Благоприятная атмосфера в семье и поддержка родителей в развитии способностей ребенка – ключевой фактор в его самореализации. Чтобы построить доверительные отношения со своими детьми, помочь им определиться с профессией и научить правильно применять свои знания и опыт, необходимо сделать большой вклад в родительское образование.
Для этих целей в республике успешно функционирует Лаборатория родительского образования (ЛРО) – открытая образовательно-коммуникационная площадка для родителей и тех, кто развивает тему родительского образования. Ее задача – содействовать родителям в формировании возможностей для развития таланта ребенка и преобразовать способности детей в жизненный капитал.
В Лаборатории родительского образования активно развивает компетенции наставника для своего ребенка Ирина Асташкина, мама студента Университета Талантов Артура Асташкина, ученика 11 класса школы № 36 г. Набережные Челны. Мы поговорили с ней о воспитании одаренного ребенка, нахождении общего языка с подростком и необходимости родительского образования.
Приглашение поступить в Университет Талантов мой сын получил во время защиты своего проекта в Казани. В это время он занимался робототехникой, участвовал в X Всероссийском робототехническом фестивале «Робофест» в Москве и занял 2 место в командном зачете в направлении «Инженерная книга. Исследовательский проект» в соревновании «Инженерные кадры России». Во время регистрации на портале он приложил все свои грамоты, и это помогло ему стать студентом Университета Талантов.
Переход в другую школу и Университет Талантов помогли моему сыну раскрыться. В нем произошли очень сильные перемены. Если в первой школе он учился хорошо, но не выделялся, то в другой произошел взлет. До этого он всегда был «хорошистом», а теперь в учебе произошел скачок, и он сдал все экзамены на «5». В 9 классе мы больше переживали за экзамены, чем наш сын. Он с такой уверенностью мне говорил: «Мама, почему ты переживаешь? Я же все сдам». Можно сказать, что после поступления в Университет Талантов я не узнала своего ребенка и даже не думала, что он раскроет такой богатый потенциал. Я почувствовала изменения в сыне и при его общении в семье.
Для Артура большой плюс, что мы посещаем занятия Лаборатории родительского образования. Он интересовался нашими уроками. Когда узнал, что мы там учимся общаться и со своими детьми, он сказал: «Это здорово!». Мы пришли в ЛРО и с намерением того, что у нас есть младший ребенок. Если раньше у нас были какие-то упущения со старшим, то в воспитании младшего мы сможем учесть и предотвратить эти ошибки. Артур сам видит продвижения, результаты нашего обучения. Все это очень сплотило нас.
Прогрессивный родитель находится на одной волне с ребенком, следит за новыми тенденциями в мире. Быть таким родителем очень сложно. С возрастом уже хочется вести более размеренную жизнь, но вместе с ребенком надо узнавать новое. Дети сегодня развиваются намного быстрее нас. Мы только начинаем осваивать что-то в интернете или в компьютере, а они это давно знают. Вместе с нами живет моя мама – бабушка Артура. Даже она, начиная с первого класса сына, вместе с Артуром начала «обучаться» заново.
Современный мир требует от тебя совершенно иных компетенций. Хорошо, что у молодежи есть возможность научиться этому в Университете Талантов. Участие в таких мероприятиях, как Молодежная школа талантов, помогает Артуру находить своих единомышленников среди сверстников, дает поддержку наставников и помощь высококвалифицированных специалистов. Особенно ценно, что дети могут пройти образовательные модули и тренинги бесплатно. Одаренным детям бывает трудно найти себе единомышленников, а площадка Университета Талантов объединяет таких детей. Это придает им уверенности в себе для достижения своих жизненных целей.
Родительское образование очень важно, потому что благодаря этому мы можем правильно донести до ребенка свои мысли. Часто успехи ребенка в основном зависят от поддержки родителей. Родительское образование – очень важная тема, ее нужно продвигать.
Иногда твой ребенок в определенных вопросах умнее тебя. Бывает, что я не знаю, как ответить на них, но при этому не хочу подрывать свой авторитет. «Ок, Гугл» нам в помощь! Приходится говорить, что я это забыла или честно признаюсь о своем незнании. Зато это мотивирует меня обучаться, чтобы знать больше.
Мне удается находить общий язык с моими детьми. С детства у нас в семье нет каких-то запретов. Например, если ребенок не хочет спать, зачем его насильно укладывать? Если он захочет, он сам уснет при желании. Поддержка, любовь, уважение мнения ребенка – все это в нашей семье мы всегда приветствуем. Говорят, что ребенка нужно любить, чтобы он осознавал свою важность и всегда хотел возвращаться домой. Вместо того, чтобы наказать ребенка за его поступок, я всегда себя успокаиваю и все взвешиваю, только потом предпринимаю действия. Даже в детстве я учила Артура подумать о последствиях, прежде чем что-либо сделать.
Даже талантливым детям нужно помочь найти вектор развития. Мы, родители, направляем их со своей точки зрения, а наставник подходит к ребенку профессионально. Если с ребенком работают и родители, и наставники, это вдвойне лучше. Поэтому я очень рада, что у Артура есть такой наставник в Университете Талантов.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов