Создание нового, реализация собственных идей – сложный и многоступенчатый процесс. Чтобы воплотить готовый продукт в жизнь и выйти на рынок, необходимо определиться с направлением, искать ресурсы и источники информации, создать команду, представить разработки перед экспертами и привлечь инвесторов. При этом проектная деятельность – это не только творческий, но и игровой, ценностно-ориентационный, коммуникативный процесс. Управление проектом под результат – важная надпредметная компетенция, которую необходимо развивать современному человеку.
Для поддержки проектного творчества в Республике Татарстан Университет Талантов проводит Проектную олимпиаду. В ней могут принять участие молодые люди от 12 до 30 лет. В этом году на протяжении 7 месяцев 103 участника из 11 муниципальных районов и 2 городских округов республики погрузились в проектное творчество: познакомились с направлениями проектов, изучили три онлайн-вебинара, оформили паспорт проекта, прошли проектный акселератор и экспертную оценку проектов. Это помогло им научиться генерировать и прорабатывать идеи, а также управлять проектами.
5 октября на базе «Университет управления “ТИСБИ”» состоялся финал Проектной Олимпиады Университета Талантов. Всего было представлено 58 проектов. Защита проектных работ проходила по 4 направлениям:
- инженерно-конструкторское
- научно-исследовательское
- социальное
- предпринимательское
Вероника Земскова, проректор по профориентационной деятельности «Университет управления “ТИСБИ”», поприветствовала участников и рассказала о программах бакалавриата в университете, а также пригласила участников на День открытых дверей, который пройдет в ноябре 2019 года.
Работы участников оценивали компетентные члены жюри:
- Разина Рамазановна Нигматуллина, руководитель направления экспертно-аналитическое сопровождение Университета Талантов, доктор биологических наук и профессор;
- Флера Габдульбаровна Мухаметзянова, руководитель центра магистратуры и аспирантуры ИМО КФУ, доктор педагогических наук, профессор;
- Александра Карташова, руководитель службы развития инноваций ассоциации Иннокам, кандидат технических наук;
- София Суркова, ассоциированный член российской национальной академии управления, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы и кредиты» «Университета управления “ТИСБИ”»;
- Алина Багалеева, главный специалист по анализу и развитию сектора первичной переработки углеводородного сырья «Татнефтехиминвест-холдинг»;
- Гузель Рахимова, руководитель центра студенческого предпринимательства «Тис-бизнес», кандидат экономических наук;
- Галина Малязина, начальник аналитической службы ассоциации Иннокам;
- Михаил Юриков, директор центра инновационно-конструкторских исследований ЦМИ «Авиатор»;
- Радмир Галлямов, заведующий научно-исследовательской лабораторией эффективной подготовки производства №21 КНИТУ-КАИ, кандидат технических наук;
- Лилиана Нугуманова, сертифицированный преподаватель, доктор педагогических наук, профессор КНИТУ-КАИ;
- Ольга Якимова, главный специалист по анализу, социальным вопросам развития секторов переработки углеводородного сырья «Татнефтехиминвест-холдинг»;
- Наталья Аппалонова, координатор Проектной олимпиады Университета Талантов, федеральный эксперт Росмолодежи по проектам физических лиц, кандидат экономических наук.
Руслан Гафиатуллин, воспитанник Центра детского технического творчества (г. Бугульма) представил свой проект – стенд на основе платы Ардуино «Познаватель». Его разработку можно использовать в исследовательской деятельности и в учебном процессе, ведь устройство является доступным и простым в использовании. Стенд можно собрать для конкретного исследования, необходимо лишь дописать программу для Ардуино по заданному алгоритму.
Алсу Гараева из IT-Лицея КФУ (г. Казань) создала электронный путеводитель по литературной Казани. Она изучила биографию писателей и рассмотрела периоды жизни, когда они находились в Казани. Алсу внесла данные на сайт, позже планирует запуск мобильного приложения. По данным точкам составляются маршруты и квесты.
Амир Гарифуллин и Диляра Садыкова (IT-лицей КФУ) защитили проект Mak3Donskiy – интернет-магазин 3D-подарков. Диляра в проекте занимает должность руководителя-бухгалтера, а Амир – руководителя-маркетолога. Ребята контролируют разработку продуктов, ведут бухгалтерский учет, разрабатывают 3D-модели товаров, координируют план маркетинговых мероприятий.
Артур Еремов, ученик 11 класса IT-Лицея КФУ (г. Казань) и руководитель проекта «Chester»:
– Современные технологии позволяют ездить на лифте только вверх-вниз. Мы решили придумать новый механизм, благодаря которому можно будет передвигаться также вправо-влево и даже по диагонали. Я занимаюсь программированием и создаю базу данных, которая собирает информацию с лифтов. Мой напарник в проекте – Вадим Назаров. Он создает макет нашей модели, который позже можно будет возвести в реальном масштабе. Сейчас мы планируем найти партнеров и предложить им нашу идею, чтобы ее апробировали.
Александра Карташова, член жюри научно-исследовательского направления, наставник Университета Талантов, проектный менеджер кластера Иннокам:
– Я смотрела на проекты с позиции практического применения, а не только со стороны их научной проработки. Например, проект по выращиванию плесневых грибов. У него есть перспектива: развитие отечественной сыроваренной продукции. Еще один интересный проект на стыке химии и искусства. Ребята создали специальный материал, при помощи которого можно воссоздать в резине объекты культурного наследия. Это выглядит здорово. Надеюсь, что проекту найдут применение в дальнейшем.
После защиты проектов состоялась официальная церемония награждения лучших работ по направлениям. Победители и призеры Проектной олимпиады получат поддержку своих проектов от Университета Талантов, а также возможность стать студентом Университета Талантов и участвовать в программе годичной продюсерской поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.
Инженерно-конструкторское направление
1 место – SИɅVΔN – беспилотный самолет для мониторинга лесных пожаров. Автор Данила Юдин (IT-лицей КФУ)
2 место – Создание и тестирование программы для робота, управляемого при помощи волн головного мозга. Автор Семен Громов (Лицей № 182 г. Казани)
3 место – Летающий Купол. Автор Владимир Ларюхин (Лицей № 1 г. Зеленодольска)
Социальное направление
1 место – Настольное пособие для детей с нарушением зрения «Животные жарких стран». Авторы Алексей Бушенев, Михаил Шадрин (Детский технопарк «Кванториум» г. Нижнекамска)
2 место – Медиапроект «Инклюзивная медиа студия «Звезда» (г. Арск). Авторы Рузаль Шарипов, Зарина Зайнакова, Камилла Гатауллина, Эльзана Никитина, Валерия Котова (Дворец школьников Арского района, Арская детская телестудия «Нур»)
3 место – Суперсемейки – поддержка и развитие отношений между поколениями в семье путем проведения сезонных мероприятий. Авторы Дамир Гарифуллин, Алина Габидуллина, Гулина Замалиева, Лиана Нугуманова, Валерия Якимова (Объединение молодежных клубов «Исток» с. Нурлаты Зеленодольского района)
Предпринимательское направление
1 место – Mak3Donskiy – интернет-магазин 3D-подарков. Авторы Амир Гарифуллин, Диляра Садыкова (IT-лицей КФУ)
2 место – NeoWave – система интегрированных сервисов для обслуживания образовательных организаций. Авторы Иван Петров, Артур Гарифуллин (IT-лицей КФУ)
3 место – The Jam Peak – компьютерная игра Space Prosperity в жанре «Стратегия». Авторы Денис Рожков, Михаил Федоров, Виталий Кольцов (IT-лицей КФУ)
Научно-исследовательское направление
1 место – Разработка новых катализаторов на основе хелатных комплексов металлов с N, S, O-содержащими органическими соединениями. Авторы Анастасия Ермолаева, Елизавета Товкалева (факультет нефти и нефтехимии Казанского национального исследовательского технологического университета)
2 место – Биогазовая установка. Автор Данил Данилов (Гимназия № 19 г. Казани)
3 место – Стенд на основе платы Ардуино «Познаватель». Автор Руслан Гафиатуллин (Центр детского технического творчества г. Бугульмы)
Наталья Аппалонова отметила, что ребята подготовили сильные проекты:
– Социальное проектирование, несмотря на новизну этого направления в Проектной олимпиаде Университета Талантов, быстро набрало обороты и стало самым многочисленным по количеству заявок. Ребятам я рекомендую не останавливаться, подавать заявки на различные конкурсы. В настоящее время их очень много. В первую очередь рекомендую обратить внимание на Республиканский реестр конкурсных мероприятий и на конкурсы платформы «Россия – страна возможностей».
Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов