DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Наставничество как образовательный тренд современности: обмен опытом на федеральном уровне

Наставничество как образовательный тренд современности: обмен опытом на федеральном уровне

Сегодня мы говорим об идее наставничества, дополняя эту педагогическую категорию совершенно новым смыслом. Наставник сейчас – это универсальный и разносторонний человек, который мотивирует наставляемых, составляет совместно с ними планы развития, помогает им достичь поставленных целей, а также разделяет положения концепции Life long learning (непрерывное образование). Чтобы совершенствовать свои технологии сопровождения талантов, наставнику необходимо знать, как реализуется наставничество в других городах и странах. Поэтому так важно проводить научно-практические конференции, где профессиональные наставники расскажут о трендах, новых техниках и методиках, а у молодых наставников будет возможность поучиться у более опытных коллег.

25 октября в Казани на базе Лицея № 146 «Ресурс» состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика». В качестве организаторов мероприятия выступили Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, Университет Талантов и Институт развития образования Республики Татарстан. На протяжении дня эксперты, педагоги, наставники и специалисты обсуждали тренды в образовании, развитие инновационных моделей наставничества, стратегии и технологии деятельности по наставничеству при работе со способной и мотивированной молодежью, а также со школьниками, имеющими трудности в обучении. Кроме того, присутствовали гости из других городов России: Москва, Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Йошкар-Ола.  

На открытии конференции с приветственным словом выступили почетные гости и организаторы: 

Рафис Тимерханович Бурганов, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр образования и науки РТ;

Людмила Николаевна Нугуманова, ректор Института развития образования Республики Татарстан;

Анна Константиновна Орешкина, научный руководитель инновационной площадки Института развития образования Республики Татарстан;

Айдар Фаритович Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов;

Диляра Салиховна Каримова, директор лицея № 146 «Ресурс». 

Молодые специалисты, независимо от того, куда они приходят: детский сад, школа, предприятие, нуждаются в сопровождении более опытных коллег. Поэтому сейчас необходимы такие конференции, где наставники со всей страны будут обмениваться опытом. Специалисты должны уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Республика же в свою очередь будет помогать образовательным организациям в этой адаптации, – отметил роль подобных конференций Рафис Тимерханович.

Конференцию продолжило пленарное заседание. Выступления спикеров были посвящены роли наставника в росте педагога, корпоративной модели наставничества, а также стратегиям внедрения модели наставничества в Татарстане. 

Татьяна Михайловна Ковалева, заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства Московского городского педагогического университета, выступила на тему «Концептуальные вопросы современного наставничества». Спикер отметила новый тип навыков в современной жизни. Кроме hard и soft skills исследователи стали выделять self skills. Это навыки самоорганизации, навигации самообразования и пребывания в непрерывном образовании. 

Наиль Галимжанович Мирсаитов, учитель биологии лицея-интерната № 2 (г. Казань), поделился опытом участия в конкурсе «Учитель года-2019», где стал призером. Его выступление было посвящено  определению роли наставника в профессиональном и личностном росте педагога. 

– Наставник находится вне официальных рамок и правил. У него нет ограничений, это тот человек, который всегда с вами: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Он отличается от остальных в первую очередь тем, что он Человек, который может поддержать, услышать, мотивировать. Поиск своего наставника – очень сложный процесс. Как его найти? Например, определиться с целью, кем вы хотите стать. Найти того, кто лучше всего это делает в мире и обратиться к нему за помощью, несмотря на свой статус. Существует много случаев, когда такой способ помогал людям добиться цели, – отметил Наиль Галимжанович. 

Диляра Мансуровна Шакирова, ведущий научный сотрудник Института развития образования Республики Татарстан, посвятила выступление международному опыту наставничества. Также она отметила, что региональный опыт внедрения практик наставничества в Татарстане реализует Университет Талантов: факультет наставников и курс «Управление продюсированием талантов» позволяют специалистам республики развивать необходимые компетенции для работы со студентами. 

После пленарного заседания участники конференции продолжили работу в секциях:

  1. Концептуальные вопросы современного наставничества
  2. Наставник – ключевое звено в региональной системе сопровождения одаренных
  3. Наставничество для молодых педагогов – профессиональная карьера, формирование hard и soft skills, личное развитие
  4. Наставничество для детей – психологические аспекты наставничества, система планирования работы, мониторинг и оценка эффективности наставнических программ
  5. Наставничество в работе по социальной адаптации и профессиональной ориентации подростков-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья
  6. Современные практики наставничества на предприятиях

Также были проведены круглые столы на тему наставничества в предпринимательстве и в работе со способными и одаренными учащимися в формальных и неформальных организациях, а также семинар-совещание «Социально-педагогические факторы повышения качества образования в школе: современная практика наставничества» и «Региональные системы сопровождения одаренных и развитие наставничества».

Сергей Александрович Жижин, заместитель председателя Городской Думы (г. Саров), рассказал о корпоративной модели наставничества для реализации задач подготовки персонала и работы с кадровым резервом на предприятии Государственной корпорации «Росатом»: 

– Система наставничества подразумевает несколько ступеней: школа, высшие учебные заведения, предприятия. Ярким примером является «Сбербанк». У каждого молодого специалиста есть индивидуальный план развития, он проходит оценку компетенций. Работа с одаренной молодежью – одно из важных направлений. У «Росатома» есть  лагерные смены, турниры, а также около 20 профильных вузов, которые могут в рамках вариативной части государственных образовательных стандартов изменять программу под определенное направление.

В секции, посвященной наставничеству в предпринимательстве, принял участие профессор Университета Пердью (США) Филипп Сангер. Он приехал в Казанский национальный исследовательский технологический университет на 8 месяцев по грантовой программе Фулбрайта. На протяжении двух семестров Филипп будет проводить для казанских студентов авторский курс по управлению проектами. На своих курсах для американских студентов профессор берет около 60 предприятий и совместно со своими учениками в течение года занимается решением задач этих организаций. Не всегда генерируется успешное решение задачи, но в любом случае происходит получение нового опыта, полезных знакомств и укрепление командных компетенций.

Также в рамках конференции прошел круглый стол «Региональные системы сопровождения одаренных и развитие наставничества», модератором которого выступил Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов.

Илья Геннадьевич Лихачев, Руководитель отдела Регионального образовательного центра олимпиадного движения Московской области, поделился опытом работы с одаренными детьми в их регионе:

– У большинства центров взаимодействие с одаренными детьми строится на основе модели «Сириус». У нас реализуются профильные школы в рамках трех направлений: спорт, наука, искусство. Над направлениями «спорт» и «искусство» мы начали работу относительно недавно. Для любителей искусства мы проводим профильную смену по живописи, для спортсменов мы открыли секции по футболу на базе центра спортивной подготовки. Для детей, одаренных в науке, мы организовываем смены по всем 24 общеобразовательным направлениям Всероссийской олимпиады школьников. Очень важно проводить подобные конференции: так мы видим определенные решения стоящих перед нами задач от коллег. 

Кроме того, в рамках научно-практической конференции было подписано соглашение между Университетом Талантов, на базе которого будет создан Республиканский центр выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, и Региональным центром выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (г. Воронеж). Стороны будут развивать сотрудничество и объединят усилия в реализации следующих направлений: 

– взаимообмен практиками

– совершенствование методик отчёта

– совместная деятельность по профильным программам

– развитие наставничества на площадке региональных центров

Наталия Николаевна Голева, директор Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (г. Воронеж), рассказала о планах на сотрудничество:

Об Университете Талантов я узнала два года назад, когда посетила одну из его научно-практических конференций. Мы решили принять участие в этом году, потому что это уникальный обмен опытом. Также большой плюс – это увидеть работу организации непосредственно своими глазами. Мы рады, что Университет Талантов ответил положительно на наше предложение о сотрудничестве. Сейчас мы пришли к решению о совместном создании дорожной карты. Также мы планируем сотрудничать в организации конкурса «Большие вызовы» и развитии курсов по повышению квалификации для наших педагогов из Воронежа.

Фоторепортаж

Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов