DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Айнур Гаязетдинов: «Возможности не приходят сами – вы создаете их»

Айнур Гаязетдинов: «Возможности не приходят сами – вы создаете их»

Наставник – это человек, который мотивирует и поддерживает своего наставляемого на пути к успеху, помогает выявить сильные стороны, определить зоны роста и достичь желаемых целей. По мнению Айнура Гаязетдинова, заместителя декана факультета наставников Университета Талантов, учителя истории и обществознания Школы Иннополис, главная задача наставника – помочь сделать правильный выбор, при этом уважать выбор молодого человека и не навязывать свои ценности и приоритеты.

Наставник поделился, какую роль играет наставник на пути к успеху, а также рассказал о своих целях и о том, почему важно следовать индивидуальной траектории развития.  

В юношеские годы я и не думал, что буду работать в сфере образования. Меня привлекало проектирование, строительство, но я понимал, что мои художественное способности недостаточно развиты. В то же время мне нравилась история. Учитель, заметив мою заинтересованность и способности, предложила участвовать в олимпиаде. Это и стало отправной точкой, которая привела меня к моей нынешней профессии: я закончил исторический факультет Казанского федерального университета и стал учителем истории. 

В наставничество я пришел в 2018 году. Летом от своих коллег я узнал, что в Университете Талантов стартует базовый модуль для наставников. Как раз в тот период у меня появилось больше свободного времени и я думал, как потратить его с пользой. Пройдя несколько образовательных модулей, Я стал участником Молодежной школы талантов, где мне удалось не только саморазвиваться, но и взаимодействовать с молодыми людьми и помочь им в создании индивидуального плана развития. Меня все это очень увлекло, и я решил продолжить обучение в Университете Талантов в качестве наставника. 

Старания не бывают напрасны, и если вы занимаетесь любимым делом, вас непременно ждет успех. Так, после МШТ я начал тесно сотрудничать с Университетом Талантов, разрабатывать и предлагать новые инструменты развития и взаимодействия со студентами. Однажды Лилия Орлова, руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников», предложила мне представить идеи для дальнейшего развития факультета наставников, поделиться своими идеями и взглядами на будущее касаемо наставничества. После этого я был приглашен на публичную защиту своих идей. Я рассказал, как реализовать эти идеи, что я в свою очередь могу предложить для их реализации и какие зоны роста наставников я вижу. Благодаря этому я стал заместителем декана факультета наставников. Сейчас я помогаю новым наставникам освоиться и разобрать интересующие вопросы.  

Наставник не навязывает свое мнение и не пытается в чем-то переубедить молодых людей. Я считаю, что наставник не советует, как лучше, он сопровождает и поддерживает наставляемого на его пути к успеху. Многие считают, что наставник должен направлять, но при этом забывают, что это может ограничить молодого человека в выборе. Самое главное в нашем деле – не решать за ребят и сделать так, чтобы они научились самостоятельно находить выход из любой ситуации и принимать решения. 

В моей жизни есть несколько наставников. В юношестве у меня не было профессионального наставника, который бы помог мне выстроить и реализовать план развития. Эту роль для меня играли родители, родные и друзья. Отец всегда помогал советом, а мама вселяла веру в себя и настраивала на позитивную волну. Еще к числу наставников хочу отнести свою учительницу по русскому языку, она всегда говорила все как есть, открыто разговаривала с нами на серьезные темы. Сейчас, работая с детьми, я стараюсь видеть в них детей, которые все понимают и разбираются в некоторых вопросах даже лучше, чем взрослые. Молодые люди любят, когда с ними общаются на равных, и такой подход поможет предрасположить к себе ребят. 

Не нужно целенаправленно искать мотивацию перед тем, как заняться делом. Лично я не могу сказать, что конкретно меня мотивирует, это все зависит от ситуации. Мне больше импонирует слово самодисциплина, нежели мотивация. Где-то нам может нравиться сам процесс, а где-то – результат. Думаю, если ты занимаешься любимым делом, тебе не нужно искать мотивацию. Ты просто делаешь то, что тебе нравится, работаешь над собой и своим будущим, потому что тебе это действительно интересно. Это дает результат. Делайте правильный выбор и не пытайтесь заставить себя делать то, что вам не по душе. 

Индивидуальная траектория развития ускоряет процессы на пути к цели. Она позволяет вовремя проанализировать все свои действия, выявить пробелы и закрыть их. ИПР дает наглядную картинку задач, мы видим конкретные цифры и цели. Условно, если не выполнить поставленную задачу в срок, дальше будет намного сложнее, так как задачи будут наслаиваться на друг друга. Преимущество ИПР в том, что он позволяет оперативно реагировать на изменения. К тому же, индивидуальный план строится на основе конкретных запросов и нацелен на то, чтобы привести вас к цели, учитывая ваши предпочтения. У меня тоже есть свой план развития, которому я следую. Ближайшие мои цели: закончить магистратуру Института психологии и образования КФУ, пройти в следующем году аттестацию педагогических работников для установления категории, а также продолжить работу с тремя наставляемыми, с которыми мы будем прорабатывать ИПР и реализовывать его. 

К каждому важен индивидуальный подход. В Школе Иннополис у меня есть ученик, у которого раньше была не очень хорошая успеваемость. Но я видел, что мальчик на самом деле очень способный, тогда я начал с ним работать индивидуально. С тех пор он стал намного лучше учится, это отметили даже коллеги. Важно найти общий язык с ребятами и построить взаимоуважительные отношения. Если ученик уважает учителя, то ему  будет просто неудобно не подготовить домашнее задание. 

Не бойтесь ошибаться, ведь таким способом мы определяем неправильные варианты. Ошибки – это нормально. Нужно воспринимать это как опыт, анализировать и делать работу над ошибками. Будьте готовы, что даже за время обучения ваша профессия может измениться, так как все стремительно развивается, поэтому необходимо быть гибким и развивать в себе как hard skills, так и soft skills. В нашей школе проходит апробация программы «Цифровая платформа персонализированного образования в школе» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», и в связи с этим мы прошли обучающую сессию в Корпоративном университете Сбербанка. Один из спикеров сессии сказал, что до определенного времени в мире были востребованы специалисты «гвозди», которые бьют в одну точку, то есть работают и развиваются только в одной сфере, позже стали востребованы специалисты «Т», они хорошо знают свое дело и плюс все, что так или иначе связано с их профессией. Теперь же этих специалистов сменили другие, так называемые «М», они развиваются в карьере горизонтально, тем самым часто меняют профессию, должность. Отсюда и вывод: работодателям нужны гибкие специалисты, которые быстро учатся и реагируют на изменения. Поэтому все в наших руках: работайте, стремитесь, и тогда у вас получится все, что вы задумали. 

Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов