DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Рифнур Латипов: «У Татарстана большой потенциал стать узнаваемым в мире»

Рифнур Латипов: «У Татарстана большой потенциал стать узнаваемым в мире»

В деятельность нашей республики активно внедряются практики и проекты соотечественников, которые делятся мировым опытом по актуальным для Татарстана задачам. Рифнур Латипов, соотечественник Татарстана, старший инженер и технический руководитель проектов в отделе новых технологий и инноваций компании Hempel, уже третий раз участвует в Форуме молодых специалистов, проживающих за пределами Республики Татарстан, презентует новые идеи и планирует предложить проект, связанный с экологией, для реализации в республике. 

Рифнур рассказал о своем опыте обучения в Дании, преодолении языкового и социального барьера и о том, почему студентам необходимо искать новые возможности, ездить на стажировки и выходить из зоны комфорта.

Учиться за границей было моей мечтой с детства. Я родился в Нижнекамске и закончил Лицей-интернат № 24, после этого поступил в Казанский национальный исследовательский технологический университет на нефтяной факультет. В магистратуру химической направленности я поступил в Датский технический университет в Копенгагене, столице Дании. Это наполовину случайность, а наполовину – результат тех усилий, которые я прикладывал в конце 4 курса. Я активно занялся вопросом продолжения учебы за границей, искал курсы, стажировки, программы. В конце мой выбор стоял между Пекином и Копенгагеном. В Дании была стипендия, покрывающая все расходы за время обучения, да и европейский менталитет был мне ближе, – так я и уехал в Данию. Будучи студентом магистратуры, работал в компании Hempel, сейчас продолжаю работать там же. Во время учебы в Дании мы с научным руководителем написали научную статью в европейский научный журнал. Я часто выступал на конференциях. Защитил диплом с отличием, что довольно сложно сделать в Датском университете. 

Я понимал, что уезжаю за границу и будет нелегко. Первая возникшая сложность при переезде – языковой барьер. Я неплохо знал английский язык, но тогда еще не привык к непрерывному потоку английской речи. Всю первую неделю я не мог вести нормальный диалог, забывал слова и сильно уставал от этого. В России на курсах подготовки к международным экзаменам TOEFL и IELTS  дают очень хорошую базу, но развязать язык и свободно заговорить на английском возможно только при погружении в среду. Вторая сложность при переезде: мне было тяжело влиться в учебный процесс. С первого занятия пришлось адаптироваться к работе в команде, решать практические задачи и проектные проблемы. Первое время это было стрессом, я не был приучен к такому формату. Я начал проводить гораздо больше времени за учебой, решением задач и поиске информации в интернете, потому что нагрузка по сравнению с моей учебой в России была колоссальная. В последние две недели дипломного проекта я спал не больше 4 часов в день. Я отставал в использовании цифровых технологий, программирования. Это довольно-таки непростые науки, но этот пласт я наверстал самостоятельно. Однако никогда во время учебы за рубежом у меня не возникало чувства, будто я чего-то не знаю в профильных предметах. Иногда даже было некоторое чувство превосходства: теоретические технические основы в России преподают очень хорошо.

Учебный процесс в Дании немного отличается тем, что внимание сфокусировано на практической части. У нас все курсы имели проектные работы. Обучение проходит так: студент сам получает необходимые знания во время работы над практическим проектом. Конечно, там есть профессора и преподаватели, которые помогают студентам с любым вопросом. Экзамены проходят так: тебе нужно решить какую-то задачу повышенного уровня сложности, но ты имеешь доступ ко всем учебникам и конспектам. Кроме того, учеба в Дании заточена на работу в команде. Там нет как таковых академических групп: люди ходят на те занятия, которые им интересны. Во время каждого проекта ты работаешь в группе с разными людьми. В моем университете учатся представители многих национальностей, поэтому в командных проектах попадались люди из разных стран. Это любопытный момент, так как во время такой работы ты понимаешь, что разные люди могут воспринимать одну и ту же информацию совсем иначе. Если студент хочет сделать проект индивидуально, это чаще всего пресекается. 

Обучение в магистратуре в Дании больше готовит специалистов для работы в реальном секторе. Во время обучения я делал студенческие проекты в компании, в которой сейчас работаю. В нынешней работе университетский опыт часто помогает мне подгадать какие-то острые углы или возможные проблемы. Меня мотивировали учиться европейские студенты. Когда я работал в группах, я подмечал отношение сокурсников к проектам и учебе. У большей части учащихся есть глубинное понимание того, зачем он получает высшее образование. Библиотеки никогда не бывают пусты: у них там есть и зона отдыха, и зона развлечения, но большая часть студентов посещает библиотеки для плодотворной учебы. Есть прямая корреляция между уровнем образования и уровнем жизни в будущем. В Европе считается престижным работать в скандинавских странах. В Копенгагене выпускнику вуза достаточно тяжело устроиться из-за большой конкуренции, но наличие диплома Датского технического университета  – гарант того, что человека ждет достойное будущее. Датчане учатся довольно долго. У них считается нормальной практика сменить специальность после окончания университета на диаметрально противоположную. После окончания школы многие европейцы год нигде не учатся, занимаются поиском себя, путешествуют.

С тем, что я из России, было связано много стереотипных историй вплоть до расспросов про медведей, которые гуляют по улицам. Всего на весь университет было всего человек пять из России, поэтому знакомство со мной на собеседника оказывало вау-эффект. Негативного отношения я никогда на себе не замечал. Люди, с которыми я общался, оценивали меня не по паспорту, а по моим человеческим качествам. Про Татарстан я, по возможности, рассказываю везде, всем знакомым, коллегам, партнерам. Многие фанаты футбола из южных стран знают про «Рубин», а про «Ак барс» знают выходцы из Канады и скандинавских стран. Я стараюсь рассказывать про яркие моменты, чтобы у людей в голове сложились позитивные ассоциации с Татарстаном. У Татарстана большой потенциал стать узнаваемым регионом из-за культурных и религиозных особенностей. Уникальное место, где столько национальностей и этнических групп живут в мире и согласии. Думаю, нужно работать над тем, чтобы о нас чаще слышали и знали за границей.

Мысль возвращения в Татарстан меня преследует всегда: домой возвращаться всегда здорово. Жизнь за границей имеет свои сложности, особенности быта и культуры. Конечно, так называемый Work-life balance –  баланс между работой и личной жизнью в Дании меня устраивает. Я привык к благоприятной городской среде, интересным проектам на работе. Несмотря на это, я готов помогать развиваться республике: я поддерживаю датских студентов из Татарстана и с большой охотой участвовал бы в промышленном проекте. Ранее на форуме соотечественников я презентовал министерству промышленности и торговли проект об использовании продукта, который я разрабатываю в компании Hempel. Было бы здорово, если бы правительство тоже организовывало больше форумов, конкурсов, преследовало более активную политику по продвижению бренда Татарстана в цифровом поле.

Думаю, что юным татарстанцам следует чаще выигрывать гранты, чтобы проходить стажировки за рубежом и получить неоценимый опыт. В Евросоюзе, например, хорошо поддерживают студентов. Когда я проводил научно-исследовательские работы в университете, у меня никогда не было проблем с реагентами, аппаратурой. Опыт, который могут получить студенты, учась там, бесценен. Им можно грамотно воспользоваться и улучшать жизнь родной республики. На мой взгляд, самая большая ценность проведения форума соотечественников в Татарстане – это общение специалистов со студентами. Молодым людям именно в этом возрасте важно расширять территориальные и учебные границы, а соотечественники могут им передать свой опыт и при необходимости направить. 

Дания Загидуллина,
Выпускница Медиашколы Университета Талантов