DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Знакомство с профессией: режиссер кино и телевидения

Знакомство с профессией: режиссер кино и телевидения

По статистике Всероссийского центра изучения общественного мнения, 47% россиян работают не по специальности, 20% из них нашли себя в другой сфере. Чтобы молодым людям было легче определиться со сферой деятельности, Университет Талантов проводит профильные смены и школы, где можно пройти профпробы и узнать особенности профессий.  

Сегодня компетенции телережиссера пригодятся не только на телевидении, но и во многих сферах, начиная от ведения блога и заканчивая медиа-сопровождением проектов. Вместе с Резедой Фасхутдиновой, экспертом Весенней профильной школы Университета Талантов, режиссером телеканала «Новый век» и доцентом кафедры телевидения факультета кино и телевидения Казанского государственного института культуры, мы погрузились в особенности профессии и выделили важные качества. 

Профессия телевизионного режиссёра требует знаний не только в области режиссуры, но в области искусства, фотографии, литературы. В образовательную программу КазГИКа включены актерское мастерство, сценическая речь, операторское искусство и фотокомпозиция. Дополнительные предметы, не относящиеся напрямую к основной профессии, дают возможность в будущем перейти в другую область. Например, владение сценической речью позволяет работать ведущим. Многие студенты, заканчивая обучение на кинооператора, работают режиссерами, а те, кто заканчивал режиссерский факультет, работают кино- или телеоператорами. 

Креативность, наблюдательность, умение придумать интересную форму – важные качества любого режиссера. Также он должен разбираться в монтаже, знать, какой объектив лучше взять для того или иного кадра. Эти и другие технические навыки помогут донести мысль до зрителя.

Съемки – вдумчивая, поэтапная работа, которая требует  профессионализма и интеллектуальных ресурсов. Чтобы сделать трехминутный сюжет, снимается час материала, для которого нужно находить правильные точки, ракурсы. Режиссер подкован в техническом плане на том уровне, чтобы грамотно ставить задачи коллегам. Важно не только объяснить техническое задание, но и увлечь команду за собой, чтобы проект был интересен всем.  Александр Митта, режиссер фильма «Экипаж», в своей книге «Между адом и раем» писал: «Режиссер – это Колумб, который хочет открыть Америку, а вся его команда хочет домой». Нужно помнить, что телевидение – это конвейер. Иногда не хватает времени ни на вдохновение, ни на воображение, поэтому хорошая реакция, умение ориентироваться в звуковом пространстве и выделять главное помогут выдать в эфир программу без брака в нужном объеме.

У телевизионщика нет выходных – вы должны сделать телевизионный продукт к определенному сроку. Режиссёр – это такая профессия, когда ты не можешь отработать 8 часов, прийти домой, выключиться и не думать ни о чём. Ты думаешь об этом всегда, ты постоянно находишься в своей работе, – отмечает эксперт.

Художественные фильмы и телевизионные проекты режиссеру необходимо не просто смотреть, а анализировать – если понравился, то почему он понравился, о чем этот фильм, что режиссер хотел этим сказать. Такой анализ полезен и для операторов, звукорежиссеров, ведущих.

– В интернете много фильмов и книг, посвященных этой теме. Это и книги Соколова по монтажу, «Между адом и раем» Митта. Все равно самое главное – это практический навык анализа и умение вычленять главные вещи. Просматривая любой фильм, программу, сериал, задавайте себе вопросы – зачем это было, что мне запомнилось, какие яркие моменты были, что произвело на меня впечатление, почему это вызвало такую эмоцию у меня? В дальнейшем это войдет в хорошую привычку – не просто смотреть и наслаждаться, а делать анализ художественных фильмов, телевизионных программ и документальных фильмов, которые мы смотрим, – советует Резеда Фасхутдинова.

Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов