходить в регионы, подготовленные к изменениям. Программа по развитию личностного потенциала дает возможность подготовить регион. Сейчас это десять школ и два детских сада. После этого опыт будет распространяться. Когда подготовлена почва, можно заходить с другими программами. Например, с программой «Цифровая платформа персонализированного обучения для школы». Так мы делаем в других регионах. В Татарстане получилось наоборот: в прошлом году мы зашли с «Цифровой платформой персонализированного обучения для школы». Это идеальная модель для Российской Федерации, когда сначала в регион зашла программа  по развитию личностного потенциала, потом персонализированная модель образования и цифровая платформа как инструмент реализации этой модели, а потом мы начинаем подтягивать ребят из проекта «Учитель для России». В будущем мы хотим, чтобы вокруг директоров школ и учителей, которые прошли программу по развитию личностного потенциала – они стали точками распространения этого опыта и новых практик. 

Екатерина Хаустова, руководитель Программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала:

Программа научит ребенка делать осознанный свободный выбор и развивать свои внутренние ресурсы для достижения цели. При этом быть устойчивым и сохранять внутреннее спокойствие. Это фокус всей программы, внутри есть несколько решений. Они позволяют добиться этой цели, среди них система подготовки педагогов. Педагог – не только посредник, он лидер изменений. Если мы сейчас вкладываем в профессиональное и личностное развитие педагога, то мы можем говорить в будущем о принципиально других результатах. Поэтому мы внимательно относимся к тому, чтобы педагог мог и развиваться, и ему было удобно работать с теми инструментами, которые мы предоставляем и чтобы у него был «зеленый свет» на уровне школы или детского сада, на уровне региона. 

Когда мы говорим о развитии личностного потенциала, начинать нужно с формирования личностно-развивающей образовательный среды в образовательной организации. Здесь наш главный партнер – директор школы, заведующий детским садом. На обучении собрались управленческие команды, которые сначала знакомятся с методикой развития личностного потенциала, формирования соответствующей среды и проходят диагностику своих образовательных организаций. В будущем они создадут свой проект формирования личностно-развивающей образовательной среды – это будет фактическим результатом их обучения. 

Главная тема программы повышения квалификации – «Управление созданием личностно-развивающей среды». Каждый день обучения был посвящен определенной теме: смыслы и цели, среда образовательной организации, развитие образовательной организации и стратегическое проектирование, развитие личностного потенциала управленцев и педагогов, проектирование.

Чтобы разработать концепцию проекта, который направлен на создание личностно-развивающей среды в образовательной организации, участники программы освоили технологию средового проектирования и диагностики образовательной среды, узнали о технологии работы в профессиональных обучающихся сообществах.  Диагностика образовательной среды позволяет понять, что находится в хорошей стадии развития и какие есть дефициты. Благодаря этому управленцы увидели зоны развития своих образовательных организаций и выбрали тему для проработки. В заключительный день прошла защита концепций управленческих проектов командами образовательных организаций перед экспертами и получены рекомендации от них. 

Андрей Иоффе, заведующий Лабораторией развития личностного потенциала Института системных проектов Московского городского педагогического университета:

Программа направлена на то, чтобы реализовать свои способности в жизни. Неслучайно очень много талантливых людей, которые достигли меньшего, чем люди, может быть, с меньшими задатками, но которые работали. Жизнь сейчас показывает, что самодисциплина, саморегуляция иногда важнее, чем природные задатки и таланты. Это касается не только спорта, науки, а также и общения, красоты и так далее. Казалось бы, это дает природа, но тем не менее нужно думать о здоровом питании, о своем стиле жизни. Многие вещи выходят на внутреннюю составляющую личностного потенциала. Сейчас все больше в образовании говорят о значимости воспитания. Теория личностного потенциала может стать очень хорошей неморализаторской основой воспитательной работы. Это не заставлять что-то делать, а давать через воспитание возможность раскрыться самому.

Елена Иванова, заведующая Лабораторией образовательных инфраструктур системных проектов Московского городского педагогического университета, рассказала о пространственно-предметном компоненте образовательной среды: 

Личностно-развивающая образовательная среда в образовательной организации – те условия, которые дают детям развивать потенциал, прокачивать актуальные навыки: коммуникативность, лидерство, критическое мышление, творчество, умение работать в команде. Чтобы дети смогли самостоятельно формировать эти навыки, важно, чтобы это умели делать и педагоги, потому что если взрослые не обладают такими компетенциями, вряд ли они смогут научить этому детей.

Любые начинания в школе начинаются с управленческой команды, поэтому важная составляющая этой программы – работа с такими командами из разных образовательных организаций. 

Участники программы прокачивают свои навыки, получают новые знания о тенденциях развития образования: что такое потенциал, выбор, жизнестойкость. Как менять себя и через это менять среду школы. Обучение помогает участникам программы посмотреть с другого ракурса на то, что происходит в школе. Для многих это возможность систематизировать знания, пообщаться с другими организациями, чтобы наладить сетевое взаимодействие. Это площадка возможностей, прокачка своего ресурса и потенциала, приобретение новых знаний и отработка навыков коммуникации, креативности, мозгового штурма. 

Далее участники программы будут самостоятельно работать на портале Корпоративного университета Сбербанка «Виртуальная школа», а также готовить проекты к защите, для подготовки к которой команде управленцев будет представлены две консультации с экспертами Лаборатории по развитию личностного потенциала и необходимые информационные ресурсы.

Татьяна Хайдукова, директор школы №6 (Елабуга):

– Это единая комплексная программа, которая системно показывает, как работать над проектом. Если раньше мы привыкли смотреть со стороны предмета и нацеленность была на предметный результат, то цель этой программы – посмотреть со стороны развития личности ученика. Информация изложена системно, доходчиво и плюсы этой программы в том, что мы сами ищем эти знания. Она была построена не в лекционной форме, а в интерактивной, когда на простых живых примерах мы достигали ту мудрость, которая заложена в этой программе. 

Название нашего проекта достаточно узкое: «Школьный медиа-центр как средство создания вдохновляющей личностно-развивающей образовательной среды». Я как руководитель привыкла смотреть глобально – если что-то изменять, то на уровне всей школы. Переговорив с модераторами, мы смогли из тех проблем, которые перед нами стоят, выделить подпроблему. Медиа-центр, вокруг которого крутилась бы вся воспитательная, внеурочная и предметная деятельность. 

Допустим, чтобы улучшить читательскую грамотность ученика,  который не может прочесть объемную книгу из-за короткой и динамичной подачи информации в социальных сетях, мы конкретно ставим перед ним задачу: написать пост в своем аккаунте Инстаграм, но сделать это грамотно на тему, которую ты выберешь. Таким образом, мы пытаемся найти другой подход к привычному медиа-центру – поставить более широкую задачу перед учеником. 

Гульнара Хакимова, заведующая детским садом №12 (Набережные Челны):

Во время обучения мы познакомились с новыми тенденциями, технологиями современного образования. Польза обучения в том, что это подготовка кадров, повышение компетентности педагогов в вопросах по поддержанию и развитию личностного потенциала учеников и воспитанников. Для управленческих команд – это изменение мировоззрения на существующую систему образования в целом. 

Концепция нашего проекта направлена на вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Семья является главным формирующим фактором в воспитании ребенка. Важно, чтобы родители были информированы о том, что происходит в образовательной организации. Например, это будут родительские клубы, виртуальная приемная. В дни самоуправления родители будут выступать в роли заведующего, методиста, воспитателя. Вполне возможно, что у них появятся идеи, которые улучшат образовательный процесс. 

Следующим этапом программы станет защита проектов управленческих команд по созданию личностно-развивающей образовательной среды. После этого педагогическая команда образовательного учреждения отправится на обучение. Педагогический модуль включает в себя программу повышения квалификации «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений». Педагоги, воспитатели и психологи научатся практическому применению новых форм организации занятий и оценки обучающихся, в том числе на основе использования учебно-методических материалов данной программы. К 2023 году в Программу будут вовлечены не менее 135 образовательных организаций республики и 2012 педагогов.

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов