Каждый молодой человек в своем карьерном развитии проходит через три основных этапа: школа, вуз, трудоустройство. Вопросы развития и трудоустройства талантливой молодежи в Республике Татарстан будут рассмотрены на экспертной площадке VI Республиканского форума «Открытие талантов». В обсуждении программы поддержки молодежи, образовательных программ по компетенциям будущего, а также вопросов карьерной навигации могут принять участие и сами молодые люди в молодежный день Форума.
Например, в прошлом году в работе Республиканского форума «Открытие талантов» участвовали талантливые школьники и студенты не только из Татарстана, но и из других регионов России. Ольга Шишкина, ученица 11 класса Долгодеревенской средней школы (Челябинская обл.), вместе со студентами Университета Талантов предлагала идеи по предоставлению мер поддержки для одаренных детей Татарстана. Для этого они первым делом изучили деятельность Университета Талантов, а также изучили существующий комплекс государственных мер поддержки. Ольга поделилась, что они представили, будто находятся в Челябинске, и исходя из этого предлагали свои решения, которые могли подкорректировать вместе с татарстанскими школьниками.
Ольга – корреспондент школьной медиа-группы «В Курсе ТВ», ведущая спортивных новостей, многократный призер конкурсов сочинений. Любовь к литературе ей привила учитель русского языка и литературы Татьяна Александровна Шукшина. Также школьница стала победителем районной олимпиады по ОБЖ и военно-патриотического состязания «Зарница», является старостой класса, увлекается психологией, играет на укулеле, рисует, пишет прозы.
– Ты говорила, что увлекаешься скаутингом. Расскажи поподробнее.
– Это всемирное волонтерское движение. Я состою в отряде «БЭМС». Мы несем вахту памяти возле вечного огня, посещаем пенсионеров (помогаем по хозяйству, общаемся, поем песни, печем выпечку), помогаем в школе. Скаут – друг природы, прилежный ученик, брат другого скаута и помощник родителей. Скаутом может стать каждый, но истинный скаут – это настоящий фанат своего дела. Каждый сам придумывает лесное имя, оно должно быть связано с природой. Мое имя Terra – в переводе с латинского языка это планета Земля.
– У тебя есть наставник? Кто он?
– Мои наставники – это школьные учителя и родители. Учителя направляют меня в правильно русло, а родители сопровождают, поддерживают и верят в меня, даже если у меня что-то не получается. Они гордятся моими успехами и радуются вместе со мной.
Например, когда я участвовала в конкурсе чтецов, папа, несмотря на его сложный график, занимался со мной: слушал мое выступление, вносил корректировки, давал обратную связь. Мама много читает, поэтому просматривает мои сочинения, дает советы. Она рассказывает мне про олимпиады, конкурсы и форумы, таким образом мотивирует меня, чтобы я принимала участие в них. Про Университет Талантов мне тоже рассказала мама: прочитала объявление на сайте школы о форуме. В 5 классе папа привел меня на секцию по баскетболу, мне там понравилось. Родители поддерживают меня в спорте, болеют за меня на соревнованиях.
– Задумывалась ли ты о построении индивидуального плана развития? Если он у тебя есть, ты следуешь ему?
– Впервые я задумалась об этом на форуме «Открытие талантов», до этого индивидуальный план развития я не составляла. У меня часто возникают интересные идеи, но я не знала, как их правильно формулировать, использовать и развивать. Сейчас я понимаю, что при появлении новых идей для проектов я составлю индивидуальный план развития и буду консультироваться с экспертами.
Мне нравится заниматься волонтерской деятельностью, и в 2016 году у меня возникла идея социального проекта. Я думаю, что нужно начать заниматься развитием детей дошкольного возраста: учить их работать в команде, рассказывать о правилах ПДД. В таком возрасте рано думать о будущем, профессии и т.д. Я начала разрабатывать этот проект в 8 классе и в будущем планирую его реализовать.
– Хочешь ли ты реализовать себя в Татарстане, каким образом? Какие условия нужны, чтобы применить все свои навыки в республике?
– Казань – мой самый любимый город в России. Я была здесь пять раз и могу сделать вывод, что Казань – город молодежи, для которой здесь созданы все условия для самореализации.
Я была рада посетить выставку возможностей профессионального развития «Мой Татарстан. Мой талант» и пообщаться с представителями вузов и компаний, потому что я учусь в 11 классе и главная моя задача – поступить в вуз. Я поняла, что в Казани множество престижных университетов, большое количество возможностей для самореализации. На выставке представители Казанского федерального университета рассказали про свои институты. Я узнала, что в КФУ есть направление «Экология и природопользование», по которому я планирую обучаться. Я не первый раз задумалась о переезде в Казань и рассматриваю обучение здесь как один из приоритетных вариантов.
– Где и кем видишь себя в будущем?
– Я вижу себя экологом, который затем будет работать над улучшением экологической ситуации в Челябинске. Челябинск – промышленный город, районы которого названы в честь заводов, например, Трактозаводской, ЧМЗ (Челябинский металлургический завод). Я хочу, чтобы заводы в России не влияли на природу так масштабно.
– Как ты считаешь, для чего нужны такие организации, как Университет Талантов?
– Здесь молодые люди находят себя. У ребят есть много идей, и они разрабатывают индивидуальные проекты. Это интересно и важно, потому что каждый человек талантлив и талант нужно раскрывать и направлять в нужное русло. Эксперты помогают в этом направлении развиваться. Особенно мне запомнился эксперт Кирилл Смирнов – очень интересный человек, он отзывчив и с ним можно найти общий язык.
Я сдружилась со студентами Университета Талантов и волонтерами, нашла единомышленников и уверена, что со многими еще буду поддерживать связь. Если появится возможность еще раз приехать на мероприятие Университета Талантов, я обязательно приеду с новыми поставленными задачами и планами.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов