DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expand-whiteicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fb-lighticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-hyperlinkicon-igicon-liicon-likeicon-line-blueicon-line-yellowicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-logouticon-mailicon-mobileicon-next-solid-orangeicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-pencilicon-personicon-portfolio-birthicon-portfolio-dateicon-portfolio-eduicon-portfolio-photoicon-portfolio-schoolicon-portfolio-sporticon-portfolio-staricon-pptPPTicon-prev-solid-orangeicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-profile-abouticon-profile-bulbicon-profile-defaulticon-profile-eduicon-profile-experticon-profile-find-jobicon-profile-find-mentoricon-profile-find-projecticon-profile-handicon-profile-hipoicon-profile-locationicon-profile-mentoricon-profile-owlicon-profile-posticon-profile-studenticon-scrollicon-searchicon-settingsicon-shareicon-signinicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-you КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка email

Лучшие наставники Татарстана представили свои практики в сфере развития талантов

Лучшие наставники Татарстана представили свои практики в сфере развития талантов
Репортаж о финале «Олимпиады наставников»

Наставник – один из ключевых элементов в экосистеме для раскрытия и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи. Для выявления таланта молодежи его помощь особенно необходима. Сегодня Университет Талантов создал все условия для профессионального развития наставников и наряду с образовательной программой предлагает представить лучшие подходы к решению задачи раскрытия потенциала детей и молодежи в «Олимпиаде наставников».

В этом году финал олимпиады состоялся в рамках VI республиканского форума «Открытие талантов». Это заключительное событие в годовом цикле Олимпиады наставников Университета Талантов. Участниками Олимпиады становятся наставники Университета Талантов и будущие наставники – студенты ссузов и вузов. Особенность олимпиады в том, что студенты Университета Талантов при содействии наставников учатся анализировать современные тренды и тенденции, готовятся к собеседованиям и встрече с экспертами от предприятий для представления своих предложений по решению одной из выбранных задач. Такой конкурс позволяет не только продвигать идеи наставничества и развивать компетенции наставников, но и провести  профориентацию школьников и студентов, познакомить их с деятельностью и возможностями ведущих предприятий республики, а также вовлечь студентов в программы работы с предприятиями 2020 года.

Круглогодичный цикл олимпиады включает в себя пассивный этап – этап вовлечения в события Университета Талантов, курс «Управление и продюсированием талантов». Во время заочного этапа участникам предлагаются кейсы по решению задач: в этом году члены жюри рассмотрели 60 кейсов. В 2019 году в заочных этапах конкурса участвовали около 150 человек, из них в финал вышли 2 группы в номинации «Наставник будущего» и 5 наставников Университета Талантов – всего 10% от общего количества участников.

В этом году введена новая номинация «Профессиональная проба в наставничестве», чтобы коллеги, ранее не сотрудничавшие с Университетом Талантов, могли себя попробовать в этой деятельности. Самый активный этап Олимпиады начинается после Молодежной школы талантов, когда стартует конкурсный формат. В этом году возобновили работу и онлайн-олимпиады.

Ольга Репина, координатор «Олимпиады наставников», кандидат психологических наук, руководитель центра компетенций «Академия менеджмента» (г. Набережные Челны), отметила:

– Нашей молодежи идея наставничества нравится. Они работают с большим энтузиазмом, демонстрируют огромный интерес к новой позиции, новым технологиям, не боятся работать с группой, используют нестандартные форматы. Я считаю, что у нас есть будущее. Наставничество – это невероятно важно. Каждый, кто вспомнит своего наставника, скажет о его необходимости. В моей жизни было несколько человек, повлиявших на мое личностное и профессиональное становление. Наставник – это не профессия, а другая позиция, другое отношение к человеку, он готов учить, продвигать и вдохновлять. Очень здорово, что Университет Талантов взял на себя миссию взращивать наставников, поддерживать эту идеологию.

28 ноября наставники провели модернизационную сессию для детей и готовили их к конференции. Участники выбирали одну из трех предложенных задач:

– актуальные задачи, на которые должно ориентироваться предприятие для выхода на лидерские позиции в своей отрасли

– актуальный трек взаимодействия школьников/студентов с предприятиями республики и возможности акселерационных программ Университета Талантов для такого взаимодействия

– система мер поддержки талантливых молодых людей на предприятии, которая обеспечит привлекательность предприятия для молодежи 

Вместе с наставниками ребята подготовили интересующие их вопросы, которые затем задали представителям компаний на пресс-конференции. Здесь роль наставников заключалась в подготовке детей, организации беседы в нужном темпе. Так, молодые люди встретились с экспертами предприятий для более глубокого понимания решаемой задачи, проверки имеющихся гипотез, получения экспертной позиции относительно взгляда на мир, выработки эффективных форм взаимодействия, самоопределения в способе действий. Кроме пресс-конференции, участники провели рефлексивную сессию, где обобщили полученную от экспертов информацию, делали общую сборку решения. На последнем этапе конкурса участники защитили свои проекты.

Евгений Константинов, эксперт системной аналитики компании ICL, подчеркивает, что ребята задают серьезные вопросы, несмотря на свой юный возраст:

– Во время встречи с представителями компаний наставник очень хорошо работал. Он оказывал минимальное влияние на мнение ребят, максимально старался поддерживать командный дух, чтобы участвовали все. В нашей компании наставничество также развивается. Мы стараемся дать каждому молодому специалисту своего наставника, чтобы он ознакомил новичка с работой, организовал рост компетенций своего наставляемого.

Учащиеся 10 класса лицея им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета Альберт Вильданов, Искандер Ишкинеев, Егор Тиньков активно участвовали вместе с наставниками во встрече с представителями компаний:

– Мы подготовили интересующие нас вопросы для представителя «Ак Барс банка» и выбрали тему взаимодействия организации и молодежи – будущих специалистов. Например, мы хотели узнать о возможностях банка, которые предоставляются для молодежи, заграничных стажировках, методах привлечения молодежи в банковскую сферу, актуальных специальностях для этой организации. Кроме того, у нас было и предложение, которое касалось сотрудничества и финансовой помощи творческой молодежи. Например, талантливому человеку, интересующемуся творчеством, банк может оказать финансовую поддержку. В долгосрочной перспективе – это постоянное упоминание о банке в обществе и повышение его имиджа.

Для Гульнары Рузиевой, наставника Университета Талантов, учителя английского языка школы №175 (г. Казань), участие в олимпиаде стало вызовом самой себе, чтобы соревноваться с опытными наставниками, понять правильность своей тактики, получить обратную связь:

– Я сегодня не мыслю себя без наставничества. Я хочу быть максимально полезной, именно этим и притянуло меня данная деятельность. Видеть плоды своего труда – самое главное. Когда ты видишь, что студент растет, ты сама растешь вместе с ним. Эмоции очень важны в этом направлении. Наверное, и они сыграли большую роль в моем вовлечении в наставничество. Самое главное в наставничестве – быть интересной и вовлеченной в запросы конкретного студента. Олимпиада наставников – это колоссальный опыт погружения в наставническую деятельность. За эти два дня мы использовали все знания, инструменты, методы и применили их на практике. За короткий срок мне удалось подготовить к защите проектов одну команду, а выступить с другой, в последний момент адаптировав проект под изменившиеся условия. Это показало, что я обладаю необходимыми компетенциями наставника.

Сегодня в Университете Талантов разработан стандарт деятельности наставника. Здесь выделены умение организовать групповую работу и создать доброжелательную среду для идей – компетенции модерации и фасилитации. На Олимпиаде наставников были особенно выделены три из них – модерация, карьерная навигация, продюсирование – помощь молодым людям в продвижении себя.

Ольга Репина подчеркивает, что заложенная в 2015 году концепция Олимпиады наставников сильно повлияла на становление сообщества наставников Университета Талантов. Именно тогда были заданы нормы, стандарты деятельности, взаимоотношения наставников с молодыми людьми. 

– Сейчас мы стараемся выходить на более четкие конкурсные форматы, когда есть критерии. Есть понимание того, какие компетенции мы выращиваем. У нас многогранная форма конкурса: каждый, кто сюда включается, получает личный результат от участия, – говорит она.

По итогам Олимпиады победителем в номинации «Профессиональная проба в наставничестве» стала Лилия Салихзянова, в номинации «Наставник будущего» победила команда студентов Казанского педагогического колледжа (Динара Насырова, Лилия Галиуллина, Анастасия Мельникова). В номинации «Наставник Университета Талантов» победу одержал Руслан Нуриев, второе и третье место поделили Альберт Главин и Гульнара Рузиева.

Руслан Нуриев, координатор Открытого сообщества наставников Университета Талантов, в прошлом году участвовал в олимпиаде в качестве организатора. 

– Это совершенно два разных опыта, даже трудно сказать, что сложнее – организовать Олимпиаду наставников или участвовать. Мне кажется, второе сложнее. Было интересно. Я познакомился с категорией соотечественников. Это совершенно другие ребята с другим пониманием жизни. Также удалось поработать и со школьниками. Две совершенно разные аудитории дают возможность испытать свои силы, знания, наработки, понять свои зоны роста, на что стоит обратить внимание.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Фоторепортаж

Комментарии

anonymous user
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий