DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Алексей Федосеев: «Мы должны предложить образовательную модель со средой, в которой молодые люди будут искать знания»

Алексей Федосеев: «Мы должны предложить образовательную модель со средой, в которой молодые люди будут искать знания»

Сегодня в России наблюдается потребность в новых и сильных проектах, которые смогут занять достойную нишу на глобальном высокотехнологичном рынке и повысят качество жизни людей. Чтобы вырастить поколение лидеров, предпринимателей, инженеров, ученых, управленцев, команд, необходима системная работа, и Кружковое движение – это программа, которая была запущена с целью подготовки к 2025 году сообщества из 500 000 талантов, технологических энтузиастов, предпринимателей нового типа. 

В это движение наиболее массово вовлекаются одаренные дети и талантливая молодежь 12–26 лет, которые впоследствии станут компетентными специалистами в различных группах технологий и смогут обеспечить развитие новых рынков Национальной технологической инициативы до 2035 года. В Татарстане региональным представителем Кружкового движения является Университет Талантов.

На семинаре по совершенствованию системы работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью в РТ мы пообщались с Алексеем Федосеевым, Президентом Ассоциации участников технологических кружков, руководителем Инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ, и обсудили, чем занимаются дети в технологических кружках, с чего начать создание своего проекта и какие изменения необходимо привнести в школьную программу. 

– Что такое технологические кружки?

– Это часто задаваемый вопрос, потому что на самом деле это словосочетание не похоже на старые добрые кружки детского творчества. Нам хотелось подчеркнуть тот факт, что молодые люди применяют технологии, в том числе современные технологии, для решения каких-то задач. Школьники делают наноспутники, специальные алгоритмы по обработке больших данных, которые позволяют бороться с пробками или анализировать исторические документы, изображения. Школьники стараются создать свои гидро-аквапонные системы или выращивают в Фаблабе культуры с помощью автоматического управления. Получается, есть реальные задачи, которые требуют понимания, как их решать, и есть технологии, которые мы применяем. Когда мы говорим про реальные проекты, нельзя полагать, что здесь нет места гуманитариям, как часто многие переживают. Все это требует людей, которые умеют общаться, понимать других, и часто это не программисты и инженеры. 

– В советское время были популярны клубы, где ребята что-то мастерили. Сейчас у современных детей есть такой интерес? Какие есть изменения за это время?

– Мне кажется, такой интерес есть. Сейчас изменились те вызовы, темы, которые действительно трогают детей. Я с большим уважением отношусь к тематике космоса, авиамоделирования и судомоделирования. Но понятно, что современных детей цепляют другие вещи. В большей степени это биотехнологии, невероятные алгоритмы, связанные с обработкой данных, нейротехнологии. Опять же, если мы говорим про космос, то это новые вызовы. Сейчас многие наблюдают следят за созвездием Илона Маска – последовательностью шестидесяти спутников. Они летают несколько дней вокруг Земли, это ощущение, как будто ты попал в фантастический фильм. Редко можно представить, что по небу летит ровного ряда вереница спутников. Это какая-то другая подача даже старых технологий. Интернет всем на свете – то, что пытается сделать Илон Маск. В этом смысле мне кажется, что очень важна переупаковка, которая должна быть связана с новыми вызовами. Лечение болезней, сохранение экологии, решение социальных агрессий – эти задачи тоже могут быть решены, в том числе технологическим путем. Поэтому здесь тематика сильно обновилась. Мне кажется, обновился и принцип работы. Если раньше, как и в школе, взрослый педагог, наставник был источником знаний, то теперь этот человек выступает скорее источником мотивации. Теперь добыть знания и учиться можно самостоятельно, но чтобы понять, в чем соль, или даже разобраться в себе, очень часто нужен опытный товарищ, который может тебе что-то подсказать. Чем больше развиты технологии, тем больше человеческое общение становится востребованным. 

– Как Вы оцените уровень подготовки в школах к вызовам времени? Что необходимо привнести в школьную образовательную программу?

Ян Амос Коменский придумал свою школьную систему в 17 веке в том виде, в котором мы ее имеем сейчас. Предметы, которые позволяют тебе постичь Божественный замысел, о том, как устроена природа, физика, химия, были избыточны, потому что людям в это время не требовалось знаний о мире, они решали более прикладные вещи. Он предложил модель, которая на много веков вперед смогла быть избыточной. Мы сейчас должны не замыкаться в том, что давно переварено, пережевано. Предложить другую образовательную модель, в которой учитель будет заниматься не повторением знаний, которые в принципе и так можно много где достать, а где он будет создавать среду, в которой молодые люди будут искать эти знания. Есть многие форматы, которые были для этого созданы. Ты берешь какую-то нерешенную задачу, начинаешь ее решать и по ходу понимаешь, что ничего не знаешь: нет ни навыков, ни знаний, но предостаточно желания действительно это сделать, и вы начинаете учиться через эти вызовы. Это называется обучением себя через проект. 

Экспериментальная физика, которая раньше составляла значительную часть изучения физики как предмета, сейчас редуцирована до решения математических задач на бумаге, а ведь суть в том, что ты ставишь гипотезу и проверяешь ее на практике, пусть даже это знание уже известно. Так ты выработаешь умения работать с гипотезой, коммуницировать с другими ребятами в классе, аргументировать свою правоту, это тоже стороны современной жизни, которые в значительной степени редуцированы в школе. Я вижу нашу задачу в кружках как создание среды, где эти пробелы можно компенсировать. 

– Если ребенок хочет создать и реализовать проект, с чего ему лучше начать?

– Первый и очень важный совет для тех, кто хочет научиться  проектировать, – делать это как можно больше. С одной стороны, нужно стараться довести дело до конца, а с другой – не нужно тянуть то, что действительно никому не нужно. Проект интересен, когда он решает чью-то проблему. Если он уже исчерпал себя, нужно просто остановиться и заняться другим проектом. Идея проекта в том, чтобы довести замысел до реализации и отрефлексировать то, что сделал. Предприниматели говорят тоже самое: чем больше раз твой бизнес был неудачным, тем лучше, потому что ты учишься на своих ошибках и понимаешь, что каждый следующий будет более успешным. 

– Приведите, пожалуйста, наиболее успешный пример реализации проекта благодаря Кружковому движению НТИ.  

– Наши кружковые ребята 1,5 года назад отправили два спутника: «СириусСат-1» и «СириусСат-2». Но это некая кооперация из Сируса, Фонда Бортника, Кружкового движения, Роскосмоса, там все приложили руку. Это здорово, что благодаря крутым партнерам ребятам удалось «дотащить» два настоящих спутника, которые не являются просто космическим мусором, а решают научную задачу, которую поставил Институт ядерной физики: регистрируют космические лучи.

Есть много примеров попроще. У нас есть достаточно успешный проект, когда коллеги из Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы вместе с ребятами считали пробки на Садовом кольце. Действительно здорово, что авторам проекта были предоставлены данные – все троллейбусы и автобусы имеют внутри датчики. Школьники в течение недели работали с ними и предложили оптимизацию времени маршрутов. Проект был реализован и в какой-то степени повлиял на трафик в городе, потому что департамент взял эти вещи и начал применять. Время от времени попадаются такие партнеры, которые действительно заинтересованы во внедрении, а это самое интересное в проекте. 

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов